СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку рксского языка № 15 "Текст - рассуждение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку рксского языка № 15 "Текст - рассуждение"»

Русский язык 4 класс

Русский язык

4 класс

Орфографическая минутка

Орфографическая минутка

Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.  (Древняя Индия.)

Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.

(Древняя Индия.)

Спишите названия спортивных игр в алфавитном порядке Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис. Проверь Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей.

Спишите названия спортивных игр в алфавитном порядке

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

Проверь

Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей.

 Словарная работа

Словарная работа

Спишите, подчеркните орфограмы. Прекрасный, пшеница, расстояние, профессия, сверкать, бассейн, шоссе, сапог, охотник, искусство.

Спишите, подчеркните орфограмы.

Прекрасный, пшеница, расстояние, профессия, сверкать, бассейн, шоссе, сапог, охотник, искусство.

Запомни! потому что   -Запишите эти слова, запомните их написание. так как

Запомни!

потому что

-Запишите эти слова, запомните их написание.

так как

1 текст. Волшебное озеро. В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”.  Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным?  Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным. (По И.Данилову). 2 текст. Песец. Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы.  Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры. (По И. Данилову) 3 текст. Тень на дороге. Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

1 текст.

Волшебное озеро.

В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”. Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным? Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным.

(По И.Данилову).

2 текст.

Песец.

Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы. Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры.

(По И. Данилову)

3 текст.

Тень на дороге.

Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

ТЕКСТ

ТЕКСТ

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Текст можно озаглавить. Можно выделить: вступление, основную часть и концовку.

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Текст можно озаглавить.

Можно выделить: вступление, основную часть и концовку.

Виды текстов

Виды текстов

Прочитайте текст. Определите вид текста. Куница – зверёк хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.

Прочитайте текст. Определите вид текста.

Куница – зверёк хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.

  Текст–описание  Вопросы какой? какая?  какое? какие?  (признаки предмета)

Текст–описание

Вопросы какой? какая?

какое? какие?

(признаки предмета)

Ещё зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие с рукавичку, и мать ещё в берлоге кормит их молоком.

Ещё зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие с рукавичку, и мать ещё в берлоге кормит их молоком.

 Текст–повествования  (сообщения )  ( Что произошло?)  (события, действия)

Текст–повествования

(сообщения )

( Что произошло?)

(события, действия)

 Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?  Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

  Текст–рассуждение  рассуждать -доказывать  Вопрос -Почему ?

Текст–рассуждение

рассуждать -доказывать

Вопрос -Почему ?

Тема урока Текст - рассуждение Цель : формирование умения писать текст- рассуждения

Тема урока

Текст - рассуждение

Цель : формирование умения писать текст- рассуждения

Тема: Конструирования текста-рассуждения Цель : формирование умения писать текст- рассуждения

Тема: Конструирования текста-рассуждения

Цель : формирование умения писать текст- рассуждения

Что такое рассуждение   Рассуждать – значит доказывать.  В типе речи рассуждение разъясняется или доказывается основная мысль, определённая точка зрения, говорится о причинах явлений или событий. Обычно в конце рассуждения делается вывод. К такому тексту можно поставить вопросы: почему? зачем ?

Что такое рассуждение

Рассуждать – значит доказывать.  В типе речи рассуждение разъясняется или доказывается основная мысль, определённая точка зрения, говорится о причинах явлений или событий. Обычно в конце рассуждения делается вывод. К такому тексту можно поставить вопросы: почему? зачем ?

