СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Решение неравенств с одной переменной"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Решение неравенств с одной переменной" для учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Решение неравенств с одной переменной"»

 РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С  ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

b, ax научиться решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства равносильности. " width="640"

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ввести понятия «решение неравенства», «равносильные неравенства»;
  • познакомиться со свойствами равносильности неравенств;
  • рассмотреть решение линейных неравенств вида ах b, ax
  • научиться решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства

равносильности.

87; -10,5 89,2 ≤ х ≤ 95; " width="640"

ПРОЧИТАТЬ НЕРАВЕНСТВО:

х ≤ 15;

у

х

у 87;

-10,5

89,2 ≤ х ≤ 95;

, чтобы неравенство было верным: 1) - 5а □ - 5b 2) 5а □ 5b 3) a – 4 □ b – 4 4) b + 3 □ a +3 " width="640"

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Зная, что a , поставьте соответствующий знак или , чтобы неравенство было верным:
  • 1) - 5а □ - 5b
  • 2) 5а □ 5b
  • 3) a – 4 □ b – 4
  • 4) b + 3 □ a +3

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число:  - 10  - 6,5  - 4  - 3,1

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число:
  • - 10
  • - 6,5
  • - 4
  • - 3,1

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:   [-1; 4]  (- ∞; 3)  (2; + ∞) 4 2 не существует 5

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:

  • [-1; 4]
  • (- ∞; 3)
  • (2; + ∞)

4

2

не существует

5

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Найди ошибку! x ≥ 7 Ответ: (- ∞; 7)  7 y   2,5    6

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Найди ошибку!
  • x ≥ 7 Ответ: (- ∞; 7)

7

  • y

2,5

6

3 при х = 4 5 • 4 – 11 3; 9 3 – верно; при х = 2 5 • 2 – 11 3, - 1 3 – неверно; Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. 6 " width="640"

РАССМОТРИМ НЕРАВЕНСТВО 5Х – 11 3

  • при х = 4 5 • 4 – 11 3; 9 3 – верно;
  • при х = 2 5 • 2 – 11 3, - 1 3 – неверно;

Решением неравенства с одной переменной

называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.

6

3 ? Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет. 6 " width="640"

РЕШЕНИЕМ НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕМЕННОЙ, КОТОРОЕ ОБРАЩАЕТ ЕГО В ВЕРНОЕ ЧИСЛОВОЕ НЕРАВЕНСТВО.

  • Являются ли числа 2; 0,2 решением неравенства:

а) 2х – 1

б) - 4х + 5 3 ?

Решить неравенство

значит найти все его решения или доказать, что их нет.

6

0 и равносильны х 3 х 2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 нет решений 3х – 6 ≥ 0 и 2х 8 неравносильны х ≥ 2 х 4 9 " width="640"

РАВНОСИЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА

Неравенства, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, тоже считают равносильными

2х – 6 0 и равносильны х 3

х 2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 нет решений

3х – 6 ≥ 0 и 2х 8 неравносильны

х ≥ 2 х 4

9

   ПРИ РЕШЕНИИ НЕРАВЕНСТВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СВОЙСТВА: Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным  знаком , то получится равносильное ему неравенство.   Если обе части неравенства умножить или разделить  на одно и то же положительное число , то получится равносильное ему неравенство; если обе части неравенства умножить или разделить  на одно и то же отрицательное число , изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится  равносильное ему неравенство. 9

ПРИ РЕШЕНИИ НЕРАВЕНСТВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СВОЙСТВА:

  • Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком , то получится равносильное ему неравенство.
  • Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число , то получится равносильное ему неравенство;
  • если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число , изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство.

9

3Х + 5. Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а в правой - без переменной: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части неравенства на положительное число 2, сохраняя при этом знак неравенства: 5х – 3х 5 + 1 2х 6 х 3 3 Ответ: (3; + ∞) 9 " width="640"

ПРИМЕР 1 . РЕШИМ НЕРАВЕНСТВО 5Х – 1 3Х + 5.

  • Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а

в правой - без переменной:

  • Приведём подобные слагаемые:
  • Разделим обе части неравенства на положительное число 2,

сохраняя при этом знак неравенства:

5х – 3х 5 + 1

2х 6

х 3

3

Ответ: (3; + ∞)

9

2(Х + 2) + Х + 5. Раскроем скобки приведём подобные слагаемые: Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а в правой - без переменной: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части неравенства на положительное число 3, сохраняя при этом знак неравенства: 6х – 3 2х + 4 + х + 5 6х – 3 3х + 9 6х – 3х 9 + 3 3х 12 х 4 4 Ответ: (4; + ∞) 9 " width="640"

ПРИМЕР 2 . РЕШИМ НЕРАВЕНСТВО 3(2Х – 1) 2(Х + 2) + Х + 5.

  • Раскроем скобки

приведём подобные слагаемые:

  • Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а

в правой - без переменной:

  • Приведём подобные слагаемые:
  • Разделим обе части неравенства на положительное число 3,

сохраняя при этом знак неравенства:

6х – 3 2х + 4 + х + 5

6х – 3 3х + 9

6х – 3х 9 + 3

3х 12

х 4

4

Ответ: (4; + ∞)

9

2. Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный: - 2 • 6 2х – 3х 12 - х 12 х - 12 Ответ:( - ∞; -12) 9 " width="640"

ПРИМЕР 3. РЕШИМ НЕРАВЕНСТВО 2.

  • Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6:
  • Приведём подобные слагаемые:
  • Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный:
  • - 2 • 6
  • 2х – 3х 12
  • - х 12
  • х

- 12

Ответ:( - ∞; -12)

9

B ИЛИ АХ , ГДЕ А И B – НЕКОТОРЫЕ ЧИСЛА, НАЗЫВАЮТ ЛИНЕЙНЫМИ НЕРАВЕНСТВАМИ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. 5х ≤ 15, 3х 12, - х 12 Решения неравенств ах b или ах при а = 0. Пример 1 . 0 • х Пример 2. 0 • х Линейное неравенство вида 0 • х или 0 • х b , а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений , либо его решением является любое число . Ответ: х – любое число. Ответ: нет решений . 9 " width="640"

НЕРАВЕНСТВА ВИДА АХ B ИЛИ АХ , ГДЕ А И B НЕКОТОРЫЕ ЧИСЛА, НАЗЫВАЮТ ЛИНЕЙНЫМИ НЕРАВЕНСТВАМИ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.

  • 5х ≤ 15, 3х 12, - х 12

  • Решения неравенств ах b или ах при а = 0.

Пример 1 . 0 • х

Пример 2. 0 • х

  • Линейное неравенство вида 0 • х или 0 • х b , а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений , либо его решением является любое число .

Ответ: х – любое число.

Ответ: нет решений .

9

 АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ . Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые. Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки. Привести подобные слагаемые. Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю. Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой. Записать ответ в виде числового промежутка. 9

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ .

  • Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.
  • Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки.
  • Привести подобные слагаемые.
  • Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю.
  • Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой.
  • Записать ответ в виде числового промежутка.

9

- 12 х ≤ - 4 1) – 2х 6 2) – 2х ≤ 6 х х ≥ - 3 Знак изменится , когда обе части неравенства делим на отрицательное число 9 " width="640"

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Решите неравенство:

4) – х

6) – х ≥ 4

х - 12

х ≤ - 4

1) – 2х 6

2) – 2х ≤ 6

х

х ≥ - 3

Знак изменится , когда обе части неравенства

делим на отрицательное число

9

ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  Выполните: № 836(а, б, в) № 844(а, д)  9

ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выполните:

  • 836(а, б, в)
  • 844(а, д)

9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изучить п.34(выучить определения, свойства и алгоритм решения). Выполнить № 835; № 836(д – м);  № 842.  9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Изучить п.34(выучить определения, свойства и алгоритм решения).
  • Выполнить

835;

836(д – м);

842.

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!