Урок по алгебре в 9 классе по теме «Числовые последовательности»
Подготовила учитель МОБУ СОШ№2 Зарипова Г.И.
«Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир» Иоганн Вольфганг Гёте
отовимся к ОГЭ
Устный счет
Готовимся к ОГЭ
1. Какому из данных промежутков принадлежит число ?
1) [0,1; 0,2]
2) [0,2; 0,3]
3) [0,3; 0,4]
4) [0,4; 0,5].
2. Найдите значение выражения 0,6·+50
3. Решите уравнение
Задание на определение IQ
Найдите еще два значения:
1) О, Д, Т, Ч, П,
2) 3, 6, 9, 12,
3) 2, 4, 8, 16,
4) 1, 5, 9,
5) 1, 5, 25,
6) к, о, ж, з, г,
7) 1, 1, 2, 3, 5,
8) П, В, С, Ч, П ,
9) 31, 28, 31, 30,
10) 10, -10, 10,
с,ф
Ш, С
8, 13
15,18
С, В
32, 64
31, 30
13,17
-10, 10
125,625
Числовые последовательности
Цели и задачи урока –
- выяснить, что такое числовая последовательность и как задаются числовые последовательности;
- учиться применять полученные знания на практике.
Что общего между этими функциями?
В чем отличие?
Определение
Числовая последовательность – это числовая функция f , которая определена на множестве натуральных чисел N .
Областью определения является множество натуральных чисел N .
у=f(n) –числовая последовательность
=f(1) , =f(2) , =f(3) … =f(n) – первый, второй, третий и n-й члены последовательности. n – натуральное число.
y n - n-й член последовательности
y n+1 - последующий
y n-1 - предыдущий члены последовательности
Способы задания последовательностей
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
С помощью формулы n-ого члена – позволяет вычислить член последовательности с любым заданным номером
Хn = 3n + 2
СЛОВЕСНЫЙ
С помощью описания
Например: Записать последовательность, все члены которой с нечётными номерами равны -2, а с чётными номерами равны 2.
-2; 2; -2; 2; -2; 2; …
X 5 = 3 . 5 + 2 = 17
Х 45 = 3 . 45 + 2 = 137
Способы задания последовательностей
РЕКУРРЕНТНЫЙ
(от слова recursio – возвращаться)
-указывается правило, позволяющее вычислить n-й член последовательности, если известны ее предыдущие члены.
=1; =1; = +
= + =1+1=2;
= + =2+1=3;
=+ =3+2=5;
- последовательность Фибоначчи.
- 1, 1, 2, 3, 5, 8 ,13, 21, 34,…
Решение задач
- Числовая последовательность задана формулой. Заполните таблицу.
7
9
11
13
15
17
19
21
?
?
?
?
?
?
?
?
Решение задач
2.Числовая последовательность задана формулой. Заполните таблицу
0
2
6
12
20
30
42
56
?
?
?
?
?
?
?
?
Решение задач
3. Числовая последовательность задана рекуррентной формулой. Заполните таблицу.
1
3
7
15
31
63
127
255
?
?
?
?
?
?
?
Работа с учебником
Составить одну из возможных формул n-го члена последовательности по первым пяти ее членам.
№ 380
а)1, 2, 3, 4, 5, …
б) -2, -1, 0, 1, 2, …
№ 382
а) 1, 4, 9, 16, …
б) 4, 9, 16, 25, …
Ответы: а) а n =n
б) а n =n-3
Ответы: а) а n =n 2 ,
б) а n =(n+1) 2
Самостоятельная работа
К-2 1. (b n )- числовая последовательность квадратов всех натуральных чисел по возрастанию. Найдите b 1 , b 2 , b 3, b 4 , b 5
2. По заданной формуле b n =-7n+3
определите первые пять членов последовательности.
3. Выпишите первые шесть членов после-довательности (x n ), заданной рекуррентно
x 1 =-5 , х n = х n -1 + 10 (n=2, 3, 4, 5, …)
К-1 1.(а n ) – числовая последовательность кубов всех натуральных чисел по возрастанию. Найдите а 1 , а 2 , а 3, а 4 , а 5
2. По заданной формуле а n =4n+1
определите первые пять членов последовательности.
3.Выпишите первые шесть членов после-довательности (x n ), заданной рекуррентно
x 1 =1 , х n = - х n -1 + 5 (n=2, 3, 4, 5, …)
К-4 1. (d n ) – числовая последовательность всех четных натуральных чисел по возрастанию. Найдите d 1 , d 2 , d 3, d 4 , d 5
2.По заданной формуле b n =-3n-7 определите первые пять членов последовательности.
3. Выпишите первые шесть членов после-довательности (x n ), заданной рекуррентно
x 1 =-3 , х n = - х n -1 - 2 (n=2, 3, 4, 5, …)
К-3 1. (c n ) – числовая последовательность всех простых чисел по возрастанию. Найдите c 1 , c 2 , c 3, c 4 , c 5
2. По заданной формуле c n =5n+2
определите первые пять членов последовательности.
3. Выпишите первые шесть членов после-довательности (x n ), заданной рекуррентно
x 1 =1 , х n = х n -1 + 2 (n=2, 3, 4, 5, …)
Проверьте себя
К-1
К-2
К-3
К-4
Итоги урока. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал …
- Мне понравилось…
- У меня возникли сложности при…
- Я бы еще хотел узнать…
Выберите последовательность, которая отражает степень восприятия вами данной темы
1)5, ,5, , 5 4) 2, , 2, , 2
2)4, ,4, , 4
3)3, , 3, , 3
Домашнее задание
- № 378 а,б,
- № 380 в,г,
- № 382 в,г
Прочитать историческую справку о последовательности Фибоначчи и его свойствах.
Спасибо за внимание!