Тексты-рассуждения мы встречаем в научном, публицистическом и художественном стилях речи. Они используются для аргументированного доказательства чего-либо.
  • Тексты-рассуждения мы встречаем в научном, публицистическом и художественном стилях речи. Они используются для аргументированного доказательства чего-либо.
С рассуждениями-доказательствами мы встречаемся, например, в параграфе учебника, а с рассуждением-объяснением, например, тогда, когда учитель объясняет новый материал;  рассуждения-размышления на общественно-политические темы мы можем прочитать в очерках и статьях газеты или журнала.
  • С рассуждениями-доказательствами мы встречаемся, например, в параграфе учебника, а с рассуждением-объяснением, например, тогда, когда учитель объясняет новый материал;  рассуждения-размышления на общественно-политические темы мы можем прочитать в очерках и статьях газеты или журнала.
Строение текста – рассуждения Тезис  →    Доказательства (аргументы)   →     Примеры  →    Вывод из всего сказанного

Строение текста – рассуждения

  • Тезис    
  • Доказательства (аргументы)     
  • Примеры  →   
  • Вывод из всего сказанного
Это рассуждение. Так ли это? Что из этого следует? Почему? За чем? Аргументы (примеры) 2 Вывод 3 Тезис 1 потому что поэтому Да, это рассуждение.

Это рассуждение. Так ли это?

Что из этого следует?

Почему? За чем?

Аргументы

(примеры)

2

Вывод

3

Тезис

1

потому что

поэтому

Да, это рассуждение.

Тезис – это положение, которое нужно доказать, объяснить или опровергнуть. К нему можно  поставить вопрос: «Что я думаю?»  
  • Тезис – это положение, которое нужно доказать, объяснить или опровергнуть. К нему можно  поставить вопрос: «Что я думаю?»
  •  
Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения), а также примеры обосновывают и объясняют положение - тезис. Мы объясняем: Почему мы так думаем.
  • Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения), а также примеры обосновывают и объясняют положение - тезис. Мы объясняем: Почему мы так думаем.
В качестве примеров, которые подтверждают наши доказательства, могут быть случаи из нашей жизни или из жизни других людей, эпизод из книги, мнение известного человека.
  • В качестве примеров, которые подтверждают наши доказательства, могут быть случаи из нашей жизни или из жизни других людей, эпизод из книги, мнение известного человека.
Вывод – это то, что доказано, объяснено или опровергнуто.

Вывод – это то, что доказано, объяснено или опровергнуто.

 Прочитайте упражнение 1 на с. 32 учебника.   – Какой тип текста перед вами? Докажите. – Найдите предложение, которое может стать основой текста-рассуждения. – Почему наши предки именно так назвали первые буквы? – Запишите ответ на этот вопрос. – Вы можете разгадать смысл, который заложен в этом предложении? – Что у вас получилось?

Прочитайте упражнение 1 на с. 32 учебника.

– Какой тип текста перед вами? Докажите.

– Найдите предложение, которое может стать основой текста-рассуждения.

– Почему наши предки именно так назвали первые буквы?

– Запишите ответ на этот вопрос.

– Вы можете разгадать смысл, который заложен в этом предложении?

– Что у вас получилось?

 Выполнение упражнения 2, с. 32–33 учебника.   .– Прочитайте текст. – Можно ли его назвать текстом-рассуждением? Почему? – Как бы вы его озаглавили? – Спишите текст.

Выполнение упражнения 2, с. 32–33 учебника.

.– Прочитайте текст.

– Можно ли его назвать текстом-рассуждением? Почему?

– Как бы вы его озаглавили?

– Спишите текст.

Соедини тип текста и вопрос, на который он отвечает Что произошло? Текст – описание    Текст – повествование  Какой? Текст - рассуждение   Почему?

Соедини тип текста и вопрос, на который он отвечает

  • Что произошло?
  • Текст – описание

  • Текст – повествование

  • Какой?
  • Текст - рассуждение

  • Почему?
 Итог урока. Вспомни:  -  С каким текстом мы работали на уроке?  - На какой вопрос он отвечает?  - Из каких частей состоит?

Итог урока.

Вспомни:

- С каким текстом мы работали на уроке?

- На какой вопрос он отвечает?

- Из каких частей состоит?

Домашнее задание Упр. 4 с 36

Домашнее задание

Упр. 4 с 36

молодцы

молодцы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс