КОМИКС как несплошной текст
Урок:
основы читательской грамотности,
5А класс
учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №9 г. Красноуфимска: Селиверстова В.В.
Урок 1 «Литература» Внеклассное чтение в 5 «А» классе ФГОС Тема: Создание комикса по рассказу Аи эН «Коварная парта» через преобразование сплошного текста в несплошной текст»
Разминка
Текст -это…
- Текст - это группа предложений ( ИЗОБРАЖЕНИЙ ) , которые связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
- Предложения в тексте расположены в определённой последовательности , объединены темой и основной мыслью .
- Текст обычно разделён на части (абзацы). Каждый абзац начинается с красной строки и содержит определённую мысль – микротему .
- Очень часто у текста есть заголовок. Предложения в тексте связаны цепной и параллельной связью.
Тема текста
Основная мысль текста
отношение автора
его позиция
твое собственное отношение
жизненный урок
Типы текстов
рассказ
Какой тип текста?
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?». Например:
- Кто? – человек, кто? – орёл, кто? – Карлсон.
- Что? – яблоко, что? – движение, что? – воспоминание.
- Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа и падежа.
- Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.
- Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа. Например: яблоко, человек, дружба.
- В предложении имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего – подлежащим или дополнением. Например: Учитель взял мою тетрадь.
- В данном предложении два имени существительных: учитель и тетрадь. Поставим к ним вопрос, чтобы определить, какими членами предложения они являются: (кто?) учитель, это подлежащее; взял (что?) тетрадь, это дополнение.
Какой тип текста?
- Показателем степени нагревания воздуха является его температура . Характер ее изменения и распределения в слоях атмосферы называется тепловым режимом. Основной фактор, определяющий его параметры, — теплообмен между разными слоями атмосферы и окружающей средой. Амплитуда колебаний зависит от многих факторов. Прежде всего — это температурные изменения на подстилающей поверхности, чем шире их диапазон, тем больше амплитуда температуры воздуха. Она зависит и от облачности: в ясную погоду колебания сильнее, чем в пасмурную. Сезонные показатели длительного воздействия также отличаются — зимой они меньше, чем летом.
- С увеличением широты амплитуда температуры воздушных масс идет на убыль, поскольку убывает высота, на которую поднимается солнце к полудню. Суточная амплитуда неодинакова на разных формах рельефа земной поверхности. На склонах и вершинах холмов и гор она меньше, чем на равнинных территориях. Это объясняется тем, что у выпуклых рельефных форм площадь соприкосновения воздуха и подстилающей поверхности меньше, чем у плоских. Кроме того, на них воздушные массы быстро сменяются на новые.
Ая эН
Ирина Крестьева
Как перестроить сплошной (художественный )текст в несплошной?
https://mir-knig.com/read_188317-1
Анализ текста рассказа
- Обсуждение первых впечатлений после прочтения рассказа (было задано на дом)
- Обсуждение смысла заглавия рассказа «Коварная парта»
- «Коварная» - это какая? Почему парта коварная? А кого из героев можно назвать «коварным»? Почему?
Работа в парах
- Тема рассказа:
- Кто основные герои рассказа:
- Когда и где происходят события:
- Какую роль сыграла «ручка с золотым пером», в чем был ее «секрет»:
- Какое научное открытие описывает автор:
- Основная мысль рассказа:
- Над кем и над чем смеется автор:
- Приемы создания смешного в рассказе:
- Тема рассказа: страшная история на уроке математики, как парта «съела» ПОЧТИ целый класс детей
- Кто основные герои рассказа: Опилкин, учительница, Олеся, Аня
- Когда и где происходят события: наши дни, школа, урок математики
- Какую роль сыграла «ручка с золотым пером», в чем был ее «секрет»: это портативная машина для создания «черных дыр»
- Какое научное открытие описывает: профессор Опилкин (папа Ферапонта) создал прибор, сжимающий пространство .
- Основная мысль рассказа: непослушание ведет к трагическим последствиям
- Над кем и над чем смеется автор: над современными непослушными школьниками
- Приемы создания смешного в рассказе: говорящие фамилии, несоответствие ситуации урока и поведения учеников, гипербола в поведении героев, неожиданный поворот событий, смешные фразы.
