СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по родному русскому языку на тему "Научный стиль речи" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по родному русскому языку на тему "Научный стиль речи" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по родному русскому языку на тему "Научный стиль речи" 9 класс»

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ 9 класс

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

9 класс

Нау́чный стиль  - функциональный стиль  речи,  литературного  языка , которому присущ ряд особенностей:  предварительное обдумывание высказывания,  монологический характер, строгий отбор языковых средств,  тяготение к нормированной речи.
  • Нау́чный стиль  - функциональный стиль  речи, 
  • литературного  языка , которому присущ ряд особенностей: 
  • предварительное обдумывание высказывания, 
  • монологический характер, строгий отбор языковых средств, 
  • тяготение к нормированной речи.
Особенности научного стиля: - логичность; - последовательность; - ясность; - точность; - доказательность; - насыщенность терминами; -  использование абстрактной лексики.

Особенности научного стиля:

  • - логичность;
  • - последовательность;
  • - ясность;
  • - точность;
  • - доказательность;
  • - насыщенность терминами;
  • -  использование абстрактной лексики.
 Жанры, использующие   научный стиль     монография ,  журнальная  статья ,  рецензия ,  учебник  (учебное пособие),   лекция ,  доклад ,   информационное сообщение,    устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.),  диссертация ,  научный  отчёт ,   реферат ,  автореферат ,   конспект,  тезисы ,  аннотация ,   семинарский  доклад ,  курсовая работа…

Жанры, использующие  научный стиль

  •   монография
  • журнальная  статья
  • рецензияучебник  (учебное пособие),
  •   лекция
  • доклад ,
  •   информационное сообщение, 
  •   устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), 
  • диссертация
  • научный  отчёт ,
  •   рефератавтореферат ,
  •   конспект, 
  • тезисы
  • аннотация ,
  •   семинарский  доклад
  • курсовая работа…
Определить и обосновать стиль данных предложений: разговорный, книжный, высокий, официальный. 1. Пошли дальше, авось что-нибудь сыщем.  2. Решение вышеуказанного во­проса не терпит отлагательства. 3. Не сотвори кумира, у ног бездушной красоты не трать высокие мечты!  4. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов. 5. Владелец выигравшего лотерейного билета может по желанию получить взамен вещевого выигрыша стоимость наличными деньгами.  6. На дворе теплынь такая, неохота дома сидеть. 7. Основа нашего могущества - самоотверженный и вдохновенный труд на благо Отчизны.  8. Подделка государственных казначейских билетов пре­следуется по закону. 

Определить и обосновать стиль данных предложений: разговорный, книжный, высокий, официальный.

  • 1. Пошли дальше, авось что-нибудь сыщем.
  • 2. Решение вышеуказанного во­проса не терпит отлагательства.
  • 3. Не сотвори кумира, у ног бездушной красоты не трать высокие мечты!
  • 4. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов.
  • 5. Владелец выигравшего лотерейного билета может по желанию получить взамен вещевого выигрыша стоимость наличными деньгами.
  • 6. На дворе теплынь такая, неохота дома сидеть.
  • 7. Основа нашего могущества - самоотверженный и вдохновенный труд на благо Отчизны.
  • 8. Подделка государственных казначейских билетов пре­следуется по закону. 
УПРАЖНЕНИЯ Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

УПРАЖНЕНИЯ

  • Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?
1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
  • 1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,  временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем  15—17 °С.
  • 2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15—17 °С.
3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
  • 3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Дайте стилистическую характеристику приведенным фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип речи), используя указанные фразеологические выражения Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, что называется, как говорится, целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами, заключительный аккорд, вилять хвостом.

Дайте стилистическую характеристику приведенным фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип речи), используя указанные фразеологические выражения

  • Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, что называется, как говорится, целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами, заключительный аккорд, вилять хвостом.
Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.  б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся

  • а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.
  • б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.
Какие слова и выражения не соответствуют стилю данных высказываний? Отредактируйте предложения   1. Жилплощадь профессора была вся уставлена стеллажами. 2. В лучах утреннего солнца сверкали на траве атмосферные осадки. 3. На сооружение дворца ухлопали большие средства. 4. У бабушки Ненилы были плохие жилищные условия. 5. Когда наступила эпоха каникул, мы все разъехались кто куда. 6. Пару минут в зале царило молчание.

Какие слова и выражения не соответствуют стилю данных высказываний? Отредактируйте предложения

  • 1. Жилплощадь профессора была вся уставлена стеллажами. 2. В лучах утреннего солнца сверкали на траве атмосферные осадки. 3. На сооружение дворца ухлопали большие средства. 4. У бабушки Ненилы были плохие жилищные условия. 5. Когда наступила эпоха каникул, мы все разъехались кто куда. 6. Пару минут в зале царило молчание.
Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания а) Женя помолчала и опять спросила:  — Оля, а кто такой Тимур?  — Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания

  • а) Женя помолчала и опять спросила: — Оля, а кто такой Тимур? — Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)
  • б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!