Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Фразеология"»
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучают фразеологизмы?
- Что называется фразеологизмами?
- Можно ли опустить или изменить слово в фразеологизме?
- Какую синтаксическую роль в предложении могут играть фразеологизмы?
- Где мы можем посмотреть значение фразеологизмов?
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.
Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
- сломя голову;
- олух царя небесного;
- без царя в голове;
- голова два уха;
- голова садовая;
- медный лоб.
- быть не в духе;
- сам себе голова;
- ни то, ни сё;
- помолчать в тряпочку;
- кто в лес, кто по дрова.
- язык проглотить
- в мгновенье ока
- смотреть в оба
- быть не в духе;
- сам себе голова;
- ни то, ни сё;
- помолчать в тряпочку;
- кто в лес, кто по дрова.
- язык проглотить
- в мгновенье ока
- смотреть в оба
- быть не в настроении;
- жить своим умом;
- ни рыба, ни мясо
- держать язык за зубами;
- кто во что горазд;
- держать язык за зубами;
- в два счёта;
- держать ухо востро.
- как кот наплакал; спустя рукава;
набрать в рот воды;
заварить кашу;
через час по чайной ложке.
- как кот наплакал;
- спустя рукава;
- набрать в рот воды;
- заварить кашу;
- через час по чайной ложке.
- черепашьим шагом;
- засучив рукава;
- хоть пруд пруди;
- заливаться соловьём;
- расхлёбывать кашу.
«
.
«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на шею» —
быть обузой для другого человека.
«Водить за нос» — обманывать.
- направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,
- вызвать огонь на себя;
- войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
- разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
- шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
- через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
- стричь под одну гребенку;
- сбоку припеку;
- мертвая хватка.
Ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____.
1-я команда
Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых
2-я команда
Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу
Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.
Спасибо за игру!!!!!
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу игры мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Молодцы!