СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку родной литературы "С.Т. Аксаков и Абрамцево"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку родной литературы "С.Т. Аксаков и Абрамцево" в 7 классе. Целью урока является не только познакомить с творчеством русского писателя С.Т. Аксакова, но и развивать творческий потенциал учащихся, приобщать к культурным ценностям России, показать красоту усадьбы Абрамцево. Технология урока: информационно-коммуникативная.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "С.Т. Аксаков и Абрамцево"»

С.Т.Аксаков и Абрамцево

С.Т.Аксаков и Абрамцево

 Цели: 1. Познакомиться с усадьбой Абрамцево, где жил и творил русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков; 2. Развивать творческий потенциал, расширить свой кругозор; 3. Приобщаться к культурным ценностям своей Родины.

Цели: 1. Познакомиться с усадьбой Абрамцево, где жил и творил русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков;

2. Развивать творческий потенциал, расширить свой кругозор;

3. Приобщаться к культурным ценностям своей Родины.

Сергей Тимофеевич Аксаков Сергей Тимофеевич Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии в 1791 году . Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и 3 сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, а мать слыла весьма образованной для того времени дамой, любившей книги и ученые разговоры и даже состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями . Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество слуг, женская часть которого познакомила маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми.  

Сергей Тимофеевич Аксаков

  • Сергей Тимофеевич Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии в 1791 году . Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и 3 сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, а мать слыла весьма образованной для того времени дамой, любившей книги и ученые разговоры и даже состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями . Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество слуг, женская часть которого познакомила маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми.  

В 1799 году Сергея отдают учиться в местную гимназию, позже он становится студентом нового Казанского университета.

В 1807 году в возрасте 15 лет, так и не закончив университетский курс, Сергей Аксаков переехал в Москву, а оттуда – в Санкт-Петербург. Там он работал переводчиком и состоял в кружке «Беседы любителей русского слова». Тогда он писал стихи, по стилю противоречившие его юношеским творениям – к тому времени Аксаков разочаровался в школе романтиков и отошел от сентиментализма. Самое известное его стихотворение – «Вот родина моя».

Вот родина моя… Вот дикие пустыни!.. Вот благодарная оратаю земля! Дубовые леса, и злачные долины, И тучной жатвою покрытые поля! Вот горы, до небес чело свое взносящи, Младые отрасли Рифейских древних гор, И реки, с пеною меж пропастей летящи, Разливом по лугам пленяющие взор! Вот окруженные башкирцев кочевьями Озера светлые, бездонны глубиной, И кони резвые, несчетны табунами В них смотрятся с холмов, любуяся собой!.. Приветствую тебя, страна благословенна! Страна обилия и всех земных богатств! Не вечно будешь ты в презрении забвенна,

Сергей Тимофеевич вошел в театральную среду и начал переводить пьесы, а также выступать с литературной критикой в передовых столичных журналах и газетах. В 1827 году Аксаков получил место цензора в Московском цензурном комитете, но лишился его год спустя.   В 1820-е годы дом Аксакова – место сбора литературных деятелей столицы, в которое имели доступ представители разнообразных течений: хотя сам писатель считал себя славянофилом, он не придерживался категоричной позиции и охотно общался с оппонентами. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы, а в 1849 году у него отмечал свое 40-летие  Николай Васильевич Гоголь .

Сергей Тимофеевич вошел в театральную среду и начал переводить пьесы, а также выступать с литературной критикой в передовых столичных журналах и газетах. В 1827 году Аксаков получил место цензора в Московском цензурном комитете, но лишился его год спустя.

  В 1820-е годы дом Аксакова – место сбора литературных деятелей столицы, в которое имели доступ представители разнообразных течений: хотя сам писатель считал себя славянофилом, он не придерживался категоричной позиции и охотно общался с оппонентами. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы, а в 1849 году у него отмечал свое 40-летие  Николай Васильевич Гоголь .

