СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Лексика с точки зрения её активного и пассивного употребления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Лексика с точки зрения её активного и пассивного употребления"»

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного словоупотребления.  Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного словоупотребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Орфографическая пятиминутка  Запомни новые словарные слова Б а гря' н ый Преимущественно при описании природы: ярко-красный, пурпурный.  Багряный закат

Орфографическая пятиминутка Запомни новые словарные слова

Б а гря' н ый

Преимущественно при описании природы:

ярко-красный, пурпурный.

Багряный закат

Орфографическая пятиминутка  Запомни новые словарные слова П и чу' ж ка 1 .Уменьш. от пичуга; маленькая птичка  Беззащитные пичужки в клетках .

Орфографическая пятиминутка Запомни новые словарные слова

П и чу' ж ка

1 .Уменьш. от пичуга; маленькая птичка

Беззащитные пичужки в клетках .

Орфографическая пятиминутка  Запомни новые словарные слова К а мо'рка Маленькая комната или чулан.  Мрачная каморка

Орфографическая пятиминутка Запомни новые словарные слова

К а мо'рка

Маленькая комната или чулан.

Мрачная каморка

Орфографическая пятиминутка  Запомни новые словарные слова Б о г а ты'рь 1.  Герой русских былин, совершающий воинские подвиги . 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.  Русский богатырь  Могучий богатырь

Орфографическая пятиминутка Запомни новые словарные слова

Б о г а ты'рь

1.  Герой русских былин, совершающий воинские подвиги .

2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Русский богатырь

Могучий богатырь

Орфографическая пятиминутка  Запомни новые словарные слова Инт е рье'р Внутреннее пространство здания или помещения в здании; обстановка внутри помещения.  Роскошный интерьер

Орфографическая пятиминутка Запомни новые словарные слова

Инт е рье'р

Внутреннее пространство здания или помещения в здании; обстановка внутри помещения.

Роскошный интерьер

Орфографическая пятиминутка  Запомни новые словарные слова Составьте предложение (я), используя словарные слова. Запишите. Б а гря' н ый П и чу' ж ка К а мо'рка Б о г а ты’рь Инт е рье'р Багряный закат застал пичужку в каморке богатыря, интерьер которой был очень беден.

Орфографическая пятиминутка Запомни новые словарные слова

Составьте предложение (я), используя словарные слова. Запишите.

Б а гря' н ый

П и чу' ж ка

К а мо'рка

Б о г а ты’рь

Инт е рье'р

Багряный закат застал пичужку в каморке богатыря, интерьер которой был очень беден.

Актуализация знаний Прочитайте теоретический материал на с. 133 § 40 и ответьте на вопрос: -Какие изменения происходят в языке?

Актуализация знаний

Прочитайте теоретический материал на с. 133 § 40 и ответьте на вопрос:

-Какие изменения происходят в языке?

Слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих еще названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий. Предметы и явления, которые они называли, остались, но сейчас их называют другими словами ланиты – щеки, персты - пальцы Архаизмы Лексика с точки зрения ее активного и пассивного употребления Аниматор, блогер, визуализация Неологизмы Устаревшие слова Способы возникновения: 1.Через заимствование ( шоп-тур, чартер, шейпинг, имидж ). 2.От существующего слова одним из способов словообразования ( компьютер - компьютерный, компьютерщик, компьютеризация ). 3.У уже имеющегося в языке слова возникает новое значение, ( чайник  –  неспециалист со слабыми навыками чего-либо,  пиратский  –  нелицензионный). Историзмы Кафтан, лапти, светец, веретено Предметы и явления, которые они называли, исчезли из употребления

Слова, которые возникают как названия для новых предметов, явлений, понятий, не имеющих еще названий в языке, или как новые названия для уже существующих предметов или понятий.

Предметы и явления, которые они называли, остались, но сейчас их называют другими словами

ланиты – щеки, персты - пальцы

Архаизмы

Лексика с точки зрения ее активного и пассивного употребления

Аниматор, блогер, визуализация

Неологизмы

Устаревшие слова

Способы возникновения:

1.Через заимствование ( шоп-тур, чартер, шейпинг, имидж ).

2.От существующего слова одним из способов словообразования ( компьютер - компьютерный, компьютерщик, компьютеризация ).

3.У уже имеющегося в языке слова возникает новое значение, ( чайник  –  неспециалист со слабыми навыками чего-либо,  пиратский  –  нелицензионный).

