СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями"»

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Повторим ЛЕКСИКУ Все слова языка образуют его словарный состав или … То, что обозначает слово, это его … Слова, имеющие одно лексическое значение, называются … Слова, имеющие несколько ЛЗ, называются … Антонимы – это… Синонимы – это… Омонимы – это … Паронимы – это … ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ МНОГОЗНАЧНЫМИ

Повторим

ЛЕКСИКУ

  • Все слова языка образуют его словарный состав или …
  • То, что обозначает слово, это его …
  • Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …
  • Слова, имеющие несколько ЛЗ, называются …
  • Антонимы – это…
  • Синонимы – это…
  • Омонимы – это …
  • Паронимы – это …

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ОДНОЗНАЧНЫМИ

МНОГОЗНАЧНЫМИ

Повторим  Какие средства выразительности использовал С. Есенин?  ЭПИТЕТЫ Мой край, задумчивый и нежный В саду горит костёр рябины красной. Проплясал, проплакал дождь весенний. Воробышки игривые,  Как детки сиротливые ,  Прижались у окна. Хаты – в ризах образа…  Не видать конца и края... МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ ГИПЕРБОЛА

Повторим Какие средства выразительности использовал С. Есенин?

ЭПИТЕТЫ

  • Мой край, задумчивый и нежный
  • В саду горит костёр рябины красной.
  • Проплясал, проплакал дождь весенний.
  • Воробышки игривые,

Как детки сиротливые ,

Прижались у окна.

  • Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края...

МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ

ГИПЕРБОЛА

Повторим  По какому принципу слова разделены на две группы? рука, бухгалтер, шпроты, голова, штатив, шприц, отец, мольберт, бутерброд, мать галстук Исконно-русские слова Заимствованные

Повторим По какому принципу слова разделены на две группы?

рука,

бухгалтер, шпроты,

голова,

штатив, шприц,

отец,

мольберт, бутерброд,

мать

галстук

Исконно-русские слова

Заимствованные

Актуализация знаний  Чем отличаются слова? РА – ОРО ЛА – ОЛО город РЕ – ЕРЕ золотой ЛЕ – ОЛО берег молоко ЛЕ - ЕЛО шелом Град Златой Брег Млечный /млеко Шлем

Актуализация знаний Чем отличаются слова?

РА – ОРО

ЛА – ОЛО

город

РЕ – ЕРЕ

золотой

ЛЕ – ОЛО

берег

молоко

ЛЕ - ЕЛО

шелом

Град

Златой

Брег

Млечный /млеко

Шлем

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Слова по происхождению Старославянизмы Исконно русские Здравие Здоровье Древо Дерево Глава Голова Плен Полон НЕПОЛНОГЛАСНЫЕ ПОЛНОГЛАСНЫЕ

Слова по происхождению

Старославянизмы

Исконно русские

Здравие

Здоровье

Древо

Дерево

Глава

Голова

Плен

Полон

НЕПОЛНОГЛАСНЫЕ

ПОЛНОГЛАСНЫЕ

Употребление слов с полногласием и неполногласием

Употребление слов с полногласием и неполногласием

Упражнения  Запишите пары слов, выделите в них чередования Сторож – стража Молодой – младенец Дерево – древесина Волоку - влечение Середина - среди

Упражнения Запишите пары слов, выделите в них чередования

Сторож – стража

Молодой – младенец

Дерево – древесина

Волоку - влечение

Середина - среди

Упражнения  Замените вышедшие из употребления исконно русские слова старославянскими неполногласными (устно) Веремя Веред Ворог Хоробрый Солодкий Сором

Упражнения Замените вышедшие из употребления исконно русские слова старославянскими неполногласными (устно)

Веремя

Веред

Ворог

Хоробрый

Солодкий

Сором

Упражнения  Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания гласных А, О, Е в данных словах. Охл…ждать, х…л…дильник, г…р…да, огр…ждать, гр…жданин, зд…р…вье, др…весина, поздр…вление, заг…р…дить, др..гоценный, д…р…гой, огл…вление Полногласные и неполногласные сочетания нужно запомнить. НЕЛЬЗЯ проверять слово с полногласным сочетанием словом с неполногласным сочетанием. НЕЛЬЗЯ вр о та' - вор о ’та МОЖНО вр а та ' - привр а 'тник

Упражнения Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания гласных А, О, Е в данных словах.

