СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Дружба".ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Дружба".ОРКСЭ 4 класс»


Основы религиозных культур и светской этики


Модуль: Основы светской этики


Тема: Что такое дружба?

Класс: 4

Мероприятие: урок

Тип урока – открытие нового знания

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

  • Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.

  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

  • Объяснить, что дружеские отношения могут иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками


Планируемые результаты:


Личностные УУД:

учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.

Познавательные УУД:

познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи.

Методы:

проблемно – поисковый,

словесный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

групповая









Ход урока:


1. Организационный этап (создание психологического комфорта на уроке) Слайд №2

- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.


- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

(Правила работы в группах, капитаны)


2. Введение в тему:


-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемая песня. Внимание на экран!

(Песня «Ты и я» и картинка Барбоскины . )

-О чем эта песня?(О дружбе)

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (Тема нашего урока)

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).

- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?

(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)

- Предлагаю начать работу.

3. Основная часть:


Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?

1 группа: Работает со словарём В.Даля

2 группа: Работает со словарём С. И. Ожегова

Все вместе: Работают по учебнику. Стр112(чтение по цепочке, обсуждение)

Дружба-это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными свойствами дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Итак, мы с вами прочитали статью из учебника и услышали слова (таблички со словами вывешиваются на доску)

доверие, симпатия, взаимопомощь, взаимоуважение. А что же они обозначают и какой смысл несут? Работа со словарями

Ребята зачитывают определения.


- Совпадают ли эти определения с вашими высказываниями о дружбе?

Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Маршака «Друзья-товарищи»)

День стоял весёлый 
Раннею весной. 
Шли мы после школы – 
Я да ты со мной. 

Куртки нараспашку, 
Шапки набекрень, – 
Шли, куда попало 
В первый тёплый день. 

Шли, куда попало, 
Просто наугад, 
Прямо и направо, 
А потом назад. 

А потом обратно, 
А потом кругом, 
А потом вприпрыжку, 
А потом бегом. 

Весело бродили 
Я да ты со мной, 
Весело вернулись 
К вечеру домой. 

Весело расстались – 
Что нам унывать? 
Весело друг с другом 
Встретимся опять.

Оказывается, все что мы с вами сейчас назвали, верно!

Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.

( Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию)


Притча

Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.


- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)

- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)

Работа с учебником: А сейчас откройте стр.114 нашего учебника, там вы найдете пословицы о дружбе! Давайте прочитаем их. Скажите, а чем они все похожи? А различаются? Верно! Какой национальности и религии не были люди, все ценят верную дружбу и друзей!

- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю коробочки с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл

.

Игра «Собери пословицу»


«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»

« Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»


Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.

- Ребята, а наш класс можно назвать дружным? Вот сейчас мы это и проверим)))


Физминутка «Танцуем вместе»

Упражнение «Единство»

– Попробуйте одним пальцем поднять карандаш (книгу, ручку) над партой.

Дети пробуют.

– А теперь то- же самое сделайте, используя все пальцы руки.

Расскажите, в каком случае вам удалось выполнить это задание?

Ответы детей.

– Конечно же, карандаш (книгу, ручку) легче и удобнее было поднять всеми пальцами. Так происходит и в семье, в коллективе. Если за дело взялись все, то оно обязательно будет успешным.

- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько законов дружбы.

Коллективная работа «10 законов дружбы»

(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску. Например:

* Хранить тайны друзей

*Доверять другу

*Помогать другу

*Защищать друга….

- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.

( Учитель вывешивает на доску плакат с10 законами дружбы)

Законы дружбы

  1. Доверять другу

  2. Делиться новостями, успехами, неудачами

  3. Уметь хранить чужие тайны

  4. Радоваться вместе с другом его успехам

  5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи

  6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций

  7. Защищать друга

  8. Не критиковать друга в присутствии других людей

  9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя

  10. Всегда выполнять свои обещания

- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили, в чём отличие?

Работа с учебником:с.114, Алим Кешоков»Мне больно,мальчики»

(Обсуждение темы предательства)


Театрализация. Рассказ В.Осеевой “Три товарища”

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке

- Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

- Завтрак потерял.

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? – спросил Миша

- Не знаю – тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: “Бери, ешь!”

Ребята, какие законы дружбы мы видим в этой сценке?

И кто здесь настоящий друг?


3.Закрепление социальных понятий.


Задание 1. «Ситуации» (по группам)


Ситуация 1.


Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую компьютер. Ваши действия?


Ситуация 2.

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. Ваши действия?



Задание 2. Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.



-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.



Задание 3. «Цветок дружбы»


- А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям. ( Выполняют задание под музыку)

- Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.


Работа с иллюстрациями.

- Первая дружба начинается в семье. Мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе.

- Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.

- А сейчас внимание на экран. Назовите друзей известных героев произведений.

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) 
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.) 
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) 
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) 
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и Черепаха.) 
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Посмотрите на нашу книжную выставку в классе! Все эти книги о дружбе! Их можно прочитать в нашей школьной библиотеке.

А в нашем учебнике ,на стр.115 есть список книг, рекомендуемых к прочтению!


4.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие законы дружбы вам показались самыми лёгкими? Тяжёлыми?

- Настоящий друг – кто он?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?


5. Рефлексивно-оценочная деятельность.

- Ребята, у вас на столах лежат кружки с вашими именами. А на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и закрепите его на том месте, где по вашему мнению находитесь вы как друг. (Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.

- Почему вы прикрепили свой кружок именно на это место?

- Над чем вам ещё надо поработать?

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости. А завершить хотелось бы стихами Ф. Алиева:

Хороший друг – как ветер.

При несчастье

Он унесёт и горе и беду.

Как листья

Что осыпались в ненастье

В осеннем, холодеющем саду.

А в радости –

Он мощный вал, стоящий

Надёжно на пути врагов твоих.

Люблю друзей, надёжных, настоящих.

Ценю и воспеваю их!


6.Домашнее задание

1. Напишите рассказ о своём друге.

2. Нарисуйте иллюстрации по теме «Мой друг».



Песня «Дружба» (Барбарики)




Резерв

Игра «Хорошо ли вы знаете своих друзей?»

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

- Внимательны ли вы к ним?

- Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?

- Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)

  1. Какой урок у него любимый?

  2. На чем он любит кататься?

  3. Какое время года у него любимое?

  4. Какой вид спорта любит?

  5. Кем хочет стать, когда вырастет?

  6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

  7. Какие книги любит читать?































7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!