СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Генетика как отрасль биологической науки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содеожит материал об этпапх развития генетики как науки, ее задачах на современном этапе. Также есть материал об основных понятиях генетики, которые пополнятся на последующих уроках.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Генетика как отрасль биологической науки"»

Тема: Генетика- одна  из важнейших отраслей  биологической науки Учитель биологии МОУ «Школа-гимназия № 6 « г. Джанкоя Марченко Е.В.

Тема: Генетика- одна из важнейших отраслей биологической науки

Учитель биологии МОУ «Школа-гимназия № 6 « г. Джанкоя

Марченко Е.В.

Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов,  познакомить с историей развития генетики, основными понятиями науки.

Цели урока:

  • сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов,
  • познакомить с историей развития генетики, основными понятиями науки.
«Будут ли иметь дети голубые глаза у семейной пары, где у мамы они карие , а у папы голубые ?»

«Будут ли иметь дети голубые глаза у семейной пары, где у мамы они карие , а у папы голубые

Генетика   — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов. Наследственностью   называется свойство организмов передавать потомкам особенности строения, физиологические свойства и характер индивидуального развития.   Изменчивостью  называется способность живых организмов изменять свои признаки. Ген – участок молекулы ДНК

Генетика   наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

Наследственностью   называется свойство организмов передавать потомкам особенности строения, физиологические свойства и характер индивидуального развития.

  Изменчивостью  называется способность живых организмов изменять свои признаки.

Ген – участок молекулы ДНК

Задачи, решаемые наукой генетикой. Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития. Изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития организмов. Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов. Изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.

Задачи, решаемые наукой генетикой.

  • Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития.
  • Изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития организмов.
  • Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов.
  • Изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.
В своём развитии генетика прошла  ряд этапов.   Наследственностью люди интересовались очень давно. С развитием сельского хозяйства сформировалась прикладная наука селекция, которая занималась созданием и формированием новых пород животных и сортов растений. Но объяснить механизмы передачи признаков потомкам селекционеры не могли.   Работа с текстом учебника : прочитать 1-ый абзац главы «История развития генетики» на стр. 60 Расскажите о первых попытках объяснения некоторых фактов, обусловленных проявлением закономернорстей наследования признаков.

В своём развитии генетика прошла

ряд этапов.

 

Наследственностью люди интересовались очень давно. С развитием сельского хозяйства сформировалась прикладная наука селекция, которая занималась созданием и формированием новых пород животных и сортов растений. Но объяснить механизмы передачи признаков потомкам селекционеры не могли.  

Работа с текстом учебника : прочитать 1-ый абзац главы «История развития генетики» на стр. 60

Расскажите о первых попытках объяснения некоторых фактов, обусловленных проявлением закономернорстей наследования признаков.

Первый этап развития генетики изучение наследственности и изменчивости на организменном уровне .      Этот этап связан с работами  Г. Менделя. В  1865 г.  в работе «Опыты над растительными гибридами» он описал результаты своих исследований закономерностей наследования признаков у гороха.    Г. Мендель установил  дискретность  (отдельность) наследственных факторов и разработал  гибридологический метод  изучения наследственности.    Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов, которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.

Первый этап развития генетики

изучение наследственности и изменчивости на организменном уровне .

    Этот этап связан с работами  Г. Менделя. В  1865 г.  в работе «Опыты над растительными гибридами» он описал результаты своих исследований закономерностей наследования признаков у гороха.

  Г. Мендель установил  дискретность  (отдельность) наследственных факторов и разработал  гибридологический метод  изучения наследственности.

  Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов, которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.

Значение открытий Г. Менделя оценили только после того, как его результаты были подтверждены в 1900 г. тремя биологами независимо друг от друга:  Х. де Фризом  в Голландии,  К. Корренсом  в Германии и  Э. Чермаком  в Австрии. Этот год считается годом возникновения науки генетики.   Менделевские законы наследственности заложили основу теории гена , а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии

Значение открытий Г. Менделя оценили

только после того, как его результаты

были подтверждены в 1900 г.