Охл…ждать, х…л…дильник, г…р…да, огр…ждать, гр…жданин, зд…р…вье, др…весина, поздр…вление, заг…р…дить, др..гоценный, д…р…гой, огл…вление

Полногласные и неполногласные сочетания нужно запомнить.

НЕЛЬЗЯ проверять слово с полногласным сочетанием словом с неполногласным сочетанием.

НЕЛЬЗЯ вр о та' - вор о ’та

МОЖНО вр а та ' - привр а 'тник

Закрепляем  Выпишите пары слов 1 вариант 2 вариант Я Лилу слушал у клавира. Здесь будет город заложен Ее прелестный томный глас Назло надменному соседу. Волшебной грустью нежит нас… Прошло сто лет, и юный град, И я сказал певице милой: Полнощных стран краса и диво, «Волшебный голос твой унылый» . Из тьмы лесов, из топи блат («Слово милой») Вознесся пышно, горделиво… («Медный всадник»)

Закрепляем Выпишите пары слов

1 вариант

2 вариант

Я Лилу слушал у клавира.

Здесь будет город заложен

Ее прелестный томный глас

Назло надменному соседу.

Волшебной грустью нежит нас…

Прошло сто лет, и юный град,

И я сказал певице милой:

Полнощных стран краса и диво,

«Волшебный голос твой унылый» .

Из тьмы лесов, из топи блат

(«Слово милой»)

Вознесся пышно, горделиво…

(«Медный всадник»)

Закрепляем  Выпишите пары слов 1 вариант 2 вариант На берегу пустынных волн У Лукоморья дуб зеленый Стоял он дум великих полн… Златая цепь на дубе том… Поутру над её брегами («Руслан и Людмила») Теснился кучами народ. Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо. («Медный всадник») («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Закрепляем Выпишите пары слов

1 вариант

2 вариант

На берегу пустынных волн

У Лукоморья дуб зеленый

Стоял он дум великих полн…

Златая цепь на дубе том…

Поутру над её брегами

(«Руслан и Людмила»)

Теснился кучами народ.

Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо.

(«Медный всадник»)

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Подводим итоги ПОЛНОГЛАСНЫМИ • Сочетания в корне -оро-, -оло-, -ере-, -ело- называются... • Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными. • Слова глас и голос – братья, потому что... • В слове охл...дить в корне надо писать гласный ..., так как... • Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания. РА, ЛА, РЕ, ЛЕ Они однокоренные, но «глас» старославянское с неполногласием, а «голос» исконно русское с полногласием. А слово с неполногласным сочетанием ЛА, проверяем словом хлад. неполногласные полногласные

Подводим итоги

ПОЛНОГЛАСНЫМИ

• Сочетания в корне -оро-, -оло-, -ере-, -ело- называются...

• Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.

• Слова глас и голос – братья, потому что...

• В слове охл...дить в корне надо писать гласный ..., так как...

• Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.

РА, ЛА, РЕ, ЛЕ

Они однокоренные, но «глас» старославянское с неполногласием, а «голос» исконно русское с полногласием.

А

слово с неполногласным сочетанием ЛА, проверяем словом хлад.

неполногласные

полногласные

Домашнее задание Составить предложения со словами: Голова – глава Золото – злато Голос – глас Берег - брег

Домашнее задание

Составить предложения со словами:

Голова – глава

Золото – злато

Голос – глас

Берег - брег


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!