Тема: Генетика- одна из важнейших отраслей биологической науки
Учитель биологии МОУ «Школа-гимназия № 6 « г. Джанкоя
Марченко Е.В.
Цели урока:
- сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов,
- познакомить с историей развития генетики, основными понятиями науки.
«Будут ли иметь дети голубые глаза у семейной пары, где у мамы они карие , а у папы голубые ?»
Генетика — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Наследственностью называется свойство организмов передавать потомкам особенности строения, физиологические свойства и характер индивидуального развития.
Изменчивостью называется способность живых организмов изменять свои признаки.
Ген – участок молекулы ДНК
Задачи, решаемые наукой генетикой.
- Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития.
- Изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития организмов.
- Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов.
- Изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.
В своём развитии генетика прошла
ряд этапов.
Наследственностью люди интересовались очень давно. С развитием сельского хозяйства сформировалась прикладная наука селекция, которая занималась созданием и формированием новых пород животных и сортов растений. Но объяснить механизмы передачи признаков потомкам селекционеры не могли.
Работа с текстом учебника : прочитать 1-ый абзац главы «История развития генетики» на стр. 60
Расскажите о первых попытках объяснения некоторых фактов, обусловленных проявлением закономернорстей наследования признаков.
Первый этап развития генетики
изучение наследственности и изменчивости на организменном уровне .
Этот этап связан с работами Г. Менделя. В 1865 г. в работе «Опыты над растительными гибридами» он описал результаты своих исследований закономерностей наследования признаков у гороха.
Г. Мендель установил дискретность (отдельность) наследственных факторов и разработал гибридологический метод изучения наследственности.
Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов, которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.
Значение открытий Г. Менделя оценили
только после того, как его результаты
были подтверждены в 1900 г.
тремя биологами независимо друг от друга: Х. де Фризом в Голландии, К. Корренсом в Германии и Э. Чермаком в Австрии. Этот год считается годом возникновения науки генетики.
Менделевские законы наследственности заложили основу теории гена , а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии
В 1901–1903 гг. Хуго де Фриз выдвинул
мутационную теорию изменчивости , которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.
Второй этап развития генетики — изучение закономерностей наследования признаков на хромосомном уровне .
Была установлена взаимосвязь между менделевскими законами наследования и распределением хромосом в процессе клеточного деления (митоз) и созревания половых клеток (мейоз).
Изучение строения клетки привело к уточнению строения, формы и количества хромосом и помогло установить, что гены — это участки хромосом.
В 1910–1911 гг. американский генетик Т. Г. Морган и его сотрудники провели исследования закономерностей наследования на мушках дрозофилах.
Они установили, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группы сцепления.
Морган установил также закономерности наследования признаков,
сцепленных с полом.
Эти открытия позволили сформулировать хромосомную теорию наследственности.
Третий этап развития генетики — изучение наследственности и изменчивости на молекулярном уровне .
На этом этапе были изучены взаимоотношения между генами и ферментами и сформулирована теория « один ген — один фермент »: каждый ген контролирует синтез одного фермента, а фермент контролирует одну биохимическую реакцию.
В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон создали модель молекулы ДНК в виде двойной спирали, объяснили способность ДНК к самоудвоению. Стал понятен механизм изменчивости: любые отклонения в структуре гена, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводятся в дочерних нитях ДНК.
Эти положения были подтверждены экспериментами. Уточнилось понятие гена, был расшифрован генетический код и изучен механизм биосинтеза. Были разработаны методы искусственного получения мутаций и с их помощью созданы новые ценные сорта растений и штаммы микроорганизмов.
Терминологическая карта. Обзор основных терминов и понятий генетики.
Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.
Генотип – совокупность всех генов организма; совокупн ость наследственных признаков организма, полученных от родителей.
Фенотип – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды.
Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов.
Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген.
Альтернативные признаки – это взаимоисключающие, контрастные признаки (например, желтые и зеленые семена гороха). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой рецессивным. (см. ниже).
Аллельные гены – пара генов, расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромом и контролирующих развитие контрастных альтернативных признаков. Каждый ген этой пары называется аллелью.
Зигота – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромом.
Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа).
Доминантный признак – преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
Рецессивный признак – признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
Гамета – половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы содержат по одной хромосоме из каждой пары.
Задание: Поработайте в паре, обсудите ваши сформулированные понятия, опросите друг друга.
Домашнее задание:
§ 15, конспект – учить. Выполнить задание
в Skysmart Класс
Slide Title
Product A
Product B
- Feature 1
- Feature 2
- Feature 3
- Feature 1
- Feature 2
- Feature 3