Раскадровка
- Раскадровка для видеоролика:
(делание рассказа на микротемы: сцены, выявление героев, событий , выбор реплик, которыми будет сопровождаться действие)
№ СЦЕНЫ
герои
1
события
Опилкин и учительница
реплики
Опилкин дырявит ручкой с золотым пером ластик
Учительница ведет урок
- Вот зараза
- Откройте тетради…
«Создание комикса как прием преобразования сплошного текста в несплошной текст»
ЦЕЛЬ?
Что это? Какой тип текста?
Учебный проект
Что такое комикс? Анкетирование
КОМИКС
- Скотт МакКлауд , автор книги « Суть комикса » (англ. Understandingcomics ), предлагает краткое определение « последовательные изображения », и более полное — « смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности » . Жорж Садуль определяет комиксы, как « рассказы в картинках ».
комикс представляет собой
серию изображений , в которой рассказывается какая-либо история
Комиксы – это еще и мировой фенОмен. Во Франции и в Японии они стали государственной индустрией .
Комиксы – это рисованные истории, рассказы в картинках, они сочетают в себе как литературу, так и искусство.
Во франкоговорящем мире комикс называют «bande dessinée» (рисованная лента) или BD,
а в Японии комиксы называют «манга».
Классический комикс – изображается с выходящем из рта словесными облачка с текстом
Немой комикс – сюжет понятен без слов
жанры
«Приключения Тинти́на»
- ( фр. Les Aventures de Tintin ) — один из популярнейших европейских комиксов XX века.
«Астерикс» или «Приключения Астерикса»
- — серия европейских комиксов Рене Госсини и Альбера Удерзо , главным героем которых является галл Астерикс .
КОМИКСЫ
НЕДОСТАТКИ
ДОСТОИНСТВА
- Много картинок
- Интересно
- Мало текста
- Интересный сюжет
- Узнаем что-то новое
- Могут быть полезными
- Легко читаются
- Носят развлекательный характер
- Не просто читаешь, а сразу всё видишь и т.д.
- Мало текста
- Ничему не учат, не полезны
- Не всегда понятен смысл
- Отнимают много времени
- В основном на иностранных языках
- Быстро перестаёт нравиться
- Быстрая завязка
- Дорого стоят
- НЕТ в продаже
Комикс можно создать самому
5 шагов
- Шаг 1. Сценарий
- Шаг 2. Раскадровка
- Шаг 3. Карандаш
- Шаг 4. Обводка
- Шаг 5. Колеровка
Речь в комиксе передаётся при помощи филАктер а – «словестного пузыря», который изображается в виде облачка изо рта или головы персонажа
Выноска — это графическое средство, используемое в основном в комиксах для иллюстрации речи либо мыслей персонажа (обычно в виде слов, редко — картинок).
- Раскадровка для видеоролика :
- делание рассказа на микротемы:
- сцены, выявление героев, событий , выбор реплик, которыми будет сопровождаться действие)
№ СЦЕНЫ
герои
события
реплики
Создание комикса по рассказу Аи эН «Коварная парта»
КОМАНДА:
1) Сценарист
2) Редактор
3) Раскадровщик
4) Художники
Обложка
Критерии оценивания комикса
1) Содержание - 4 б.
- все микротемы – 1 б.
- основные герои – 1 б.
- основные события – 1б.
- отражение основной мысли эпизода – 1 б.
2) Оформление (соответствие жанру) – 0-3 б.
3) Оригинальность (творческий подход, своеобразие) – 0-3 б.
«5» – 10-9 б.
«4» – 8-7 б.
«3» – 6-5 б.
Самооценка Взаимооценка
«А напоследок я скажу»
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
- Благодарю тебя за….
- Избавляйся от…
- Будь всегда…
- Помни…
«Я никогда не думал, что Человек-Паук станет всемирной иконой. Тогда я лишь надеялся, что все комиксы продадутся, и я не потеряю работу» Стэн Ли
Стэнли Мартин Либер (англ. Stanley Martin Lieber), наиболее известный по псевдониму Стэн Ли (англ. Stan Lee) — знаменитый автор комиксов
« Комиксы — это то, что
читают,
смотрят
и чувствуют»