 В 1826 году писатель получил место цензора. К тому моменту он уже женился, и семье пришлось переехать в Москву. Аксаковы любили проводить время на природе, а сам Сергей Тимофеевич был еще и страстным охотником, поэтому на лето они уезжали за город. В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну крупное наследство и тем самым подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы , которое сегодня имеет статус музея-заповедника, и обосновался там.

В 1826 году писатель получил место цензора. К тому моменту он уже женился, и семье пришлось переехать в Москву. Аксаковы любили проводить время на природе, а сам Сергей Тимофеевич был еще и страстным охотником, поэтому на лето они уезжали за город. В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну крупное наследство и тем самым подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы , которое сегодня имеет статус музея-заповедника, и обосновался там.

Аксаковы не меняют архитектурный комплекс усадьбы и не перестраивают ни Господский дом, ни хозяйственные постройки. Единственным дополнением к уже имеющимся строениям на юго-западе вырастает жилой флигель. Аксакову очень понравилось это живописное и уединенное место, наличие лесных массивов и небольшой речки. «Это то, что нам нужно» – писал он сыну. Именно здесь проявился в полной мере незаурядный писательский дар Аксакова

Аксаковы не меняют архитектурный комплекс усадьбы и не перестраивают ни Господский дом, ни хозяйственные постройки. Единственным дополнением к уже имеющимся строениям на юго-западе вырастает жилой флигель. Аксакову очень понравилось это живописное и уединенное место, наличие лесных массивов и небольшой речки. «Это то, что нам нужно» – писал он сыну. Именно здесь проявился в полной мере незаурядный писательский дар Аксакова

Абрамцево

Абрамцево

«Доброезжая пара, страшно измученная, и телега вся в грязи от глинистой дороги, наконец, остановились. Пустынный широкий двор, не засаженный во всю ширь ни кустом, ни деревом и лишь местами обнесенный перильчатой решеткой, принял нас на свою зеленую мураву.  Наше появление произвело обычное оживление. Парадное крыльцо с навесом, точь-в-точь как в тысяче других помещичьих усадеб того времени, распахнуло перед нами свои широкие сени. Деревянный, крашенный по тесу, дом с фасаду был предлинный и старинной постройки. Мы приехали».  Приехали!»

«Доброезжая пара, страшно измученная, и телега вся в грязи от глинистой дороги, наконец, остановились. Пустынный широкий двор, не засаженный во всю ширь ни кустом, ни деревом и лишь местами обнесенный перильчатой решеткой, принял нас на свою зеленую мураву. Наше появление произвело обычное оживление. Парадное крыльцо с навесом, точь-в-точь как в тысяче других помещичьих усадеб того времени, распахнуло перед нами свои широкие сени. Деревянный, крашенный по тесу, дом с фасаду был предлинный и старинной постройки. Мы приехали». Приехали!»

В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова, в том числе его известные автобиографические повести, в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы»: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», а также широко известные «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженье рыбы». И здесь же родились его поэтические строки, посвященные Абрамцеву:

В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова, в том числе его известные автобиографические повести, в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы»: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», а также широко известные «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженье рыбы». И здесь же родились его поэтические строки, посвященные Абрамцеву:

Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес, Опять осенняя погода! Но мягкой влажности полна, Мне сердце веселит она — Люблю я это время года! Люблю я звонкий свист синицы, Скрип снегирей в моих кустах, И белые гусей станицы На изумрудных озимях.  (С.Т. Аксаков. Послание к А.Н. Майкову. Абрамцево, октябрь 1857 год)

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес,

Опять осенняя погода!

Но мягкой влажности полна,

Мне сердце веселит она —

Люблю я это время года!

Люблю я звонкий свист синицы,

Скрип снегирей в моих кустах,

И белые гусей станицы

На изумрудных озимях.

