СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по творчеству Твардовского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по творчеству Твардовского»

По праву памяти

По праву памяти

 Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.  Д.С. Лихачев  Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой.  А.Т. Твардовский

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.

Д.С. Лихачев

Я жил, я был - за все на свете я отвечаю головой.

А.Т. Твардовский

 Историческая справка Мы будем уничтожать каждого такого врага, хотя был бы он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью…  И. Сталин Секретарю ЦК КПСС товарищу Хрущеву Н.С.: «за время с 1921 года по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено 3.777.380  человек, в том числе к ВМН - 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2.369.220 , в ссылку и высылку - 765.180 человек.»

Историческая справка

  • Мы будем уничтожать каждого такого врага, хотя был бы он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью…

И. Сталин

Секретарю ЦК КПСС товарищу

Хрущеву Н.С.: «за время с 1921 года по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено 3.777.380 человек, в том числе к ВМН - 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже - 2.369.220 , в ссылку и высылку - 765.180 человек.»

А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Последняя поэма А. Твардовского
  • А. Твардовский работал над поэмой в 1966-1969 годах. Последняя поэма А. Твардовского "По праву памяти" долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987г.
  • он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.

 

В.Я. Лакшин. Из

книги «Берега культуры», 1991г.

Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля). Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля). Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля). Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
  • Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
  • Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
  • Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
  • Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
События в жизни поэта, обстоятельства работы 1958-1970гг. – А.Т.Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму. 1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию. 1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

События в жизни поэта, обстоятельства работы

1958-1970гг. – А.Т.Твардовский – редактор журнала «Новый мир».

60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются

Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов,

В. Войнович, Ю. Домбровский,

С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин,

А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму.

1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Взгляды поэта, отразившиеся в поэме. Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта. «Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку».  (А. Твардовский )

Взгляды поэта, отразившиеся в поэме.

Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.

Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта.

«Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку».

(А. Твардовский )

Круг тем, особо значимых для автора: тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема исторического возмездия; тема «сыновней ответственности».

Круг тем, особо значимых для автора:

  • тема раскаяния и личной вины человека;
  • тема памяти и забвения;
  • тема исторического возмездия;
  • тема «сыновней ответственности».
Жанровые особенности: поэма-завещание; поэма-исповедь; семейная трагедия; «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)
  • Жанровые особенности:
  • поэма-завещание;
  • поэма-исповедь;
  • семейная трагедия;
  • «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)
Композиция внешняя: предисловие и три части:
  • Композиция внешняя: предисловие и три части:
  • "Перед отлетом",
  • "Сын за отца не отвечает",
  • "О памяти"
  • Композиция внутренняя:
  • система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.
«Перед отлётом»   С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлётом»? Писалась эта глава как обращение к другу юности. Как вы думаете, почему именно такую форму выбрал автор? Мы повторяем, что напасти Нам никакие нипочём, Но сами ждали только счастья, - Тому был возраст обучён.

«Перед отлётом»

  • С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлётом»?
  • Писалась эта глава как обращение к другу юности. Как вы думаете, почему именно такую форму выбрал автор?

Мы повторяем, что напасти

Нам никакие нипочём,

Но сами ждали только счастья, -

Тому был возраст обучён.

«Перед отлётом»   Время: юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи: не слышали : утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»; не предугадывали : вскоре «сорвётся с места край родной»; глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».  

«Перед отлётом»

  • Время:

юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи:

не слышали : утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»;

не предугадывали : вскоре «сорвётся с места край родной»;

глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».

 

«Сын за отца не отвечает» Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе? Приведите примеры из текста.  Приведите примеры речевых штампов 1930—1950-х гг., которые используются во второй главе. Определите их роль.

«Сын за отца не отвечает»

  • Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе? Приведите примеры из текста.
  • Приведите примеры речевых штампов 1930—1950-х гг., которые используются во второй главе. Определите их роль.
«Сын за отца не отвечает» В чём поэт обвиняет сталинизм?  Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчёркивает?

«Сын за отца не отвечает»

  • В чём поэт обвиняет сталинизм?
  • Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчёркивает?
Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?   Слова «сын за отца не отвечает» , повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение: неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»); «вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности.   Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе.
  • Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?
  • Слова «сын за отца не отвечает» , повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение:
  • неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»);
  • «вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности.

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе.

А мы, кичась неверьем в Бога, Во имя собственных святынь Той жертвы требовали строго: Отринь отца и мать отринь.  

А мы, кичась неверьем в Бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

 

 « О памяти»      Глава полемична. С кем и о чём спорит герой? Охарактеризуйте гражданскую позицию поэта.  Способны ли, по мнению автора, его современники ответить «за распорядок в мире»? И как это их характеризует? Поэма «По праву памяти» - покаяние и оправдание героя. Как вы считаете, а почему она поэма-предупреждение?  Зато и впредь как были - будем, -  Какая вдруг ни грянь гроза -  Людьми  из тех людей,  что людям,  Не пряча глаз, Глядят в глаза.

« О памяти»  

  • Глава полемична.

С кем и о чём спорит герой? Охарактеризуйте гражданскую позицию поэта.

Способны ли, по мнению автора, его современники ответить «за распорядок в мире»?

И как это их характеризует?

  • Поэма «По праву памяти» - покаяние и оправдание героя. Как вы считаете, а почему она поэма-предупреждение?
  • Зато и впредь как были - будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза -

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.