тремя биологами независимо друг от друга:  Х. де Фризом  в Голландии,  К. Корренсом  в Германии и  Э. Чермаком  в Австрии. Этот год считается годом возникновения науки генетики.

 

Менделевские законы наследственности заложили основу теории гена , а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии

  В  1901–1903 гг.   Хуго  де Фриз  выдвинул  мутационную теорию   изменчивости , которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.

  В  1901–1903 гг.   Хуго де Фриз  выдвинул 

мутационную теорию   изменчивости , которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.

Второй этап развития генетики  — изучение закономерностей наследования признаков на хромосомном уровне .    Была   установлена взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз).    Изучение строения клетки привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены — это участки хромосом.

Второй этап развития генетики  — изучение закономерностей наследования признаков на хромосомном уровне .

  Была   установлена взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз).

  Изучение строения клетки привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены — это участки хромосом.

 В   1910–1911 гг.  американский генетик  Т. Г. Морган  и его сотрудники провели исследования закономерностей наследования на мушках дрозофилах.  Они установили, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группы сцепления.   Морган установил также закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.   Эти открытия позволили сформулировать  хромосомную теорию наследственности.

В   1910–1911 гг.  американский генетик  Т. Г. Морган  и его сотрудники провели исследования закономерностей наследования на мушках дрозофилах. 

Они установили, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группы сцепления.

  Морган установил также закономерности наследования признаков,

сцепленных с полом.

  Эти открытия позволили сформулировать  хромосомную теорию наследственности.

Третий этап развития генетики  — изучение наследственности и изменчивости  на молекулярном уровне .    На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория « один ген  —  один   фермент »: каждый ген контролирует синтез одного фермента, а фермент контролирует одну биохимическую реакцию.

Третий этап развития генетики  — изучение наследственности и изменчивости  на молекулярном уровне .

  На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория « один ген  —  один   фермент »: каждый ген контролирует синтез одного фермента, а фермент контролирует одну биохимическую реакцию.

  В  1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон  создали модель молекулы ДНК в виде двойной спирали, объяснили способность ДНК к самоудвоению. Стал понятен механизм изменчивости: любые отклонения в структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.

  В  1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон  создали модель молекулы ДНК в виде двойной спирали, объяснили способность ДНК к самоудвоению. Стал понятен механизм изменчивости: любые отклонения в структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.

Эти положения были подтверждены экспериментами. Уточнилось понятие гена, был расшифрован генетический код и изучен механизм биосинтеза. Были разработаны методы искусственного получения мутаций и с их помощью созданы новые ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов.

Эти положения были подтверждены экспериментами. Уточнилось понятие гена, был расшифрован генетический код и изучен механизм биосинтеза. Были разработаны методы искусственного получения мутаций и с их помощью созданы новые ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов.

Терминологическая карта. Обзор основных терминов и понятий генетики.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип – совокупность всех генов организма; совокупн ость наследственных признаков организма, полученных от родителей.

Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.

Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов.

Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген.

Альтернативные признаки – это взаимоисключающие, контрастные признаки (например, желтые и зеленые семена гороха). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным. (см. ниже).

Аллельные гены – пара генов, расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромом и контролирующих развитие контрастных альтернативных признаков. Каждый ген этой пары называется аллелью.

Зигота – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромом.

Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа).

Доминантный признак – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.

Рецессивный признак – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

Гамета –  половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы содержат по одной хромосоме из каждой пары.

Задание: Поработайте в паре, обсудите ваши сформулированные понятия, опросите друг друга.

Домашнее задание: § 15, конспект – учить. Выполнить задание в Skysmart Класс

Домашнее задание:

§ 15, конспект – учить. Выполнить задание

в Skysmart Класс

Slide Title Product A Product B Feature 1 Feature 2 Feature 3 Feature 1 Feature 2 Feature 3

Slide Title

Product A

Product B

  • Feature 1
  • Feature 2
  • Feature 3
  • Feature 1
  • Feature 2
  • Feature 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!