СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка. 10 класс "Речевая ситуация и ее компоненты"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка. 10 класс "Речевая ситуация и ее компоненты"»

 Речевая ситуация и ее компоненты

Речевая ситуация и ее компоненты

Участники РС  главные второстепенные

Участники РС

главные

второстепенные

Участники РС  говорящий адресат слушающий адресант

Участники РС

говорящий адресат

слушающий

адресант

Отношения социальные роли говорящего и адресата Неверное видение ситуации неудача

Отношения

  • социальные роли говорящего и адресата
  • Неверное видение ситуации неудача
Лингвопрагматика наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации

Лингвопрагматика

  • наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации
Речевая ситуация  участники общения,  их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации.

Речевая ситуация

  • участники общения,
  • их отношения,
  • предмет общения,
  • внешние и внутренние условия коммуникации.
Социальный характер отношений Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы. Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток

Социальный характер отношений

  • Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы.
  • Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток
Внешние условия общения  место и время общения. В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации. Канонические - когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта , здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.

Внешние условия общения

  • место и время общения.
  • В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации. Канонические - когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта , здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.
Внутренние обстоятельства  Мотивы и цели Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим.

Внутренние обстоятельства

  • Мотивы и цели
  • Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим.
Цели Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.

Цели

  • Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо.
  • Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов.
  • Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия.
  • Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие.
  • И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.
Ситуации речевого общения:   1) общение (установление контакта – функция фактическая, побудительная), обмен мыслями, чувствами и т. д.; 2) сообщение (объяснение); 3) воздействие (убеждения, влияние на мысли и поступки); 4) сообщение (инструктирование); 5) воздействие (изображение, влияние на чувства, воображение людей).

Ситуации речевого общения:

  • 1) общение (установление контакта – функция фактическая, побудительная), обмен мыслями, чувствами и т. д.;
  • 2) сообщение (объяснение);
  • 3) воздействие (убеждения, влияние на мысли и поступки);
  • 4) сообщение (инструктирование);
  • 5) воздействие (изображение, влияние на чувства, воображение людей).
 Основные стили речи для данных ситуаций речевого общения:   1) разговорный; 2) научный, научно-популярный; 3) публицистический; 4) официально-деловой; 5) литературно-художественный.

Основные стили речи для данных ситуаций речевого общения:

  • 1) разговорный;
  • 2) научный, научно-популярный;
  • 3) публицистический;
  • 4) официально-деловой;
  • 5) литературно-художественный.

Компоненты речевой ситуации

  • Слово – это важнейшая единица языка. Многообразие предметов, явлений определяется при помощи слов. Слово выполняет данную роль потому, что оно обладает определенным смыслом или значением, которое носит название лексического значения.
  • Точность употребления слов состоит в том, чтобы соблюдать лексические нормы языка, уметь использовать слова в соответствии с их значением. Не следует употреблять слова, значение которых неизвестно или непонятно. Особенно это важно, когда в выступлении используются иностранные слова.
  • При выборе слова надо учитывать его сочетаемость с другими словами.
  • Если слово имеет несколько значений, то можно говорить о его многозначности. У слов, имеющих несколько значений, выделяются прямое и переносное значения.
  • Прямое значение указывает на окружающие явления, определенные предметы, названием которого оно является.
  • Переносное значение связано с прямым по смыслу и мотивировано им.
  • Многозначность слова может быть использована как стилистическое средство для усиления образности речи.
  • Словосочетания и предложения как компоненты речевой ситуации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!