СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной презентации  формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» 9 класс»

Учебная мультимедийная презентация урока  по русскому языку  на тему: « Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи»  9 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2021 Г.

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: « Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи» 9 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2021 Г.

Цели урока: 1. Обучающая - познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;  2.Развивающая - формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. 3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

Цели урока:

1. Обучающая - познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;

2.Развивающая - формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания

2) Вопросно-ответная беседа.  Сколько грамматических основ в сложном предложении? Как связаны между собой части в сложном предложении? Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? Могут ли сложные предложения быть восклицательными? Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

2) Вопросно-ответная беседа.

Сколько грамматических основ в сложном предложении?

Как связаны между собой части в сложном предложении?

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

2) Вопросно-ответная беседа.  Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения? Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?  Определите вид сложного предложения.

2) Вопросно-ответная беседа.

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

Определите вид сложного предложения.

3) Письменная работа. 1).Орфографическая разминка. - В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях. 1) Решё…ый вопрос 2) приказа…о отойти 3) в вяза…ой шапочке 4) говорила пута…о 5) (она) чем-то встревоже…а 6) некраше. . ый пол 7) зва. . ый ужин 8) выглядела испуга…о

3) Письменная работа.

1).Орфографическая разминка.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

1) Решё…ый вопрос

2) приказа…о отойти

3) в вяза…ой шапочке

4) говорила пута…о

5) (она) чем-то встревоже…а

6) некраше. . ый пол

7) зва. . ый ужин

8) выглядела испуга…о

3) Письменная работа. Орфографическая разминка. Взаимопроверка . 1) от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование 2) краткое причастие – Н, примыкание 3) от глагола несовершенного вида – Н, согласование 4) наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание 5) краткое причастие – Н, управление 6) от глагола несовершенного вида – Н, согласование 7) от глагола несовершенного вида – Н, согласование 8) наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

3) Письменная работа.

Орфографическая разминка. Взаимопроверка .

1) от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование

2) краткое причастие – Н, примыкание

3) от глагола несовершенного вида – Н, согласование

4) наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание

5) краткое причастие – Н, управление

6) от глагола несовершенного вида – Н, согласование

7) от глагола несовершенного вида – Н, согласование

8) наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

3) Письменная работа. 2).Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме. 3).Каков алгоритм определения вида сложного предложения? 1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на средство связи.

3) Письменная работа.

2).Определите вид сложного предложения

Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.

3).Каков алгоритм определения вида сложного предложения?

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на средство связи.

3) Письменная работа. 4).Определите вид сложного предложения 1). Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти. 2). Гр..дущие годы таятся во мгле,  Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге») 3). Люблю (не)молчиливый говор твой  И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

3) Письменная работа.

4).Определите вид сложного предложения

1). Кроме того, мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, кто автор этих строк и продолжили их по памяти.

2). Гр..дущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. («Песнь о вещем Олеге»)

3). Люблю (не)молчиливый говор твой И поэтические слезы. («Бахчисарайский фонтан»)

3) Письменная работа. 4) Определите вид сложного предложения 4). И ель сквозь иней зеленеет,  И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро») 5). Вновь я посетил  Тот уголок земли, где я провел  Изгнанником два года (не)заметных. 6). Если жизнь тебя обман..т,  (Не) печалься, (не) сердись.

3) Письменная работа.

4) Определите вид сложного предложения

4). И ель сквозь иней зеленеет, И речка (подо) льдом бл..стит. («Зимнее утро»)

5). Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года (не)заметных.

6). Если жизнь тебя обман..т, (Не) печалься, (не) сердись.

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя Анализ предложения . Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко) - Выделите грамматические основы, составьте схему предложения. - Сделайте вывод о способе связи предложений.

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

Анализ предложения .

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)

- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

- Сделайте вывод о способе связи предложений.

ВЗАИМОПРОВЕРКА /Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера. [ ] ; [ , (где… ) , ]. Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. / - Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.

[ ] ; [ , (где… ) , ].

Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /

- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи.

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы: I. Сочинение + подчинение. II. Сочинение + бессоюзная связь. III.Подчинение + бессоюзная связь. IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III.Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо: - находить грамматические основы предложений; - видеть границы простых предложений; - разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:

- находить грамматические основы предложений;

- видеть границы простых предложений;

- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

2)Работа по материалу для наблюдений . Анализ предложений.        -Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ предложений. Составление схем.) 1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин) ( Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

2)Работа по материалу для наблюдений .

Анализ предложений.

-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи.

(Анализ предложений. Составление схем.)

1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)

( Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

2)Работа по материалу для наблюдений . Анализ предложений .  2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров) (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное).

2)Работа по материалу для наблюдений .

Анализ предложений .

2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное).

2)Работа по материалу для наблюдений . Анализ предложений .  3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. С. Тургенев) (Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

2)Работа по материалу для наблюдений .

Анализ предложений .

3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И. С. Тургенев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

2)Работа по материалу для наблюдений . Анализ предложений.  4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция. (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2)Работа по материалу для наблюдений .

Анализ предложений.

4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

IV. Закрепление . 1). Анализ предложений .  - Чем осложнено третье простое предложение?

IV. Закрепление .

1). Анализ предложений .

- Чем осложнено третье простое предложение?

Третье простое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. - Выполните морфологический разбор причастия ПОКОИВШИЕСЯ . Покоившиеся – 1) причастие (какие?); 2) н. ф. – покоившийся, действительное, прошедшего времени, несовершенного вида, стоит в именительном падеже, во множественном числе; 3) цветы (какие?) покоившиеся.

Третье простое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

- Выполните морфологический разбор причастия ПОКОИВШИЕСЯ .

Покоившиеся –

1) причастие (какие?);

2) н. ф. – покоившийся, действительное, прошедшего времени, несовершенного вида, стоит в именительном падеже, во множественном числе;

3) цветы (какие?) покоившиеся.

Развитие речи. 2).Конструирование предложений. Работа в группах.  Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске). Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было

Развитие речи.

2).Конструирование предложений. Работа в группах.

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).

Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было

Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения. [Татьяна Афанасьевна  под…ла брату знак] , (что б…льная  хоч…т уснуть) , и [ все вышли п…тихоньку из св…тлицы]. [    ] , (что…), и [     ] . Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным. - Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”. Светлица – в старину светлая парадная комната в доме. - Подберите СИНОНИМ. Комната.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

[Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак] , (что б…льная хоч…т уснуть) , и [ все вышли п…тихоньку из св…тлицы].

[   ] , (что…), и [     ] .

Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

- Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка № 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

Карточка №3. Выполните синтаксический разбор предложения . 1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; 2 простое двусоставное, распространённое; 3 простое односоставное, безличное, распространённое. )

Карточка №3.

Выполните синтаксический разбор предложения .

1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

2 простое двусоставное, распространённое;

3 простое односоставное, безличное, распространённое. )

Карточка №. 4 Выполните синтаксический разбор предложения . - Чем осложнены первое и третье простые предложения?

Карточка №. 4

Выполните синтаксический разбор предложения .

- Чем осложнены первое и третье простые предложения?

Взаимопроверка. Первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединёнными сочинительным союзом И, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Третье простое предложение осложнено обособленным определением.

Взаимопроверка.

Первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединёнными сочинительным союзом И, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Третье простое предложение осложнено обособленным определением.

1).Задание:  составить текст из данных предложений. 1.Теперь уже солнце катилось на запад, и мы решили ехать быстрее, чтобы успеть в назначенный час. 2.Накупавшись, сели в телегу, поехали до станции. 3.Солнце светило ярко, и от жары трудно было дышать. 4.Мы подъехали к озеру, потому что решили искупаться. а) 4,3,1,2; б). 2,4,1,3; в).3,4,2,1; г).1,3,4,2.

1).Задание: составить текст из данных предложений.

1.Теперь уже солнце катилось на запад, и мы решили ехать быстрее, чтобы успеть в назначенный час.

2.Накупавшись, сели в телегу, поехали до станции.

3.Солнце светило ярко, и от жары трудно было дышать.

4.Мы подъехали к озеру, потому что решили искупаться.

а) 4,3,1,2; б). 2,4,1,3; в).3,4,2,1; г).1,3,4,2.

Полученный текст:    Солнце светило ярко, и от жары трудно было дышать. Мы подъехали к озеру, потому что решили искупаться. Накупавшись, сели в телегу, поехали до станции. Теперь солнце уже катилось на запад, и мы решили ехать быстрее, чтобы успеть в назначенный час.

Полученный текст:

Солнце светило ярко, и от жары трудно было дышать. Мы подъехали к озеру, потому что решили искупаться. Накупавшись, сели в телегу, поехали до станции. Теперь солнце уже катилось на запад, и мы решили ехать быстрее, чтобы успеть в назначенный час.

2). Задание:  дайте характеристику вида и строения предложений . 1.Солнце светило ярко, и от жары трудно было дышать. [ … ], И [ … ]. ССП. 2.Мы подъехали к озеру, потому что решили искупаться. [ … ], ( ПОТОМУ ЧТО …). СПП.

2). Задание: дайте характеристику вида и строения предложений .

1.Солнце светило ярко, и от жары трудно

было дышать.

[ … ], И [ … ]. ССП.

2.Мы подъехали к озеру, потому что решили искупаться.

[ … ], ( ПОТОМУ ЧТО …). СПП.

Задание:  дайте характеристику вида и строения предложений . 3.Накупавшись, сели в телегу, поехали до станции. [ … ], [ … ]. БСП.

Задание: дайте характеристику вида и строения предложений .

3.Накупавшись, сели в телегу, поехали до станции.

[ … ], [ … ]. БСП.

3).Задание:  по данной схеме составить предложение. [ … ], и [ … ]. [ … ], ( когда … ). [ … ], [ … ].

3).Задание: по данной схеме составить предложение.

  • [ … ], и [ … ].
  • [ … ], ( когда … ).
  • [ … ], [ … ].
4).Задание:  докажите, что предложения сложные с разными видами связи . 1.Когда он вернулся в комнату, сердце его стучало, руки тряслись, и  голос дрожал. 2. Сон уже одолевал меня, и веки  слипались, когда раздался телефонный звонок.

4).Задание: докажите, что предложения сложные с разными видами связи .

1.Когда он вернулся в комнату,

сердце его стучало, руки тряслись, и

голос дрожал.

2. Сон уже одолевал меня, и веки

слипались, когда раздался телефонный звонок.

5.Задание.  Конструирование предложений.   Работа в группах .  Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было. Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

5.Задание. Конструирование предложений. Работа в группах .

  • Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы.
  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Релаксация  Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я попробую… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось…

Релаксация

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я попробую…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Мне захотелось…
Домашнее задание.  1).Повторить теоретический материал. 2.)Составить пять сложных синтаксических конструкций по репродукциям картин из Третьяковской галереи.

Домашнее задание.

1).Повторить теоретический материал.

2.)Составить пять сложных синтаксических конструкций по репродукциям картин из Третьяковской галереи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!