Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку развития речи по теме "Обучающее сочинение по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"»
Шестнадцатое ноября. Классная работа.
Марина Ивановна Цветаева прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее «вечной»: хотелось перечитывать её постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачев».
Трудно овладеть искусством чтения. Но не менее трудно научиться хорошо писать. Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что для некоторых стилистов , ученых и даже писателей излагать письменно свои мысли и словами рисовать какую-то картину, описывать место действия, предметы, письменно рассказывать о человеке или событиях, в свое время было проблемой. Но они ставили перед собой цель – научиться писать. Открывали для себя приёмы и выстраивали свою систему овладения этим искусством.
Тема урока.
Р. Р. Обучающее сочинение по роману
А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Ход работы над сочинением.
1. Выбор темы – сложная задача творческого характера. Чтобы её правильно решить, следует руководствоваться такими критериями:
- понимание темы (каждое понятие в теме должно быть сознательно объяснено),
- знание и понимание привлекаемого материала (самого произведения, сведений по литературе, истории, связанных с данной темой),
- интерес к теме,
- опытом работы над определённым типом сочинений.
2 . Определение основной мысли и идеи будущего сочинения .
Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
3. Определение стиля и типа речи будущего сочинения .
4. Составление плана сочинения.
5. Написание сочинения.
6. Редактирование.
Темы для сочинений .
1. Характеристика Пугачёва.
2. Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения «Капитанской дочки»?
3. Гринёв и Швабрин.
4. Что вызывает наше осуждение в характере и поступках Швабрина?
5. Какой смысл вложен автором в эпиграф «Береги честь смолоду»?
Каждый человек неповторим в своей индивидуальности. Как своеобразны его внешность, характер, восприятие жизни и людей, манера говорить, так своеобразна и его письменная речь.
Эту индивидуальность надо не подавлять, а раскрывать. Учась у мастеров слова, ищите тех, кто вам ближе, но сохраняйте «свое» лицо в письменной речи. Ищите, вырабатывайте свою манеру письма, свой язык!