Урок русского языка в 5 классе
Селиванова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №12»г. Железногорска Курской области
Отгадайте загадку
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Самостоятельная часть речи
Отвечает на вопросы
Какой? Чей?
Имя прилагательное
В предложении является определением, реже сказуемым. ,
Обозначает признак предмета
Дружит с существительным и подчиняется ему в роде, числе и падеже
Работа в парах
- Свеж... воздух
- син... небом
- на высок… дереве,
- по лесн... тропинке
- близк… другу
- солнечн... зайчика
- больш… сугробы
Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных
Цель урока:
научиться правильно писать падежные окончания прилагательных.
Проблемный вопрос:
Как написать падежное окончание имени прилагательного ?
АЛГОРИТМ Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно:
- 1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
- 2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
- 3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
- 4. Написать окончание имени прилагательного.
Работа в парах
- Свеж... воздух
- син... небом
- на высок… дереве,
- по лесн... тропинке
- близк… другу
- солнечн... зайчика
- больш… сугробы
Работа в парах
- Свеж ий воздух
- син им небом
- на высок ом дереве,
- по лесн ой тропинке
- близк ому другу
- солнечн ого зайчика
- больш ие сугробы
Вывод:
Правила проще нет на свете- что в вопросе-то в ответе!
Помни!
- Прилагательные в форме мужского рода в именительном и винительном падежах имеют окончания – ый , - ий , ой , но отвечают на вопрос какой? Например:
- Молод ой зелен ый клейк ий листок
Помни!
В окончании прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. произносится звук в , а пишется буква г
-ого, его
Например : Больш ого , могуч его
Физ.минутка
Значение слова «Лингвист»
- ЛИНГВИ́СТ, лингвиста, ·муж. 1. Ученый - специалист по лингвистике. 2. Человек, знающий много языков, полиглот ( ·разг. ).
Значение слова «Корректор»
- КОРРЕ́КТОР
- 1. Человек, занимающийся проверкой и исправлением текстов и другой информации .
Значение слова «Лирик»
- ЛИ́РИК, 1.
- 1. Лирический поэт (лит.). 2. Человек, в характере которого преобладает лирическо-поэтическая настроенность ( ·разг. ).
Работа в группах.
Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных, и обозначьте их.
Волшебн… песни, в лунн… сиянии, в холодн… воде, из глубок… оврага, в красив.. лесу, серебрист… паутину, горяч... солнце, на весенн… солнышке.
- Расскажите, каким правилом вы пользовались.
Работа в группах .
Исправьте ошибки
Мягкой снегом, холодный ветром, синий платка, удивительной тишиной, в прозрачный воде, в крошечному домике, в дальную дорогу, в зимнее дни.
- Расскажите, каким правилом вы пользовались
Работа в группах.
Сочините четверостишие, используя любые данные словосочетания.
В синем небе, первые почки, солнышко горячее, удивительную картину, голубая речка (реченька),
белые лебеди, в изумрудных берегах, в вечерней тишине, золотистым лучом, лесные птицы.
Домашнее задание
Стр. 142 Упр.805
( на основе данного упражнения составить свои творческие задания на правописание падежных окончаний имен прилагательных).
Рефлексия
- Я вспомнил…
- Я закрепил…
- Я узнал новое…
Лист достижений
Я знаю
Хорошо знаю
-- падежные окончания имён прилагательных
-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных
Иногда ошибаюсь
-- как выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи
Буду этому учиться
-- как проверять безударные гласные в корне слова
Лист достижений
Я умею
Хорошо умею
-- слушать и слышать, вступать в диалог
Иногда ошибаюсь
-- уважительно относиться к мнению собеседника
Буду этому учиться
-- работать в паре и группе
-- работать с текстовой информацией
-- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность