Урок по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника»
«Портреты и рассказы крестьянских мальчиков, их духовный мир».
Мурадова Мадина Гаджимурадовна 2018Г
Цели:
- образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; показать богатство духовного мира крестьянских детей; раскрыть внутренний мир героев
. 2. воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
3. развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения;
4. Исследовать средства художественной выразительности
Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют.
Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова.
Там же Парахинские кусты,
деревня Варнавицы, село Шаламово и др .
План.
1.Возраст мальчика.
2. Внешний вид.
3. Выражение лица
4. Одежда.
Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа
— природа и герой в их гармоничном единстве .
Найдите в тексте
Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...
Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…
Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…
Герои рассказа – крестьянские ребятишки
Рассказчик
ФЕДЯ
… лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…
Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»
ПАВЛУША
У второго мальчика…
Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…
А почему мальчик понравился автору?
Ильюша
Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши…
Во что был одет мальчик?
Что такое пейзаж ?
Ночной
Каким пейзажем завершается рассказ?
Какое настроение он вызывает у охотника-рассказчика?
В рассказе даётся описание июльского дня, вечера, ночи…
Найдите художественно-выразительные средства, при помощи которых автору удалось передать свои ощущения и чувства…
Домашнее задание (на выбор)
1. Поразмышлять : Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?
2. Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?
Спасибо за работу