ИСТОРИЯ
Рождение новой европейской науки
Подготовила учитель
истории и обществознания
МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»
Алабушева Светлана Михайловна
7 КЛАСС
Подход к научным знаниям
Средневековье
Новое время
Все научные проблемы, объяснялись и обсуждались с опорой на тексты и
толкования Священного писания .
Научные исследования не должны опираться
на религию.
Непререкаемые авторитеты
античности в науке: нельзя опровергать,
можно лишь комментировать.
От созерцательности и описания -
к опытам и экспериментам.
От магического мироощущения, основанного
на идее сверхъестественной связи предметов –
к исследованию и объяснению причин явлений.
Гиппократ
Архимед
Птолемей
Замена религиозного авторитета авторитетом человеческого разума.
Наука – орудие церкви. Использовалась лишь для обоснования и подкрепления
христианских вероучений.
«Он подрывал фундамент веры».
Николай Коперник 1473-1543 гг.
Польский и немецкий астроном, математик, экономист,
каноник эпохи Возрождения
В научном труде «О вращении небесных сфер» - разрушил церковное учение о гео центризме (вращение небесных тел вокруг Земли) и обосновал систему гелео центризма (вращение Земли и других планет вокруг Солнца).
Учение Коперника противоречило:библейским мифам о едином мире и о божьем сотворении мира
Создание нового календаря.
В юлианском календаре две основные сакральные (священные) точки мироздания— равноденствие и полнолуние — потеряли связь с реальными астрономическими событиями.
Создание точных таблиц движения небесных тел ,
прежде всего Луны и Солнца, необходимых в мореходстве. Эти расчёты требовались для вычисления положений Луны для данного места и момента времени.
«Враг всякого закона, всякой веры».
Джордано Бруно 1548 – 1600 гг.
В своих трудах и лекциях продолжил развивать и доказывать истинность учения Николая Коперника о движении Земли вокруг Солнца.
Бруно пришёл к следующим выводам:
- «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна»;
- звёзды – это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты;
- существуют другие, на то время неизвестные планеты в пределах нашей Солнечной системы.
Приговорен судом инквизиции к сожжению на костре.
Во время суда произнёс следующие слова:
«Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем
я выслушиваю его!»
« А всё-таки она вертится!»
Галилео Галилей 1564 – 1642 гг.
Галилей в 1609 году сконструировал собственноручно первый телескоп и направил его в небо:
- открыл спутники Юпитера;
- наблюдал пятна на Солнце;
- обнаружил горы на Луне.
- выяснил, что Млечный путь состоит из
- отдельных звёзд.
Главная книга Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» вызвала негодование «отцов церкви». В ней, с новой силой и новыми научными доказательствами
развенчивались библейские мифы о Земле, как центре мира и о сотворении мира.
Галилей – основатель экспериментальной физики, заложивший фундамент классической механики. Он сформулировал законы падения тел, движения маятника др.
«Он завершил картину мира».
Исаак Ньютон 1643 -1727 гг.
Английский физик-механик, астроном, математик.
Создатель классической физики и математического
анализа.
В своих научных трудах- «Математические начала
натуральной философии», «Оптика» и др. устранил
всякие сомнения в гелеоцентричности Солнечной
системы и завершил формирование новой научной
картины мира.
- Сформулировал три закона движения (законы Ньютона);
- Открыл закон всемирного тяготения;
- Произвёл опыт разложения солнечного света и открыл законы распространения света;
- Изложил основные понятия и аксиомы классической механики: масса, количество движения, сила,
- ускорение, центростремительная сила, и др.
Открытия Исаака Ньютона знаменовали переход от простого описания к Солнечной системы к
объяснению законов её движения и решительный поворот от созерцательного (наблюдение и
фиксирование явлений и процессов) метода познания окружающего мира к экспериментальному
(через опыты), научному методу .
«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт…»
Фрэнсис Бэкон 1561 – 1626 гг.
Scientia potentia est. (Знание – сила).
Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования.
Исследовательский метод, разработанный Бэконом –
предшественник научного метода, в основе которого должны
лежать индукция и эксперимент.
Философский взгляд на науку Фрэнсиса Бэкона:
1.Бог не запрещал познание природы, а дал человеку ум, который
жаждет познания Вселенной.
2. Существует два вида познания:
- Познание добра и зла – запрещено людям. Его даёт Бог через Библию.
- Познание сотворённых Богом вещей. Человек должен их познавать с помощью своего ума.
Наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
«Все вещи в природе происходят математически».
Рене Декарт 1596 -1650 гг.
Cogito, ergo sum. (Мыслю – следовательно существую)
Французский философ, механик, математик, физик, физиолог.
Считал математику идеалом и образцом для всех наук.
Создал аналитическую геометрию и современную алгебраическую символику.
Придумал современную систему координат, сыгравшую важную роль в совершенствовании двух точных наук – физики и математики.
Придумал обозначение неизвестных символов буквами «x,y,z», а постоянных величин буквами «a, b, c».
Изложил закона о преломлении света, который до него никто не мог составить.
Главная цель науки – установление господства человека над силами природы, которые нужно
заставить служить людям.
Наука должна приносить практическую пользу, но для этого она должна
основываться на достоверных знаниях.
Источник достоверных знаний – разум человека.