СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку по теме:  "Дополнение". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Дополнение"»

Русский язык.  5 класс Учитель  Пахолкова Наталия Николаевна 5klass.net

Русский язык. 5 класс

  • Учитель

Пахолкова Наталия Николаевна

5klass.net

Двадцать пятое октября Классная работа

Двадцать пятое октября

Классная работа

1. Повторение.

1. Повторение.

1) Цифровой диктант   Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта:

да – 1,

нет – 0.

1) Цифровой диктант   Проверьте диктант. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл  Ответ: 1001010101 Критерии 10-9 б – «5» 8-7 б – «4» 6-5 б – «3»

1) Цифровой диктант

Проверьте диктант. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл

Ответ: 1001010101

Критерии

10-9 б – «5»

8-7 б – «4»

6-5 б – «3»

2. Запишите под диктовку текст. Задания: 1. подчеркните грамматическую основу в предложениях. 2. найдите и выделите определение.

2. Запишите под диктовку текст.

Задания:

1. подчеркните грамматическую основу в предложениях.

2. найдите и выделите определение.

Проверьте. За каждое правильно подчеркнутое слово поставьте 1 балл. Белка  Увидела  белк а еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка  испугалась,  выронила шишку, сжалась и замерла . Над лесом пролетел  ястреб.

Проверьте. За каждое правильно подчеркнутое слово поставьте 1 балл.

Белка

Увидела белк а еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась, выронила шишку, сжалась и замерла . Над лесом пролетел ястреб.

1. Запишите предложение.  2. Сделайте его синтаксический разбор. 3. Напишите характеристику предложения:  1) по цели высказывания,  2) по эмоциональной окраске,  3) по наличию второстепенных членов предложения.   Белка увидела.

1. Запишите предложение. 2. Сделайте его синтаксический разбор. 3. Напишите характеристику предложения: 1) по цели высказывания, 2) по эмоциональной окраске, 3) по наличию второстепенных членов предложения. Белка увидела.

Проверьте. Белка  увидела . (Повествовательное, невосклицательное, нераспространенное)

Проверьте.

Белка увидела .

(Повествовательное, невосклицательное, нераспространенное)

Определение темы урока.

Определение темы урока.

Тема урока:  «Дополнение»

Тема урока: «Дополнение»

Целеполагание.

Целеполагание.

познакомиться с дополнением как второстепенным членом предложения  1) Научиться находить дополнение в предложении;  2) Определять его синтаксическую функцию;  3) Научиться различать дополнение и   подлежащее. Цель урока:     Задачи:

познакомиться с дополнением как второстепенным членом предложения

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

Цель урока: Задачи:

  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. От какого слова зависит? Определение 2. Что обозначает? Дополнение От существитель-ного Обстоятельство Признак, качество предмета 3. На какие вопросы отвечает? 4. Какой частью речи выражен?   Какой?  Чей? Который?   Прилагательным, местоимением    

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. От какого слова зависит?

Определение

2. Что обозначает?

Дополнение

От существитель-ного

Обстоятельство

Признак, качество предмета

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какой частью речи выражен?

 

Какой? Чей?

Который?

 

Прилагательным, местоимением

 

 

  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Определение 1. От какого слова зависит? 2. Что обозначает? Дополнение От существитель-ного 3. На какие вопросы отвечает? Признак предмета От глагола Обстоятельство Предмет 4. Какой частью речи выражен?   Какой?  Чей?   На вопросы косвенных падежей (Кого? О чем? Кому?) Прилагательным Чаще существи-тельным или местоимением    

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Определение

1. От какого слова зависит?

2. Что обозначает?

Дополнение

От существитель-ного

3. На какие вопросы отвечает?

Признак предмета

От глагола

Обстоятельство

Предмет

4. Какой частью речи выражен?

 

Какой? Чей?

 

На вопросы косвенных падежей (Кого? О чем? Кому?)

Прилагательным

Чаще существи-тельным или местоимением

 

 

Применение нового знания.

Применение нового знания.

Задание. Прочитайте предложения. Найдите дополнение и подлежащее. Определите, в какой падежной форме стоит дополнение.   1. Горький дым развеет ветер. 2. Сильный дождь залил весь сад. 3. Мороз сковал льдом весь пруд.

Задание. Прочитайте предложения. Найдите дополнение и подлежащее. Определите, в какой падежной форме стоит дополнение.

1. Горький дым развеет ветер.

2. Сильный дождь залил весь сад.

3. Мороз сковал льдом весь пруд.

