Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы светской этики
Тема: Что такое дружба?
Класс: 4
Мероприятие: урок
Тип урока – открытие нового знания
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Объяснить, что дружеские отношения могут иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.
Познавательные УУД:
познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Регулятивные УУД:
удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи.
Методы:
проблемно – поисковый,
словесный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая
Ход урока:
1. Организационный этап (создание психологического комфорта на уроке) Слайд №2
- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
(Правила работы в группах, капитаны)
2. Введение в тему:
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемая песня. Внимание на экран!
(Песня «Ты и я» и картинка Барбоскины . )
-О чем эта песня?(О дружбе)
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (Тема нашего урока)
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).
- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?
(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)
- Предлагаю начать работу.
3. Основная часть:
Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?
1 группа: Работает со словарём В.Даля
2 группа: Работает со словарём С. И. Ожегова
Все вместе: Работают по учебнику. Стр112(чтение по цепочке, обсуждение)
Дружба-это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными свойствами дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Итак, мы с вами прочитали статью из учебника и услышали слова (таблички со словами вывешиваются на доску)
доверие, симпатия, взаимопомощь, взаимоуважение. А что же они обозначают и какой смысл несут? Работа со словарями
Ребята зачитывают определения.
- Совпадают ли эти определения с вашими высказываниями о дружбе?
Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Маршака «Друзья-товарищи»)
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, –
Шли, куда попало
В первый тёплый день.
Шли, куда попало,
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.
Оказывается, все что мы с вами сейчас назвали, верно!
Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.
( Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию)
Притча
Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)
- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)
Работа с учебником: А сейчас откройте стр.114 нашего учебника, там вы найдете пословицы о дружбе! Давайте прочитаем их. Скажите, а чем они все похожи? А различаются? Верно! Какой национальности и религии не были люди, все ценят верную дружбу и друзей!
- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю коробочки с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл
.
Игра «Собери пословицу»
«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»
«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»
« Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,
«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»
Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.
- Ребята, а наш класс можно назвать дружным? Вот сейчас мы это и проверим)))
Физминутка «Танцуем вместе»
Упражнение «Единство»
– Попробуйте одним пальцем поднять карандаш (книгу, ручку) над партой.
Дети пробуют.
– А теперь то- же самое сделайте, используя все пальцы руки.
Расскажите, в каком случае вам удалось выполнить это задание?
Ответы детей.
– Конечно же, карандаш (книгу, ручку) легче и удобнее было поднять всеми пальцами. Так происходит и в семье, в коллективе. Если за дело взялись все, то оно обязательно будет успешным.
- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько законов дружбы.
Коллективная работа «10 законов дружбы»
(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску. Например:
* Хранить тайны друзей
*Доверять другу
*Помогать другу
*Защищать друга….
- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
( Учитель вывешивает на доску плакат с10 законами дружбы)
Законы дружбы
Доверять другу
Делиться новостями, успехами, неудачами
Уметь хранить чужие тайны
Радоваться вместе с другом его успехам
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
Защищать друга
Не критиковать друга в присутствии других людей
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
Всегда выполнять свои обещания
- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили, в чём отличие?
Работа с учебником:с.114, Алим Кешоков»Мне больно,мальчики»
(Обсуждение темы предательства)
Театрализация. Рассказ В.Осеевой “Три товарища”
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке
- Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
- Завтрак потерял.
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? – спросил Миша
- Не знаю – тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: “Бери, ешь!”
Ребята, какие законы дружбы мы видим в этой сценке?
И кто здесь настоящий друг?
3.Закрепление социальных понятий.
Задание 1. «Ситуации» (по группам)
Ситуация 1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую компьютер. Ваши действия? |
Ситуация 2. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. Ваши действия? |
Задание 2. Работа в группах.
- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.
Задание 3. «Цветок дружбы»
- А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям. ( Выполняют задание под музыку)
- Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.
Работа с иллюстрациями.
- Первая дружба начинается в семье. Мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе.
- Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
- А сейчас внимание на экран. Назовите друзей известных героев произведений.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и Черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Посмотрите на нашу книжную выставку в классе! Все эти книги о дружбе! Их можно прочитать в нашей школьной библиотеке.
А в нашем учебнике ,на стр.115 есть список книг, рекомендуемых к прочтению!
4.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие законы дружбы вам показались самыми лёгкими? Тяжёлыми?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
5. Рефлексивно-оценочная деятельность.
- Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг. (Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.
- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?
- Над чем вам ещё надо поработать?
Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости. А завершить хотелось бы стихами Ф. Алиева:
Хороший друг – как ветер.
При несчастье
Он унесёт и горе и беду.
Как листья
Что осыпались в ненастье
В осеннем, холодеющем саду.
А в радости –
Он мощный вал, стоящий
Надёжно на пути врагов твоих.
Люблю друзей, надёжных, настоящих.
Ценю и воспеваю их!
6.Домашнее задание
1. Напишите рассказ о своём друге.
2. Нарисуйте иллюстрации по теме «Мой друг».
Песня «Дружба» (Барбарики)
Резерв
Игра «Хорошо ли вы знаете своих друзей?»
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
- Внимательны ли вы к ним?
- Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?
- Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
7