Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями
Повторим
ЛЕКСИКУ
- Все слова языка образуют его словарный состав или …
- То, что обозначает слово, это его …
- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
- Слова, имеющие несколько ЛЗ, называются …
- Антонимы – это…
- Синонимы – это…
- Омонимы – это …
- Паронимы – это …
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ОДНОЗНАЧНЫМИ
МНОГОЗНАЧНЫМИ
Повторим Какие средства выразительности использовал С. Есенин?
ЭПИТЕТЫ
- Мой край, задумчивый и нежный
- В саду горит костёр рябины красной.
- Проплясал, проплакал дождь весенний.
Как детки сиротливые ,
Прижались у окна.
Не видать конца и края...
МЕТАФОРА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
ГИПЕРБОЛА
Повторим По какому принципу слова разделены на две группы?
рука,
бухгалтер, шпроты,
голова,
штатив, шприц,
отец,
мольберт, бутерброд,
мать
галстук
Исконно-русские слова
Заимствованные
Актуализация знаний Чем отличаются слова?
РА – ОРО
ЛА – ОЛО
город
РЕ – ЕРЕ
золотой
ЛЕ – ОЛО
берег
молоко
ЛЕ - ЕЛО
шелом
Град
Златой
Брег
Млечный /млеко
Шлем
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
Слова по происхождению
Старославянизмы
Исконно русские
Здравие
Здоровье
Древо
Дерево
Глава
Голова
Плен
Полон
НЕПОЛНОГЛАСНЫЕ
ПОЛНОГЛАСНЫЕ
Употребление слов с полногласием и неполногласием
Упражнения Запишите пары слов, выделите в них чередования
Сторож – стража
Молодой – младенец
Дерево – древесина
Волоку - влечение
Середина - среди
Упражнения Замените вышедшие из употребления исконно русские слова старославянскими неполногласными (устно)
Веремя
Веред
Ворог
Хоробрый
Солодкий
Сором
Упражнения Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания гласных А, О, Е в данных словах.
Охл…ждать, х…л…дильник, г…р…да, огр…ждать, гр…жданин, зд…р…вье, др…весина, поздр…вление, заг…р…дить, др..гоценный, д…р…гой, огл…вление
Полногласные и неполногласные сочетания нужно запомнить.
НЕЛЬЗЯ проверять слово с полногласным сочетанием словом с неполногласным сочетанием.
НЕЛЬЗЯ вр о та' - вор о ’та
МОЖНО вр а та ' - привр а 'тник
Закрепляем Выпишите пары слов
1 вариант
2 вариант
Я Лилу слушал у клавира.
Здесь будет город заложен
Ее прелестный томный глас
Назло надменному соседу.
Волшебной грустью нежит нас…
Прошло сто лет, и юный град,
И я сказал певице милой:
Полнощных стран краса и диво,
«Волшебный голос твой унылый» .
Из тьмы лесов, из топи блат
(«Слово милой»)
Вознесся пышно, горделиво…
(«Медный всадник»)
Закрепляем Выпишите пары слов
1 вариант
2 вариант
На берегу пустынных волн
У Лукоморья дуб зеленый
Стоял он дум великих полн…
Златая цепь на дубе том…
Поутру над её брегами
(«Руслан и Людмила»)
Теснился кучами народ.
Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо.
(«Медный всадник»)
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Подводим итоги
ПОЛНОГЛАСНЫМИ
• Сочетания в корне -оро-, -оло-, -ере-, -ело- называются...
• Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
• Слова глас и голос – братья, потому что...
• В слове охл...дить в корне надо писать гласный ..., так как...
• Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.
РА, ЛА, РЕ, ЛЕ
Они однокоренные, но «глас» старославянское с неполногласием, а «голос» исконно русское с полногласием.
А
слово с неполногласным сочетанием ЛА, проверяем словом хлад.
неполногласные
полногласные
Домашнее задание
Составить предложения со словами:
Голова – глава
Золото – злато
Голос – глас
Берег - брег