СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Проблема служебного долга и сострадания в рассказе Н.С.Лескова "Человек на часах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку поможет раскрыть проблематику, идейно-художественное содержание произведения Н.С.Лескова "Человек на часах" через ключевой конфликт сюжета. Система образов рассказа осмысливается через анализ значения  имён и фамилий персонажей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Проблема служебного долга и сострадания в рассказе Н.С.Лескова "Человек на часах"»

«Дима, помаши рукой маме»! Социальная реклама 1997 года

«Дима, помаши рукой маме»!

Социальная реклама 1997 года

Помни о близких . («Дима, помаши рукой маме»! Социальная реклама 1997 года) Красная площадь. Пост №1. Неподвижно стоит часовой. Напротив него, за ограждением — толпа зрителей в ожидании боя курантов. Среди толпы — женщина провинциального вида, мать часового. Она громко обращается к сыну, рассказывает ему о деревенских новостях, о погоде, о картошке, говорит, что привезла ему варенье. Потом, видя, что сын не реагирует, так же громко сокрушается — «Не слышит!». Один из стоящих рядом обращается к часовому: «Дима, ну хоть бы рукой махнул матери!». Этот призыв подхватывают другие люди, в том числе иностранные туристы. Часовой плачет: борьба с желанием помахать маме вступает в противоречие с долгом часового — стоять неподвижно. Толпа скандирует — «Помаши маме!». Наконец Дима улыбается, и сначала робко, а потом без стеснения, машет рукой. Зрители аплодируют. Слышен бой курантов, который заставляет Диму снова принять неподвижность.

Помни о близких .

(«Дима, помаши рукой маме»! Социальная реклама 1997 года)

Красная площадь. Пост №1. Неподвижно стоит часовой. Напротив него, за ограждением — толпа зрителей в ожидании боя курантов. Среди толпы — женщина провинциального вида, мать часового. Она громко обращается к сыну, рассказывает ему о деревенских новостях, о погоде, о картошке, говорит, что привезла ему варенье. Потом, видя, что сын не реагирует, так же громко сокрушается — «Не слышит!». Один из стоящих рядом обращается к часовому: «Дима, ну хоть бы рукой махнул матери!». Этот призыв подхватывают другие люди, в том числе иностранные туристы. Часовой плачет: борьба с желанием помахать маме вступает в противоречие с долгом часового — стоять неподвижно. Толпа скандирует — «Помаши маме!». Наконец Дима улыбается, и сначала робко, а потом без стеснения, машет рукой. Зрители аплодируют. Слышен бой курантов, который заставляет Диму снова принять неподвижность.

« …чтоб в человеке человеческое торжествовало …» Н.С. Лесков Проблема служебного долга и сострадания в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»

« …чтоб в человеке человеческое торжествовало …»

Н.С. Лесков

Проблема служебного долга и сострадания

в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»

I. От автора. II. Накануне крещения. III. Беда в карауле. IV. (?) … . V. В полиции. VI. Страх наказания. VII. (?) … . VIII. Арест Постникова. IX. Рассказ Свиньина. X. Кокошкин действует. XI. Допрос утопающего. XII. Допрос (?) … . XIII. Освобождение и наказание. XIV. Борьба за справедливость. XV. (?) … . XVI. Слухи в Петербурге. XVII. (?) … . XVIII. Размышления о смирении и добре. Проверим домашнее задание! Используя свои записи, восстановите план рассказа «Человек на часах» и кратко расскажите, о чём говорилось в пропущенных на слайде главах.

I. От автора.

II. Накануне крещения.

III. Беда в карауле.

IV. (?) … .

V. В полиции.

VI. Страх наказания.

VII. (?) … .

VIII. Арест Постникова.

IX. Рассказ Свиньина.

X. Кокошкин действует.

XI. Допрос утопающего.

XII. Допрос (?) … .

XIII. Освобождение и наказание.

XIV. Борьба за справедливость.

XV. (?) … .

XVI. Слухи в Петербурге.

XVII. (?) … .

XVIII. Размышления о смирении и добре.

Проверим домашнее задание!

Используя

свои записи, восстановите

план рассказа

«Человек на часах» и кратко расскажите,

о чём говорилось

в пропущенных на слайде главах.

I. От автора. II. Накануне крещения. III. Беда в карауле. IV. Подвиг часового Постникова. V. В полиции. VI. Страх наказания. VII. Строгий подполковник Свиньин. VIII. Арест Постникова. IX. Рассказ Свиньина. X. Кокошкин действует. XI. Допрос утопающего. XII. Допрос инвалидного офицера. XIII. Освобождение и наказание. XIV. Борьба за справедливость. XV. Счастливый Постников. XVI. Слухи в Петербурге. XVII. Свиньин рассказывает правду. XVIII. Размышления о смирении и добре. Проверим домашнее задание! Используя свои записи, восстановите план рассказа «Человек на часах»

I. От автора.

II. Накануне крещения.

III. Беда в карауле.

IV. Подвиг часового Постникова.

V. В полиции.

VI. Страх наказания.

VII. Строгий подполковник Свиньин.

VIII. Арест Постникова.

IX. Рассказ Свиньина.

X. Кокошкин действует.

XI. Допрос утопающего.

XII. Допрос инвалидного офицера.

XIII. Освобождение и наказание.

XIV. Борьба за справедливость.

XV. Счастливый Постников.

XVI. Слухи в Петербурге.

XVII. Свиньин рассказывает правду.

XVIII. Размышления о смирении и добре.

Проверим домашнее задание!

Используя

свои записи, восстановите план рассказа

«Человек на часах»

Впервые рассказ Лескова «Человек на часах» был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году под заглавием «Спасение погибавшего». Позднее автор изменил название. Почему? «Спасение погибавшего» «Человек на часах»

Впервые рассказ Лескова «Человек на часах»

был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году под заглавием «Спасение погибавшего».

Позднее автор изменил название. Почему?

«Спасение погибавшего»

«Человек на часах»

Система образов в рассказе «Человек на часах» Государь Владыка Великий князь Михаил Павлович инвалидный офицер Кокошкин Свиньин пострадавший Н.И. Миллер часовой Постников

Система образов

в рассказе «Человек на часах»

Государь

Владыка

Великий князь

Михаил Павлович

инвалидный

офицер

Кокошкин

Свиньин

пострадавший

Н.И. Миллер

часовой Постников

Значение имён и фамилий персонажей Пост ников – « пост ы распределены, люди расставлены»  - «солдат Постников, из дворовых господских людей, был человек очень нервный и очень чувствительный» - «рядовой Измайловского полка»  - «а солдат он был умный и исправный»  - «Часовой не выдержал и покинул свой пост »

Значение имён и фамилий персонажей

Пост ников – « пост ы распределены, люди расставлены»

- «солдат Постников, из дворовых господских людей, был человек очень нервный и очень чувствительный»

- «рядовой Измайловского полка»

- «а солдат он был умный и исправный»

- «Часовой не выдержал и покинул свой пост »

Значение имён и фамилий персонажей Николай Иванович Миллер (Н.И. Миллер) - «ротный командир Измайловского полка» - «блестяще образованный и очень хорошо поставленный в обществе молодой офицер»… (впоследствии полный генерал и директор лицея)

Значение имён и фамилий персонажей

Николай Иванович Миллер (Н.И. Миллер)

- «ротный командир Измайловского полка»

- «блестяще образованный и очень хорошо поставленный в обществе молодой офицер»… (впоследствии полный генерал и директор лицея)

Значение имён и фамилий персонажей Свиньин - «Батальонный командир, подполковник», - «службист», «имел хорошо начатую служебную карьеру»… - «не имел той жалостливости и того мягкосердечия…» - «отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплин» - «держался того правила, что на службе всякая вина виновата» - «просить и умолять Свиньина или даже пытаться его разжалобить – было дело совершенно бесполезное» - стремился «участвовать в сочинении» истории

Значение имён и фамилий персонажей

Свиньин

- «Батальонный командир, подполковник»,

- «службист», «имел хорошо начатую служебную карьеру»…

- «не имел той жалостливости и того мягкосердечия…»

- «отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплин»

- «держался того правила, что на службе всякая вина виновата»

- «просить и умолять Свиньина или даже пытаться его разжалобить – было дело совершенно бесполезное»

- стремился «участвовать в сочинении» истории

Значение имён и фамилий персонажей Инвалидный офицер - «офицер существовавшей в то время придворной инвалидной команды» - «человек очень легкомысленного характера, и притом немножко бестолковый, и изрядный наглец» - «имел желание получить себе установленную медаль «За спасение погибавших» *Инвалид - человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-н. аномалии, ранения, увечья, болезни. Инвалид войны. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Значение имён и фамилий персонажей

Инвалидный офицер

- «офицер существовавшей в то время придворной инвалидной команды»

- «человек очень легкомысленного характера, и притом немножко бестолковый, и изрядный наглец»

- «имел желание получить себе установленную медаль «За спасение погибавших»

*Инвалид - человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие

какой-н. аномалии, ранения, увечья, болезни. Инвалид войны.

(Толковый словарь С.И. Ожегова)

Значение имён и фамилий персонажей Кокошкин обер-полицеймейстер, генерал, о нём «говорили тогда много ужасающего и нелепого» - «в самом деле был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе» - шалунам «не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника» - «он много мог и много умел сделать, если только захочет»

Значение имён и фамилий персонажей

Кокошкин

  • обер-полицеймейстер, генерал,
  • о нём «говорили тогда много ужасающего и нелепого»

- «в самом деле был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе»

- шалунам «не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника»

- «он много мог и много умел сделать, если только захочет»

Значение имён и фамилий персонажей Владыка - «осторожный и неравнодушный к «светским событиям», «проницательный», «высокочтимый»; - «тихоструйная речь», «тихоструйный перебив», «тихоструй»

Значение имён и фамилий персонажей

Владыка

- «осторожный и неравнодушный к «светским событиям», «проницательный», «высокочтимый»;

- «тихоструйная речь», «тихоструйный перебив», «тихоструй»

Н езыблемая основа жизни  «Часовой охраняет свой пост и не должен отвлекаться ничем посторонним». «Я верю тому, что написано в протоколе».

Н езыблемая основа жизни

  • «Часовой охраняет свой пост

и не должен отвлекаться ничем посторонним».

  • «Я верю тому,

что написано в протоколе».

«Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!» Святейший Патриарх Алексий II Любовь выше закона, выше правды и выше справедливости, ибо в основании милости и прощения лежит любовь, на ней и ей эти добродетели держатся. Поэтому справедливость без любви превращается в жестокость, милость в осуждение, а смирение без любви - лицемерие. Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода. Паисий Святогорец

«Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!» Святейший Патриарх Алексий II

Любовь выше закона, выше правды и выше справедливости, ибо в основании милости и прощения лежит любовь, на ней и ей эти добродетели держатся. Поэтому справедливость без любви превращается

в жестокость, милость в осуждение, а смирение без любви - лицемерие.

Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь.

В основе здравого смысла заложена выгода.

Паисий Святогорец

Задание на самоподготовку:  1. Дать письменный ответ на вопрос: «В чём заключается смысл названия рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»?  2. прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

Задание на самоподготовку:

1. Дать письменный ответ на вопрос:

«В чём заключается смысл названия рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»?

2. прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!