(С.Т. Аксаков. Послание к А.Н. Майкову. Абрамцево, октябрь 1857 год)

  «Сказку «Аленький цветочек»  ключница Пелагея  рассказала маленькому Сереже.  Так что, аксаковскую ключницу вполне можно считать соавтором «Аленького цветочка»

«Сказку «Аленький цветочек» ключница Пелагея рассказала маленькому Сереже. Так что, аксаковскую ключницу вполне можно считать соавтором «Аленького цветочка»

С.Аксаков, пересказывающий уже во взрослом возрасте услышанную в детстве сказку, стилизовал ее в форме напевного рассказа. Посвятил ее писатель своей внучке – Оленьке и называлась она в рабочем варианте – Оленькин цветочек. Именно эта сказка, основанная на русских корнях, дошла до нас через века. Ее читают, и будут читать наши дети и внуки, их дети и их внуки. А написана эта сказка была здесь - в подмосковной Усадьбе Аксаковых – Абрамцево.

С.Аксаков, пересказывающий уже во взрослом возрасте услышанную в детстве сказку, стилизовал ее в форме напевного рассказа. Посвятил ее писатель своей внучке – Оленьке и называлась она в рабочем варианте – Оленькин цветочек. Именно эта сказка, основанная на русских корнях, дошла до нас через века. Ее читают, и будут читать наши дети и внуки, их дети и их внуки. А написана эта сказка была здесь - в подмосковной Усадьбе Аксаковых – Абрамцево.

 В Абрамцевскую усадьбу, в бытность ее Аксаковским владением, приезжали друзья и знакомые писателя – И.Тургенев, М.Загоскин, Ф.Тютчев и великий Н.Гоголь. Здесь устраивались встречи творческих людей, так называемые «Аксаковские субботы» С середины 1840-х годов у С.Т. Аксакова начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог, и последние сочинения диктовал дочери Вере. В 1859 году писатель скончался в Москве. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты. Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.

В Абрамцевскую усадьбу, в бытность ее Аксаковским владением, приезжали друзья и знакомые писателя – И.Тургенев, М.Загоскин, Ф.Тютчев и великий Н.Гоголь. Здесь устраивались встречи творческих людей, так называемые «Аксаковские субботы»

С середины 1840-х годов у С.Т. Аксакова начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог, и последние сочинения диктовал дочери Вере.

В 1859 году писатель скончался в Москве. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты.

Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.

С 1870 г. хозяином Абрамцево становится Савва Мамонтов - промышленник, любивший свою родину, отечественное искусство и занимавшийся меценатством целенаправленно. В усадьбе был проведён ремонт, строятся больничный блок и школа со столярной мастерской. Именно эта мастерская дала впоследствии начало знаменитому декоративному промыслу – Кудринской деревянной резьбе .  Здесь можно встретить Избушку на курьих ножках (проект Васнецова) и Спасскую церковь.

С 1870 г. хозяином Абрамцево становится Савва Мамонтов - промышленник, любивший свою родину, отечественное искусство и занимавшийся меценатством целенаправленно.

В усадьбе был проведён ремонт, строятся больничный блок и школа со столярной мастерской.

Именно эта мастерская дала впоследствии начало знаменитому декоративному промыслу – Кудринской деревянной резьбе . 

Здесь можно встретить Избушку на курьих ножках (проект Васнецова) и Спасскую церковь.

Абрамцевский парк. Если уж выбрались в Абрамцево – то просто необходимо прогуляться по всем трем террасам его живописного парка, спуститься к сказочным берегам реки Воря, где когда-то сидела васнецовская Аленушка, обойти все уголочки с мостиками и скульптурными объектами, еще раз полюбоваться замечательными строениями мамонтовских кружковцев, как бы вышедшими из русских сказок.

Абрамцевский парк. Если уж выбрались в Абрамцево – то просто необходимо прогуляться по всем трем террасам его живописного парка, спуститься к сказочным берегам реки Воря, где когда-то сидела васнецовская Аленушка, обойти все уголочки с мостиками и скульптурными объектами, еще раз полюбоваться замечательными строениями мамонтовских кружковцев, как бы вышедшими из русских сказок.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

В Абрамцево царил культ трех Муз — Живописи, Скульптуры и Театра.  Баня-теремок.

В Абрамцево царил культ трех Муз — Живописи, Скульптуры и Театра. Баня-теремок.

Церковь Спаса Нерукотворного. Поленов — главный архитектор, художник, строитель церкви.

