СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме " Предложения с разными видами связи", урок №2. 9класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Предложения с разными видами связи", урок №2. Урок соответствует требованиям ФГОС

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме " Предложения с разными видами связи", урок №2. 9класс»

      Предложения с разными видами связи, урок №2  Выполнила учитель русского языка МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска Павлуцкая Е.В.

Предложения с разными видами связи, урок №2

Выполнила учитель русского языка

МОУ «СШИ№2»

г. Магнитогорска

Павлуцкая Е.В.

Найдите верные утверждения   1 . через дефис пишутся наречия с приставками  в-/во-  и суффиксами  -ых/-их , образованные от порядковых числительных 2. на конце приставки перед глухим согласным пишется буква З 3. через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз  «и» 4. через дефис пишутся наречия с приставкой  по-  и суффиксами  - ому/-ему, -ски/-ки, -и    5. слитно пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, 6. слитно пишутся прилагательные, образованные на основе подчинительного словосочетания 7. НЕ с краткими прилагательными всегда пишется раздельно 8.  Каждое верное утверждение подтвердите примером

Найдите верные утверждения

1 . через дефис пишутся наречия с приставками  в-/во-  и суффиксами  -ых/-их , образованные от порядковых числительных

2. на конце приставки перед глухим согласным пишется буква З

3. через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз  «и»

4. через дефис пишутся наречия с приставкой  по-  и суффиксами  - ому/-ему, -ски/-ки, -и  

5. слитно пишутся сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов,

6. слитно пишутся прилагательные, образованные на основе подчинительного словосочетания

7. НЕ с краткими прилагательными всегда пишется раздельно

8.

Каждое верное утверждение подтвердите примером

Проверьте себя №  Пример 1 Во-первых, во-вторых, в-третьих 3 Яблочно-апельсиновый сок , русско-французский словарь 4 По-другому, по-твоему, по-русски 6 Вагоноремонтный, белоснежный, западноевропейский

Проверьте себя

Пример

1

Во-первых, во-вторых, в-третьих

3

Яблочно-апельсиновый сок , русско-французский словарь

4

По-другому, по-твоему, по-русски

6

Вагоноремонтный, белоснежный, западноевропейский

   Синтаксический анализ.  ОГЭ. Задание №4    1.Замените словосочетание  «друг отца» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  согласование . Напишите получившееся словосочетание. 2. Замените словосочетание  «картофельных полей» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание. 3. Замените словосочетание  «дно колодца» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  согласование . Напишите получившееся словосочетание .

Синтаксический анализ. ОГЭ. Задание №4

1.Замените словосочетание  «друг отца» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  согласование . Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание  «картофельных полей» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание  «дно колодца» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  согласование . Напишите получившееся словосочетание .

Проверьте себя 1. Прилагательное  «отцов»  - притяжательное (чей друг? - отцов). «Отцовский»  − это прилагательное, выражающее качественное значение: отцовский долг, отцовская забота. Поэтому единственно верным ответом здесь будет словосочетание  «отцов друг» . Ответ:   отцов друг 2. Ответ:  полей картофеля 3. Ответ:  колодезное дно | дно колодезное

Проверьте себя

1. Прилагательное  «отцов»  - притяжательное (чей друг? - отцов).

«Отцовский»  − это прилагательное, выражающее качественное значение: отцовский долг, отцовская забота.

Поэтому единственно верным ответом здесь будет словосочетание  «отцов друг» .

Ответ:   отцов друг

2. Ответ:  полей картофеля

3. Ответ:  колодезное дно | дно колодезное

  Орфографический анализ.  ОГЭ. Задание №5   Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.   1)  КРЕПКО-НАКРЕПКО  (усвоить) – наречие, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем. 2)   (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ  — наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис. 3)  ЗДРАВСТВУЙТЕ  — приставка неизменяемая. 4)  ИСПУГАННАЯ  (птица) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН. 5)  ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг) — сложное существительное пишется слитно

Орфографический анализ. ОГЭ. Задание №5

  • Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
  • 1)  КРЕПКО-НАКРЕПКО  (усвоить) – наречие, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
  • 2)  (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ  — наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
  • 3)  ЗДРАВСТВУЙТЕ  — приставка неизменяемая.
  • 4)  ИСПУГАННАЯ  (птица) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
  • 5)  ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг) — сложное существительное пишется слитно
Проверьте себя Ключ 123

Проверьте себя

Ключ 123

Оцените себя Я правильно написал номера всех верных утверждений Я верно привёл примеры Я справился с синтаксическим анализом словосочетаний. Задание №4. ОГЭ Я справился с орфографическим анализом. Задание №5. ОГЭ Критерии самооценивания 4 «да» – «5», 3 «да» – 3, менее 3 – «2»

Оцените себя

  • Я правильно написал номера всех верных утверждений
  • Я верно привёл примеры
  • Я справился с синтаксическим анализом словосочетаний. Задание №4. ОГЭ
  • Я справился с орфографическим анализом. Задание №5. ОГЭ

Критерии самооценивания

4 «да» – «5», 3 «да» – 3, менее 3 – «2»

Продолжите фразу…    1.Все сложные предложения делятся на … 2.Союзные в свою очередь делятся на… 3. В СП с разными видами связи может входить минимум … ПП 4. Для СП с различными видами связи характерны такие комбинации синтаксических связей, как …

Продолжите фразу…

1.Все сложные предложения делятся на …

2.Союзные в свою очередь делятся на…

3. В СП с разными видами связи может входить минимум … ПП

4. Для СП с различными видами связи характерны такие комбинации синтаксических связей, как …

    Тема    Предложения с разными видами связи

Тема Предложения с разными видами связи

Цели  уметь находить сложные предложения с разными видами связи, уметь определять в них виды синтаксической связи, правильно ставить знаки препинания. Подготовка к ОГЭ

Цели

  • уметь находить сложные предложения с разными видами связи,
  • уметь определять в них виды синтаксической связи,
  • правильно ставить знаки препинания.
  • Подготовка к ОГЭ
 Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные номера предложений в следующем порядке:  простое двусоставное,  сложносочиненное,  сложное с разными видами связи,  сложноподчиненное,   бессоюзное.  Составьте схему сложного предложения с разными видами связи.   Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. Была тревожная походная ночь. Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.

Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные номера предложений в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочиненное, сложное с разными видами связи, сложноподчиненное, бессоюзное. Составьте схему сложного предложения с разными видами связи.

  • Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу.
  • Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа.
  • Была тревожная походная ночь.
  • Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.
  • Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
Проверьте себя Была тревожная походная ночь. Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден. Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. Выполни задание: Укажите номер предложения с вводным словом Укажите номер предложения , в которых средством выразительности речи является метафора Укажите номер предложения , в котором присутствуют все виды сказуемых: ПГС, СГС, СИС Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством, выраженным ДО

Проверьте себя

  • Была тревожная походная ночь.
  • Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа.
  • Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.
  • Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу.
  • Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.

Выполни задание:

Укажите номер предложения с вводным словом

Укажите номер предложения , в которых средством выразительности речи является метафора

Укажите номер предложения , в котором присутствуют все виды сказуемых: ПГС, СГС, СИС

Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством, выраженным ДО

??????????????????????????? Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. К вечеру похолодало и мы заторопились домой. Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.   Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

???????????????????????????

Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

К вечеру похолодало и мы заторопились домой.

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

  Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. К вечеру похолодало и мы заторопились домой. Когда наступило утро , со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.   Когда наступил вечер , похолодало и мы заторопились домой.

Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

К вечеру похолодало и мы заторопились домой.

Когда наступило утро , со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

  Когда наступил вечер , похолодало и мы заторопились домой.

Вывод  При наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

Вывод

При наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

?????????????????????????????? 1. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко 2. С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.   3. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. 4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

??????????????????????????????

1. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко

2. С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

 

3. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора.

4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

1. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко 2. С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.   3. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. 4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

1. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко

2. С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

 

3. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора.

4. Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод  в сложных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Вывод

в сложных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Пунктуационный анализ.  ОГЭ. Задание 3 1.Он сказал (1) что (2) если погода не исправится (3) то о рыбалке надо забыть. 2. Можешь мне позвонить (1) но (2) если ты не позвонишь сегодня (3) то завтра мы уедем. 3.Меня удивляло(1)  что (2) когда  ни позвонишь(3) его нет дома. 4. Вскоре после восхода (1) набежала туча (2) и брызнул короткий дождь.

Пунктуационный анализ. ОГЭ. Задание 3

1.Он сказал (1) что (2) если погода не исправится (3) то о рыбалке надо забыть.

2. Можешь мне позвонить (1) но (2) если ты не позвонишь сегодня (3) то завтра мы уедем.

3.Меня удивляло(1)  что (2) когда  ни позвонишь(3) его нет дома.

4. Вскоре после восхода (1) набежала туча (2) и брызнул короткий дождь.

Проверь себя 1) 1 3 2) 1 3 3) 1 2 3 4) 1

Проверь себя

1) 1 3

2) 1 3

3) 1 2 3

4) 1

 Рефлексия.  Подведение итогов урока   Закончите предложения • Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если... • Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если...  

Рефлексия. Подведение итогов урока

Закончите предложения

• Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если...

• Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если...

 

      Предложения с разными видами связи, урок №2  Выполнила учитель русского языка МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска Павлуцкая Е.В.

Предложения с разными видами связи, урок №2

Выполнила учитель русского языка

МОУ «СШИ№2»

г. Магнитогорска

Павлуцкая Е.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!