«В живописи, как и в поэзии, главное — это вдохновение»
«В живописи не нужно стремиться к подражанию природе, а нужно стремиться к выражению мысли, каковы бы ни были ее формы»
«Живопись, как и поэзия, живет душой художника, а не руками»
- Эпитет
- Описание
- Пейзаж
- Метафора
- Сравнение
- Персонаж
- Композиция
- Атмосфера
- Сюжет
- Деталь
Тема: Подготовка к сочинению-описанию картины М.Ю. Лермонтова «Вид Тифлиса»
Научится анализировать картину и использовать выразительные средства языка для описания.
- Развивать внимательность к деталям, умение выражать эмоции и личное отношение к произведению искусства.
Мария Михайловна Лермонтова
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Юрий Петрович Лермонтов
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был
конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Бородино
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень
Любовная лирика
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Варвара Лопухина
Первая ссылка
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Вторая ссылка
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.
Лермонтов как поэт
Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить.
Лермонтов как живописец
Живопись Лермонтова находилась в русле художественных исканий времени. Однако если в создании «романтического» Кавказа в литературе предшественником он имел Пушкина, то в живописи не было у него такого предшественника, на творчество которого он мог опираться. Не было в русской живописи того романтического пейзажа, который мог служить Лермонтову образцом. Поэт и в живописи шел своим путем.
«Вид Пятигорска»
В 1837 году был написан пейзаж маслом "Вид Пятигорска". "Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом"
«Развалины близ селения Караагач в Кахетии»
Лермонтов изобразил окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил.
«Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали:
Счастливый, пышный край земли!»
- такой Грузия предстала перед Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.
«Крестовая гора»
Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Эту картину Лермонтов в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург, подарил своему другу, писателю В.Ф. Одоевскому.
Автопортрет
В это же время, в 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. Он передаёт глубокий, напряжённый мир поэта, его страдания, его состояние души. Взгляд его задумчив, даже печален. Таким современники видели Лермонтова в Грузии.
«Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»
Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри", действие которой происходит "...там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...". Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты".
«Вид Тифлиса»
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса - всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова "Вид Тифлиса". Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
1. Рассмотри картину. Устно ознакомься с информацией о ней.
- Картина Михаила Лермонтова «Вид Тифлиса» (1837) — одна из немногих его сохранившихся живописных работ, которая отражает его талант не только как писателя, но и как художника.
- Тифлис-столица и старейший город Грузии (сейчас Тбилиси).
- Кура- это река с восточным течением, которая берет начало в восточной Турции, далее течет через Грузию, пересекая долины меж горами Большого и Малого Кавказа, пока не достигает Каспийского моря в Азербайджане. Общая протяженность реки составляет 1515 километров.
2. Составь и запиши план сочинения:
- 1. Вступление. История создания картины.
- 2. Основная часть.
- А. Сюжет картины
- Б. Настроение картины
- В. Цветовая гамма картины
- 3. Заключение. Моё отношение к картине.
Запиши, что изображено на картине, подбери эпитеты
- 1. **Горы** — величественные, каменистые, загадочные.
- 2. **Город** — старинный, колоритный, восточный.
- 3. **Улицы** — извилистые, тесные, оживлённые.
- 4. **Архитектура** — древняя, традиционная, купольная.
- 5. **Река** — спокойная, прозрачная, широкая.
- 6. **Небо** — ясное, голубое, просторное.
- 7. **Природа** — дикая, гористая, солнечная.
4. Побери синонимы:
- Этюд-эскиз, набросок, зарисовка
- Художник-мастер, живописец, автор
- Картина-произведение, полотно, холст
- Нарисовал-написал, создал, сотворил, изобразил
5. Допиши варианты начала предложений каждой части
- Вступление. Перед нами картина…..На уроке мы познакомились с картиной…
- Основная часть. На картине изображено….Автор изобразил… На переднем/заднем плане…. Вдалике виднеется…
- Заключение. Мне понравилась картина (не понравилась)…., Картина оставила/наводит…
6. Лексическая работа.
- Прочитай словосочетания, которые помогут тебе описать картину. Вставь пропущенные буквы:
Величестве___ые горы, затенё___ые улицы, (средне)вековая архитектура,солнеч_ный свет на зданиях, тёплые тона п_йзажа,яркие к_нтрасты, мя_кие _чертания холмов, захватывающая п_норама, тихий уголок гор_да, ист_рический к_лорит, ч_стота и св_жесть воздуха.
7. Опираясь на вопросы в таблице устно опиши картину
- 1. Общая информация о картине:
- Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов
- Название картины: «Вид Тифлиса»
- Год создания: 1837
- Жанр: Пейзаж
7. Опираясь на вопросы в таблице устно опиши картину
- Вопросы для описания сюжета и композиции:
- Что изображено на переднем плане?
- Например: городская архитектура, улицы, люди и т. д.
- Например: городская архитектура, улицы, люди и т. д.
- Какие объекты выделяются на заднем плане?
- Например: горы, здания, небо и другие детали фона.
- Например: горы, здания, небо и другие детали фона.
- Какое впечатление производит композиция?
- Спокойствие, величие, простор или другой настрой?
- Спокойствие, величие, простор или другой настрой?
7. Опираясь на вопросы в таблице устно опиши картину
- Тёплые, холодные, контрастные или пастельные тона?
- Тёплые, холодные, контрастные или пастельные тона?
- Как художник использует свет и тени?
- Подчеркивает ли это объём предметов, создаёт ли глубину или драматизм?
- Подчеркивает ли это объём предметов, создаёт ли глубину или драматизм?
- Какой эмоциональный эффект создаёт выбранная цветовая гамма?
- Уют, тепло, меланхолия или что-то другое?
- Уют, тепло, меланхолия или что-то другое?
7. Опираясь на вопросы в таблице устно опиши картину
- Особенности архитектуры и природы:
- Какие архитектурные особенности города показаны на картине?
- Купола, восточные постройки, древние здания.
- Купола, восточные постройки, древние здания.
- Какая природа окружает город?
- Горы, холмы, деревья — как они изображены?
- Горы, холмы, деревья — как они изображены?
7. Опираясь на вопросы в таблице устно опиши картину
- Какое настроение передаёт картина?
- Спокойствие, величие, умиротворение?
- Спокойствие, величие, умиротворение?
- Какие чувства вызывает изображение?
- Возможно, чувство путешествия, свободы или размышлений?
- Возможно, чувство путешествия, свободы или размышлений?
- Персональные впечатления:
- Что вам больше всего понравилось в картине?
- Цветовая палитра, композиция или детали архитектуры?
- Цветовая палитра, композиция или детали архитектуры?
- Как вы думаете, что хотел передать художник своим произведением?
Созерцая картину Лермонтова «Вид Тифлиса», я ощущаю величие и спокойствие природы, соединённое с чарующей атмосферой древнего города. Каждая деталь, от мягких очертаний гор до архитектурных линий, передаёт гармонию и умиротворение, словно художник стремился показать не только внешнюю красоту, но и внутренний мир этого места.
Рефлексия
- Что показалось сложным при подготовке к сочинению?
- Какие аспекты картины оказались наиболее интересными?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какой этап урока вам понравился?
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли,
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча,
По небу русскому прошел.
«В живописи, как и в поэзии, главное — это вдохновение»