Церковь Спаса Нерукотворного. Поленов — главный архитектор, художник, строитель церкви.

Студия-мастерская или бывшая Керамическая мастерская (архитектор Гартман, 1872).

Студия-мастерская или бывшая Керамическая мастерская (архитектор Гартман, 1872).

СКАМЬЯ ВРУБЕЛЯ В 1915 году на основе керамических изразцов абрамцевской Мастерской, выполненных по эскизам, как самого Врубеля, так и других авторов, в этом месте сооружается скамья, изготовленная в активно работающей мамонтовской мастерской, перевезенной в Москву из бывшей усадьбы .

СКАМЬЯ ВРУБЕЛЯ В 1915 году на основе керамических изразцов абрамцевской Мастерской, выполненных по эскизам, как самого Врубеля, так и других авторов, в этом месте сооружается скамья, изготовленная в активно работающей мамонтовской мастерской, перевезенной в Москву из бывшей усадьбы .

Каменные бабы (9-11 вв.) половецких народов. Эти археологические находки были сделаны во время сооружения железной дороги в Донецко-Мариупольском крае, и привезены в усадьбу лично Саввой Мамонтовым .

Каменные бабы (9-11 вв.) половецких народов. Эти археологические находки были сделаны во время сооружения железной дороги в Донецко-Мариупольском крае, и привезены в усадьбу лично Саввой Мамонтовым .

Открытая терраса, в которой проходили прекрасные музыкальные вечера.

Открытая терраса, в которой проходили прекрасные музыкальные вечера.

Абрамцевский пруд.

Абрамцевский пруд.

А еще в парке можно постоять под Черешчатым дубом, возраст которого практически равен 250 годам.

А еще в парке можно постоять под Черешчатым дубом, возраст которого практически равен 250 годам.

Река Воря осенью

Река Воря осенью

Усадьба Абрамцево в пейзажах русских художников .  В асилий Дмитриевич Поленов. «На лодке. Абрамцево».

Усадьба Абрамцево в пейзажах русских художников . В асилий Дмитриевич Поленов. «На лодке. Абрамцево».

А. А. Киселёв. «Цветник в Абрамцеве»

А. А. Киселёв. «Цветник в Абрамцеве»

Валентин Александрович Серов. «Прудик. Абрамцево».

Валентин Александрович Серов. «Прудик. Абрамцево».

И. С. Остроухов. «В Абрамцевском парке».

И. С. Остроухов. «В Абрамцевском парке».

Игорь Эммануилович Грабарь. «Абрамцево. Плетень».

Игорь Эммануилович Грабарь. «Абрамцево. Плетень».

Василий Дмитриевич Поленов. «Вид на Абрамцево» .

Василий Дмитриевич Поленов. «Вид на Абрамцево» .

В. М. Васнецов. «Дубовая роща в Абрамцеве»

В. М. Васнецов. «Дубовая роща в Абрамцеве»

Пётр Петрович Кончаловский. «Абрамцево. Дубовая роща».

Пётр Петрович Кончаловский. «Абрамцево. Дубовая роща».

Илья Ефимович Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)».

Илья Ефимович Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)».

Теперь здесь поселились таланты нового времени – Мухина, Иогансон, Шмаринов, Чуйков и многие другие. А в начале 1930-х годов на территории абрамцевского музея был опять создан дом отдыха, но уже работников искусств. И опять здесь стали собираться творческие люди - художники, музыканты, актеры. Художники понимали значение усадьбы для истории культуры России, в отличие от власти – Советской. Тогда придумали изящный ход: художники аккуратно выплачивали арендную плату якобы за дом отдыха, при этом жили во вновь построенных дачных домиках, втихаря восстанавливая музей в усадьбе, что в итоге позволило сохранить усадьбу именно как музей. Во время войны здесь располагался госпиталь. Восстановление усадьбы началось после войны.

Теперь здесь поселились таланты нового времени – Мухина, Иогансон, Шмаринов, Чуйков и многие другие. А в начале 1930-х годов на территории абрамцевского музея был опять создан дом отдыха, но уже работников искусств. И опять здесь стали собираться творческие люди - художники, музыканты, актеры. Художники понимали значение усадьбы для истории культуры России, в отличие от власти – Советской. Тогда придумали изящный ход: художники аккуратно выплачивали арендную плату якобы за дом отдыха, при этом жили во вновь построенных дачных домиках, втихаря восстанавливая музей в усадьбе, что в итоге позволило сохранить усадьбу именно как музей. Во время войны здесь располагался госпиталь. Восстановление усадьбы началось после войны.

Ребята, усадьба «Абрамцево» всегда славилась красотой природы . Именно абрамцевские дубы, кряжистые великаны, как признавался Виктор Васнецов, подсказали ему идею трёх богатырей — былинных защитников Земли Русской. Это тот самый дуб, который, по мнению искусствоведов, мог запечатлеть Михаил Нестеров на картине «Видение отроку Варфоломею». Трудно перечислить всех писателей и художников, которых за эти века вдохновляло могучее дерево.  Мы надеемся, что знаменитый дуб вдохновит и вас на создание необыкновенных творческих работ.  Вы можете принять участие в Международном конкурсе рисунка  «Сказки Абрамцевского дуба»

Ребята, усадьба «Абрамцево» всегда славилась красотой природы . Именно абрамцевские дубы, кряжистые великаны, как признавался Виктор Васнецов, подсказали ему идею трёх богатырей — былинных защитников Земли Русской. Это тот самый дуб, который, по мнению искусствоведов, мог запечатлеть Михаил Нестеров на картине «Видение отроку Варфоломею». Трудно перечислить всех писателей и художников, которых за эти века вдохновляло могучее дерево. Мы надеемся, что знаменитый дуб вдохновит и вас на создание необыкновенных творческих работ. Вы можете принять участие в Международном конкурсе рисунка «Сказки Абрамцевского дуба»

"Абрамцево" Здесь природа пишет акварели, Солнечными бликами звеня. Цвета малахита - лапы елей, А рассветы - цвета янтаря.

Шелестят берёзки да осины. Голубое небо видит сны, Словно серебристым мастихином Облака на холст нанесены.

Как в раю - задумчивы картины: «Верхний пруд», и зелень берегов, Мостиков изогнутые спины, И резные флигели домов.

Медленно качаются, и гнутся, И поют о чём-то камыши. Солнце, как фарфоровое блюдце, Выбелено зноем от души.

Жёлтые кувшинки в форме сердца… Стрекоза зависла на лету… Если полюбить и присмотреться, Проще понимаешь красоту.

стихи Юлии Старостиной (25. 08. 2014 г.)

Домашнее задание:  1. Прочитать рассказы С.Т.Аксакова: «Уженье рыбы», «Буран», «Гнездо».  2. Сделать рисунки на тему: «Путешествие в Абрамцево»  3. Принять участие в международном конкурсе рисунка «Сказки абрамцевского дуба» (по желанию)

Домашнее задание: 1. Прочитать рассказы С.Т.Аксакова: «Уженье рыбы», «Буран», «Гнездо». 2. Сделать рисунки на тему: «Путешествие в Абрамцево» 3. Принять участие в международном конкурсе рисунка «Сказки абрамцевского дуба» (по желанию)

  Литература:  1. Музей- усадьба «Абрамцево». https://russo-travel.ru/landmark/podmoskove/muzey-usadba-abramtsevo/   2. Низовский А.Ю. Абрамцево С.Т. Аксакова   https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=562  3.Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей- заповедник. http://www.abramtsevo.net/history/2011-10-02-17-21-29.html     Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Старобрянская СОШ» Тютрина Татьяна Александровна

Литература: 1. Музей- усадьба «Абрамцево». https://russo-travel.ru/landmark/podmoskove/muzey-usadba-abramtsevo/ 2. Низовский А.Ю. Абрамцево С.Т. Аксакова https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=562 3.Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей- заповедник. http://www.abramtsevo.net/history/2011-10-02-17-21-29.html Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Старобрянская СОШ» Тютрина Татьяна Александровна