СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку подготовки к изложению по тексту Солоухина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку подготовки к изложению по тексту Солоухина "Два пути искусства"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку подготовки к изложению по тексту Солоухина»

Практикум по подготовке к сжатому изложению

Практикум по подготовке к сжатому изложению

  При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

 Цели нашего урока: научиться выделять микротемы; составлять план, собирать рабочие материалы; использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); учиться выбирать существенное среди большого объёма информации.

Цели нашего урока:

  • научиться выделять микротемы;
  • составлять план, собирать рабочие материалы;
  • использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);
  • учиться выбирать существенное среди большого объёма информации.

  Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма микротем передает основное содержание текста.

Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма микротем передает основное содержание текста.

Аккумулировать - собирать, накапливать, сосредоточивать. Прикладной характер – такой, который имеет чисто практическое значение, применение, который может найти приложение на практике. Прикладные знания. Прикладные науки. Прикладная механика (в отличие от теоретической). Прикладное искусство (производящее художественно-оформленные вещи, употребляющиеся для различных бытовых и практических целей). Никчёмный – (разг.). Никуда не годный; излишний, бесполезный. Человек ты, извини за выражение, совсем никудышный, никчемный, но гордость в тебе чисто барская. Максим Горький.  Пируэт – (фр. pirouette). Полный Поворот всем телом на носке одной ноги; Поворот во время прыжка в воздухе (театр.)
  • Аккумулировать - собирать, накапливать, сосредоточивать.
  • Прикладной характер – такой, который имеет чисто практическое значение, применение, который может найти приложение на практике. Прикладные знания. Прикладные науки. Прикладная механика (в отличие от теоретической). Прикладное искусство (производящее художественно-оформленные вещи, употребляющиеся для различных бытовых и практических целей).
  • Никчёмный – (разг.). Никуда не годный; излишний, бесполезный. Человек ты, извини за выражение, совсем никудышный, никчемный, но гордость в тебе чисто барская. Максим Горький. 
  • Пируэт – (фр. pirouette). Полный Поворот всем телом на носке одной ноги; Поворот во время прыжка в воздухе (театр.)
ДУГА – согнутая линия, черта или вещь, образующая кривизну, погиб. Стар. В оглобельной упряжи, деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка между оглобель, укрепляемая концами кожаными петлями, после чего клешни хомута стягиваются под шеей лошади. ТРЕПАЛО– орудие для трепания волокна - льна, пеньки, конопли - ручным способом. САЛАЗКИ – ручные санки, чунки, чуночки, или ещё меньшие саночки, для катанья с гор. КОЛЫБЕЛЬ (зыбка, качка, колыска, люлька) — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

ДУГА – согнутая линия, черта или вещь, образующая кривизну, погиб. Стар. В оглобельной упряжи, деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка между оглобель, укрепляемая концами кожаными петлями, после чего клешни хомута стягиваются под шеей лошади.

ТРЕПАЛО– орудие для трепания волокна - льна, пеньки, конопли - ручным способом.

САЛАЗКИ – ручные санки, чунки, чуночки, или ещё меньшие саночки, для катанья с гор.

КОЛЫБЕЛЬ (зыбка, качка, колыска, люлька) — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

                       МЫСЛИТЕЛЬ, 1904 ПОЦЕЛУЙ, 1886

МЫСЛИТЕЛЬ, 1904 ПОЦЕЛУЙ, 1886

  Фёдор Миха́йлович Достое́вский   (1821- 1881)    — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Самые известные романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», Униженные и оскорблённые», «Идиот» Исследователями отмечены парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского.

Фёдор Миха́йлович Достое́вский

(1821- 1881)  

— один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Самые известные романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», Униженные и оскорблённые», «Идиот» Исследователями отмечены парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского.

АЛЕКСАНДР БЛОК (1880-1921)   Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, Блоковского символизма. Самым известным является стихотворение «Незнакомка» с его туманным женским силуэтом.

АЛЕКСАНДР БЛОК (1880-1921)

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, Блоковского символизма. Самым известным является стихотворение «Незнакомка» с его туманным женским силуэтом.

  В 1990-е годы в Стокгольме проходило торжественное открытие монумента в честь Улановой. Это был первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни. «Почему Уланова?» – спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера.    «Галина Уланова – это самая высокая высота в искусстве, – ответил он. – Она не просто блестящая балерина – в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – добро, правда, красота». Галина Сергеевна Уланова (1910-1998)

В 1990-е годы в Стокгольме проходило торжественное открытие монумента в честь Улановой. Это был первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни. «Почему Уланова?» – спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера.

«Галина Уланова – это самая высокая высота в искусстве, – ответил он. – Она не просто блестящая балерина – в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – добро, правда, красота».

Галина Сергеевна

Уланова (1910-1998)

Абзац Микротема Способ сжатия Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Абзац

Микротема

Способ сжатия

Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Абзац Микротема Способ сжатия Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение природы появилось на предметах утвари.

Абзац

Микротема

Способ сжатия

Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение природы появилось на предметах утвари.

Абзац Микротема Способ сжатия Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение природы появилось на предметах утвари. Потом уж искусство отвлеклось и стало радостным или горестным криком души. От никчёмного рисунка до величайших творений культуры и искусства.

Абзац

Микротема

Способ сжатия

Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение природы появилось на предметах утвари.

Потом уж искусство отвлеклось и стало радостным или горестным криком души. От никчёмного рисунка до величайших творений культуры и искусства.

Абзац

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Микротема

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Способ сжатия

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.

Исключение повторов; Исключение одного или нескольких синонимов; Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций; Исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение; Исключение однородных и обособленных членов предложения при обобщающем слове; Исключение одного или нескольких предложений.
  • Исключение повторов;
  • Исключение одного или нескольких синонимов;
  • Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;
  • Исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение;
  • Исключение однородных и обособленных членов предложения при обобщающем слове;
  • Исключение одного или нескольких предложений.

Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена прямой речи косвенной; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Замена прямой речи косвенной;
  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Слияние нескольких предложений в одно; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена сложноподчинённого предложения простым; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
  • Слияние нескольких предложений в одно;
  • Замена предложения или его части указательным местоимением;
  • Замена сложноподчинённого предложения простым;
  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Абзац Сжатый вариант текста Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы? Способ сжатия

Абзац

Сжатый вариант текста

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Способ сжатия

Абзац Сжатый вариант текста Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы? Способ сжатия 1.Исключение одного или нескольких предложе-ний

Абзац

Сжатый вариант текста

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Способ сжатия

1.Исключение одного или нескольких предложе-ний

Абзац Сжатый вариант текста Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы? Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?  Способ сжатия 1.Исключение одного или нескольких предложе-ний

Абзац

Сжатый вариант текста

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор?

Способ сжатия

1.Исключение одного или нескольких предложе-ний

Абзац Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька… Сжатый вариант текста Способ сжатия

Абзац

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Сжатый вариант текста

Способ сжатия

Абзац Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька… Сжатый вариант текста Способ сжатия 1.Исключение повторов; 2. Исключение однородных членов предложения при обобщающем слове; 3. Слияние двух предложений в одно; 4. Исключение одного или нескольких предложений; 5. Замена однородных членов обобщающим наименованием.

Абзац

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Сжатый вариант текста

Способ сжатия

1.Исключение

повторов;

2. Исключение

однородных членов

предложения при

обобщающем слове;

3. Слияние двух

предложений в одно;

4. Исключение одного

или нескольких

предложений;

5. Замена однородных

членов обобщающим

наименованием.

Абзац

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Сжатый вариант текста

Способ сжатия

Вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека и началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Будь то солонка, дуга, ложка или другое изделие.

1.Исключение

повторов;

2. Исключение

однородных членов

предложения при

обобщающем слове;

3. Слияние двух

предложений в одно;

4. Исключение одного

или нескольких

предложений;

5. Замена однородных

членов обобщающим

наименованием.

Абзац Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой. Сжатый вариант текста Способ сжатия

Абзац

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.

Сжатый вариант текста

Способ сжатия

Абзац Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой. Сжатый вариант текста Способ сжатия 1. Замена однородных членов обобщающим наименованием; 2. Исключение однородных членов предложения.

Абзац

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.

Сжатый вариант текста

Способ сжатия

1. Замена

однородных

членов обобщающим

наименованием;

2. Исключение

однородных членов

предложения.

Абзац Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой. Сжатый вариант текста Способ сжатия Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале величайших творений культуры и искусства.  1. Замена однородных членов обобщающим наименованием; 2. Исключение однородных членов предложения.

Абзац

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.

Сжатый вариант текста

Способ сжатия

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале величайших творений культуры и искусства.

1. Замена

однородных

членов обобщающим

наименованием;

2. Исключение

однородных членов

предложения.

1. Переписать изложение в тетради. 2. Творческое задание: написать сочинение по тексту на лингвистическую тему «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»      В.Г. Короленко

1. Переписать изложение в тетради.

2. Творческое задание: написать сочинение по тексту на лингвистическую тему «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»

В.Г. Короленко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!