Историзмы

Кафтан, лапти, светец, веретено

Предметы и явления, которые они называли, исчезли из употребления

Тренируемся  Задания из рабочего листа №1, 2, 5

Тренируемся

Задания из рабочего листа №1, 2, 5

Как вы думаете, каких слов нет в Академическом словаре русского языка? запостить, зафрендить, слешер, мем, фейсбук

Как вы думаете, каких слов нет в Академическом словаре русского языка?

запостить, зафрендить, слешер, мем, фейсбук

Домашнее задание Упражнения 3, 4 в рабочем листе

Домашнее задание

  • Упражнения 3, 4 в рабочем листе
Рабочий лист по теме «Устаревшая лексика и неологизмы     Упражнение 1. Работаем переводчиками. «Переведите» устаревшее слово на современный язык данные слова. Перст - ___________, уста -___________ длань - _____________, глаголет -___________, льзя -_____________, чело - ___________, ланиты _____________, сей- ______________ . Упражнение 2. Дополняем сказку. Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста. Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ______________ не было. Что делать? Пошла старуха, по __________________ поскребла, по _______________________ помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ________________, с ___________________________ на дорожку – и убежал… Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

Рабочий лист по теме «Устаревшая лексика и неологизмы

  Упражнение 1. Работаем переводчиками. «Переведите» устаревшее слово на современный язык данные слова.

Перст - ___________, уста -___________ длань - _____________, глаголет -___________, льзя -_____________, чело - ___________, ланиты _____________, сей- ______________ .

Упражнение 2. Дополняем сказку. Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста.

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ______________ не было. Что делать? Пошла старуха, по __________________ поскребла, по _______________________ помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ________________, с ___________________________ на дорожку – и убежал…

Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

Упражнение 3. Работаем историками. Распределите данные слова по группам. В случае затруднения обращайтесь к Толковому словарю.

Длань, десни́ца, рамена́, вы́я, киби́тка, перст, сей, зерца́ло, зело́, харатья́, свете́ц, прика́зный, ба́рыня, подья́чий, подоро́жная, супоста́т, ассигна́ции, камерди́нер, да́веча, корне́т, коко́шник, черво́нный, осьмна́дцать, алты́н, холо́п, ветри́ло, городни́чий, па́губа, колхо́з, нэ́пман, да́бы, бе́глость, бурла́к, саже́нь, лучи́на, бере́мя, армя́к, кафта́н, бра́жник, полу́шка, чело́.

  • Упражнение 4. Идём в ресторан. Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу слова. Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:
  • о булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху __________________;
  • о жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой _________________________;
  • о тонкой лепешке из теста, с запечёнными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами _____________________;
  • об американском кексе с начинкой _____________________ ;
  • о японском блюде, которое готовят из риса с уксусной приправой и разных морепродуктов __________ ;
  • о густом сладком соусе, который служит добавкой к десерту в качестве декоративного оформления и обогащения вкуса ___________________.

Историзмы

Архаизмы

Упражнение 5. Составляем словарь. Выберите из списка слов подходящие к данным лексическим значениям. Поставьте ударения в словах (в случае затруднения воспользуйтесь Орфоэпическим словарём).             Слова для справок: имидж, ноутбук, форум, шопинг, жалюзи, слоган, спам, плагиат.  Лексическое значение Слово 1.Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения.   2. Одна из форм интернет-общения, которая представляет собой веб-страницу, разделенную на темы, в каждой из которых пользователь может поместить свое сообщение или ответить на сообщение другого.   3. Оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок.   4. Портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью.   5. Присвоение чужого авторства.   6. Рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы.   7. Посещение магазина с целью покупки.   8. Незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте.  

Упражнение 5. Составляем словарь. Выберите из списка слов подходящие к данным лексическим значениям. Поставьте ударения в словах (в случае затруднения воспользуйтесь Орфоэпическим словарём).

Слова для справок: имидж, ноутбук, форум, шопинг, жалюзи, слоган, спам, плагиат.

Лексическое значение

Слово

1.Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения.

 

2. Одна из форм интернет-общения, которая представляет собой веб-страницу, разделенную на темы, в каждой из которых пользователь может поместить свое сообщение или ответить на сообщение другого.

 

3. Оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок.

 

4. Портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью.

 

5. Присвоение чужого авторства.

 

6. Рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы.

 

7. Посещение магазина с целью покупки.

 

8. Незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте.