СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Образ развивающегося танца"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация сделает наглядным урок по теме : "Образ развавающегося танца" по программе Д. Б. Кабалевского 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Образ развивающегося танца"»

«Болеро» Морис Равель Выполнила: учитель музыки Чернявская Г.Б.     САРАНСК

«Болеро» Морис Равель

Выполнила: учитель музыки Чернявская Г.Б.

САРАНСК

Морис Равель (1875 – 1935)   французский композитор, дирижер, один из реформаторов музыки 20 века.    Отец композитора был французом, а мать – испанкой. И Равеля всегда тянулся к испанской народной музыке, оставаясь при этом типичным французом. И сегодня мы будем знакомиться с одним из лучших произведений этого композитора - «Болеро».

Морис Равель (1875 – 1935) французский композитор, дирижер, один из реформаторов музыки 20 века.

Отец композитора был французом, а мать – испанкой. И Равеля всегда тянулся к испанской народной музыке, оставаясь при этом типичным французом.

И сегодня мы будем знакомиться с одним из лучших произведений этого композитора - «Болеро».

 «Болеро» - не только одно из лучших сочинений Равеля, но и одно из лучших среди всех, созданных за рубежом в 20 веке. «Болеро» - испанский танец.

«Болеро» - не только одно из лучших сочинений Равеля, но и одно из лучших среди всех, созданных за рубежом в 20 веке. «Болеро» - испанский танец.

Музыкальный мировой шедевр «Болеро» М. Равеля был впервые исполнен 22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опере на вечере знаменитой балерины Иды Рубинштейн.

Музыкальный мировой шедевр «Болеро» М. Равеля был впервые исполнен 22 ноября 1928 года в парижской Гранд-опере на вечере знаменитой балерины Иды Рубинштейн.

Ида Рубинштейн Ида, не получившая классического хореографического образования, тем не менее, благодаря природной пластике и артистизму, была очень популярна и считалась одной из самых оригинальных танцовщиц. Ей нужен был свой, только ее индивидуальный танец, поэтому она обратилась к Морису Равелю и заказала «Болеро» и «Вальс», с которыми планировала выступать на премьере. Идея постановки принадлежала Брониславе Нижинской, вместе с которой Ида придумала сюжет о танцующей женщине, от которой сходят с ума мужчины. Музыка оказалась настолько блистательна, так воздействовала на людей, так завораживала и вбирала слушателей в себя, что впоследствии стала существовать отдельно от хореографии и рассматриваться как самостоятельное музыкальное произведение. «Болеро» Равеля – одно из самых узнаваемых произведений и входит в репертуар многих оркестров мира. Уникальность “Болеро” еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии.

Ида Рубинштейн

Ида, не получившая классического хореографического образования, тем не менее, благодаря природной пластике и артистизму, была очень популярна и считалась одной из самых оригинальных танцовщиц. Ей нужен был свой, только ее индивидуальный танец, поэтому она обратилась к Морису Равелю и заказала «Болеро» и «Вальс», с которыми планировала выступать на премьере. Идея постановки принадлежала Брониславе Нижинской, вместе с которой Ида придумала сюжет о танцующей женщине, от которой сходят с ума мужчины. Музыка оказалась настолько блистательна, так воздействовала на людей, так завораживала и вбирала слушателей в себя, что впоследствии стала существовать отдельно от хореографии и рассматриваться как самостоятельное музыкальное произведение. «Болеро» Равеля – одно из самых узнаваемых произведений и входит в репертуар многих оркестров мира.

Уникальность “Болеро” еще и в том, что это один из немногих балетов, у которого существуют и женская, и мужская версии.

В основу своего «Болеро» Морис Равель положил две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера.

В основу своего «Болеро» Морис Равель положил две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера.

Слушаем и следим, изменяется ли мелодия, темп, ритм

Слушаем и следим, изменяется ли мелодия, темп, ритм

Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты».

Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты».

И в начале, когда еле слышно наигрывает мелодию флейта, и в конце, когда гремит и грохочет весь оркестр, мы все время слышим сухое и четкое постукивание этого барабанчика. Оно не прекращается ни на минуту на всем протяжении этого большого музыкального произведения.  Роль маленького барабанчика в «Болеро» настолько важная и ответственная, что на время исполнения этого произведения барабанчик даже меняет свое место в оркестре на самое почетное, рядом с дирижером, впереди всего оркестра, т.е. на то место, где обычно помещаются солисты: певцы, пианисты, скрипачи.  Приятно, конечно, но ох как трудно! Барабанщики говорят, что сыграть «Болеро» - все равно, что отработать три смены без перерыва. И волнуются они перед выступлением точно так же, как солисты, если не больше. Ведь маленькому барабанчику не так уж часто доводится солировать, нет той уверенности, что у прославленных солистов. И не правы те, кто иронически говорит о человеке, не умеющем играть ни на каком музыкальном инструменте: он, мол, может играть только на барабане. маленький барабанчик

И в начале, когда еле слышно наигрывает мелодию флейта, и в конце, когда гремит и грохочет весь оркестр, мы все время слышим сухое и четкое постукивание этого барабанчика. Оно не прекращается ни на минуту на всем протяжении этого большого музыкального произведения. Роль маленького барабанчика в «Болеро» настолько важная и ответственная, что на время исполнения этого произведения барабанчик даже меняет свое место в оркестре на самое почетное, рядом с дирижером, впереди всего оркестра, т.е. на то место, где обычно помещаются солисты: певцы, пианисты, скрипачи. Приятно, конечно, но ох как трудно! Барабанщики говорят, что сыграть «Болеро» - все равно, что отработать три смены без перерыва. И волнуются они перед выступлением точно так же, как солисты, если не больше. Ведь маленькому барабанчику не так уж часто доводится солировать, нет той уверенности, что у прославленных солистов. И не правы те, кто иронически говорит о человеке, не умеющем играть ни на каком музыкальном инструменте: он, мол, может играть только на барабане.

маленький барабанчик

Ключевой вопрос? Какой музыкальный образ этого произведения?

Ключевой вопрос?

Какой музыкальный образ этого произведения?

ВЫВОД: «Болеро» - единый, развивающийся образ танца. В основу положены две мелодии испанского характера. Мелодия, темп, ритм в этом произведение неизменны. Зато динамическое и оркестровое развитие грандиозно! Музыка звучит от еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо, количество инструментов усиленного состава симфонического оркестра и сила их звучания увеличиваются с каждым очередным проведением темы.

ВЫВОД:

«Болеро» - единый, развивающийся образ танца. В основу положены две мелодии испанского характера. Мелодия, темп, ритм в этом произведение неизменны. Зато динамическое и оркестровое развитие грандиозно! Музыка звучит от еле слышного пианиссимо до громоподобного фортиссимо, количество инструментов усиленного состава симфонического оркестра и сила их звучания увеличиваются с каждым очередным проведением темы.

БОЛЕРО Итак, Равель, танцуем болеро! Для тех, кто музыку не сменит на перо, Есть в этом мире праздник изначальный – Напев волынки скудный и печальный . И эта пляска медленных крестьян… Испания! Я вновь тобою пьян! Цветок мечты возвышенной взлелеяв, Опять твой образ предо мной горит. И жив народ и песнь его жива. Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя!   Николай Заболоцкий

БОЛЕРО

Итак, Равель, танцуем болеро!

Для тех, кто музыку не сменит на перо,

Есть в этом мире праздник изначальный –

Напев волынки скудный и печальный .

И эта пляска медленных крестьян…

Испания! Я вновь тобою пьян!

Цветок мечты возвышенной взлелеяв,

Опять твой образ предо мной горит.

И жив народ и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, болеро, священный танец боя!

Николай Заболоцкий

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!