Задание.  Составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении.

Задание. Составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении.

Алгоритм 1. Найди грамматическую основу. 2. Найди слово, от которого зависит слово. 3. Выясни, что он обозначает? 4. На какой вопрос отвечает? 5. Какой частью речи выражен?

Алгоритм

1. Найди грамматическую основу.

2. Найди слово, от которого зависит слово.

3. Выясни, что он обозначает?

4. На какой вопрос отвечает?

5. Какой частью речи выражен?

Алгоритм 1. Найди грамматическую основу. 2. Найди слово, от которого зависит слово. 3. Выясни, что он обозначает? 4. На какой вопрос отвечает? 5. Какой частью речи выражен?  Найдите дополнение.   Зубастый зверек грызет с    визгом дубок.

Алгоритм

1. Найди грамматическую основу.

2. Найди слово, от которого зависит слово.

3. Выясни, что он обозначает?

4. На какой вопрос отвечает?

5. Какой частью речи выражен?

Найдите дополнение.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Найдите дополнение 1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну .  3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.

Найдите дополнение

1. Вечером развели мы костер.

2. Яркий огонь костра осветил поляну .

3. Ураган приближался к городу.

4. От цветка исходил нежный аромат.

Проблемное задание.   Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица:  Умение родит хотение . - Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда. - Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик. - Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение! - Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение...

Проблемное задание.

Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица:  Умение родит хотение .

- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.

- Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.

- Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение!

- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение...

Найдите подлежащее и дополнение Солнце заслоняет облако.

Найдите подлежащее и дополнение

Солнце заслоняет облако.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

1. Выпишите грамматическую основу в каждом предложений.  1) Село украшает сад.  2) Альбом взял мальчик.  3) Алёшино лицо покрывали веснушки.  4) Кирпичи носили каменщики. 2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения. 1. Мы принесли цветы в корзине . 2. Орел закричал и расправил крылья . 3. Турция - южная страна. 3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.   1. Дополнение, сказуемое, определение.  2. Определение, обстоятельство, подлежащее. 3. Определение, дополнение, обстоятельство. 3. Определение, дополнение, обстоятельство. 3. Определение, дополнение, обстоятельство. 3. Определение, дополнение, обстоятельство.

1. Выпишите грамматическую основу в каждом предложений.

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.

1. Мы принесли цветы в корзине .

2. Орел закричал и расправил крылья .

3. Турция - южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

1. Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

  • 3. Определение, дополнение, обстоятельство.
  • 3. Определение, дополнение, обстоятельство.
  • 3. Определение, дополнение, обстоятельство.
  • 3. Определение, дополнение, обстоятельство.
Ответы Поставьте 1 балл за каждый правильный ответ 1. 1) украшает  сад . 2) взял  мальчик . 3) покрывали  веснушки . 4) носили  каменщики . 2. 1. Мы принесли цветы в корзине . 3. 3. Определение, дополнение, обстоятельство.      Оцените «5» – 6 б «4» – 5 б «3» – 4 б «2» – 3 б и меньше

Ответы

Поставьте 1 балл за каждый правильный ответ

1. 1) украшает сад .

2) взял мальчик .

3) покрывали веснушки .

4) носили каменщики .

2. 1. Мы принесли цветы в корзине .

3. 3. Определение, дополнение, обстоятельство.

Оцените

«5» – 6 б

«4» – 5 б

«3» – 4 б

«2» – 3 б и меньше

Продолжите фразу:  В предложении есть главные и .....члены предложения Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает .... Дополнение обычно выражается ....... Продолжите фразы: Сегодня на уроке… Мне на уроке….

Продолжите фразу:

В предложении есть главные и .....члены предложения

Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....

Дополнение обычно выражается .......

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке…
  • Мне на уроке….
Домашнее задание Знать, что такое дополнение, уметь рассказывать о нем п26 Задание на выбор. 1)Составьте и запишите на тему «В лесу» четыре распространенных предложения, в которых сказуемыми были бы глаголы: бояться, испугаться, опасаться, страшиться. Подчеркните дополнения. Или 2) Упр. 137 (1 и 2).

Домашнее задание

Знать, что такое дополнение, уметь рассказывать о нем п26

  • Задание на выбор.

1)Составьте и запишите на тему «В лесу» четыре распространенных предложения, в которых сказуемыми были бы глаголы: бояться, испугаться, опасаться, страшиться. Подчеркните дополнения.

Или

2) Упр. 137 (1 и 2).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!