СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Союз"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме: "Союз".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Союз"»

«Мозговой штурм» В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки . ПРИСТАВКА

«Мозговой штурм»

  • В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
  • Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
  • Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин врастапки .

ПРИСТАВКА

Урок русского языка в 7 классе   Повторение по теме «Союз».

Урок русского языка в 7 классе Повторение по теме «Союз».

Из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз…

Из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз…

Работа с толковым словарём   Союз-1.Тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц. (союз демократических сил), 2.Объединение, соглашение для каких-нибудь совместных целей. ( заключить союз) между государствами: СССР, СНГ Союз - в грамматике - служебное слово, соединяющее  предложения и словоформы внутри предложения (из словаря С.Ожегова)

Работа с толковым словарём

  Союз-1.Тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц. (союз демократических сил),

2.Объединение, соглашение для каких-нибудь совместных целей. ( заключить союз) между государствами: СССР, СНГ

Союз - в грамматике - служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения (из словаря С.Ожегова)

Это интересно! Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили: Слово И – один из самых древних союзов русского языка Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)       (Н. Холодов)

Это интересно!

Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания

Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения

Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)

(Н. Холодов)

Цель урока Повторить, обобщить и систематизировать изученный лингвистический материал о союзе как о части речи.

Цель урока

Повторить, обобщить и систематизировать изученный лингвистический материал о союзе как о части речи.

Разминка. Тест. 1. В каждом столбике укажи союз: а) то же; г) так; б) так что; д) также; в) что же; е) так же; 2. Из каждого ряда выпиши сочинительный союз: а) тоже, так как, что; б) если, то…то, будто; в) едва, потому что, но; 3. Выпиши причинный союз:  как будто, словно, потому что временной: чтобы, пока, точно  изъяснительный: как скоро, что, оттого что

Разминка. Тест.

1. В каждом столбике укажи союз: а) то же; г) так; б) так что; д) также; в) что же; е) так же;

2. Из каждого ряда выпиши сочинительный союз: а) тоже, так как, что; б) если, то…то, будто; в) едва, потому что, но;

3. Выпиши причинный союз: как будто, словно, потому что временной: чтобы, пока, точно изъяснительный: как скоро, что, оттого что

4.Части какого предложения связаны сочинительным союзом?  а) Что легко достается, то дёшево ценится. б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков. в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала. г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.   5.Выпиши из каждого предложения номера, где необходимо поставить запятые. а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады. б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест. в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала. г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

4.Части какого предложения связаны сочинительным союзом?

а) Что легко достается, то дёшево ценится. б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков. в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала. г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.

  5.Выпиши из каждого предложения номера, где необходимо поставить запятые.

а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады. б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест. в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.

г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.

Взаимопроверка Ключ к тесту:  1) б, д  2) тоже, то… то, но  3) потому что, пока, что  4) б  5) а) 1; б) 2; в) 1; г) 1, 2 Оцените по шкале : «5» – нет ошибок «4» – одна ошибка «3» – две ошибки «2» – более двух ошибок

Взаимопроверка

Ключ к тесту:

1) б, д

2) тоже, то… то, но

3) потому что, пока, что

4) б

5) а) 1; б) 2; в) 1; г) 1, 2

Оцените по шкале :

«5» – нет ошибок

«4» – одна ошибка

«3» – две ошибки

«2» – более двух ошибок

Что такое союз? Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час Порою я совсем не повторяюсь. Порою повторяюсь много раз. Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.  По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. По строению бывают простыми и составными.

Что такое союз?

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

  • Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. По строению бывают простыми и составными.

1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов. 2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли. Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип союза в предложениях: буква С (сочинительный)  и П (подчинительный). 3. Река сверкала то голубым то зеленым светом.

1. По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.

2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.

Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип союза в предложениях: буква С (сочинительный) и П (подчинительный).

3. Река сверкала то голубым то зеленым светом.

4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще совсем не просохли. 5. Слуга вышел и объявил что лошади готовы.

4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще совсем не просохли.

5. Слуга вышел и объявил что лошади готовы.

Графический диктант. Составить только схемы предложений. 1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.  2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.  3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.  4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.   

Графический диктант. Составить только схемы предложений.

  • 1. Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
  • 2. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
  • 3. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
  • 4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
  • 5. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
  •  
Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет. 1. [ ], а [ ] 2. [ ], (потому что) 3. [ = и = ]

Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

1. [ ], а [ ]

2. [ ], (потому что)

3. [ = и = ]

2 задание  Союзы обвести в овал. 1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде. 2.Что(бы) ни случилось, сохраняйте спокойствие. 3.Мы то(же) любим весну. 4.Горька работа, за(то) хлеб сладок.

2 задание

Союзы обвести в овал.

1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

2.Что(бы) ни случилось, сохраняйте спокойствие.

3.Мы то(же) любим весну.

4.Горька работа, за(то) хлеб сладок.

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами.  Неожиданно набежала туча...

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами.

Неожиданно набежала туча...

* Найди и исправь ошибки в употреблении союзов.   Заря чиста, а утро будет ясно. Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться.

* Найди и исправь ошибки в употреблении союзов.

  • Заря чиста, а утро будет ясно.
  • Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться.
 Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его, И царский пир его прекрасен.  А.С.Пушкин Из какого произведения эти строки? Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?  Сделайте вывод о роли союза в тексте.

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его,

И царский пир его прекрасен.

А.С.Пушкин

  • Из какого произведения эти строки?
  • Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?
  • С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
  • Сделайте вывод о роли союза в тексте.
Роль союза в тексте Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.

Роль союза в тексте

  • Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
Весёлая минутка Задание .   Отгадайте шарады , изобразите ответы. Две ноты, союз, Вместе – игра, В которую любит Играть детвора .  

Весёлая минутка

  • Задание .   Отгадайте шарады , изобразите ответы.
  • Две ноты, союз,
  • Вместе – игра,
  • В которую любит
  • Играть детвора .
  •  
Союз, предлог и падежная форма Личного местоимения Дают нам вкусный плод Южноамериканского растения .   МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОГ - НА ДЕРЕВЕ Мой слог второй-союз А вместе я – материя И на костюм гожусь .

Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения .

 

МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОГ - НА ДЕРЕВЕ

Мой слог второй-союз

А вместе я – материя

И на костюм гожусь .

Подведем итоги Какова была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Подведем итоги

  • Какова была тема урока?
  • Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Продолжите высказывания по уроку   -я выполнял задания… -у меня получилось … -я понял, что теперь могу… -я научился… -я попробую… -меня удивило… -урок дал мне для жизни… -мне захотелось…

Продолжите высказывания по уроку

  • -я выполнял задания…
  • -у меня получилось …
  • -я понял, что теперь могу…
  • -я научился…
  • -я попробую…
  • -меня удивило…
  • -урок дал мне для жизни…
  • -мне захотелось…
Домашнее задание  написать сочинение из 5-7 предложений о роли союза в русском языке

Домашнее задание

написать сочинение из 5-7 предложений о роли союза в русском языке