СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "3-е склонение имён существительных" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "3-е склонение имён существительных" 4 класс»

Русский язык 4 класс  УМК «Школа России»   3 – е склонение имён существительных Гайденко Н.С. учитель начальных классов

Русский язык 4 класс УМК «Школа России»

3 – е склонение имён существительных

Гайденко Н.С.

учитель начальных классов

Дв адц ат ое н оя бря. Кла сс ная р а бота. Сижу правильно,  пишу красиво!

Дв адц ат ое н оя бря.

Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Упражнение в чистописании  по образцу учителя Правило красивого письма в широкую строку  Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!

Упражнение в чистописании по образцу учителя

Правило красивого письма в широкую строку

Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!

Укажите род имён существительных, выделите окончания. Звуковая разминка: узнайте слово по модели и запишите буквами! Это существительные 3 - го склонения! [ й’ э л’ ], [ п ы л’ ], [ н о ч’ ], [ м ы ш ], [ д в’ э р’ ].    Ель, пыль, ночь, мышь, дверь.    Ель  , пыль  , ночь  , мышь  , дверь  . Женский род Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.

Укажите род имён существительных, выделите окончания.

Звуковая разминка: узнайте слово по модели и запишите буквами!

Это существительные 3 - го склонения!

[ й’ э л’ ], [ п ы л’ ], [ н о ч’ ],

[ м ы ш ], [ д в’ э р’ ].

  Ель, пыль, ночь, мышь, дверь.

  Ель , пыль , ночь , мышь , дверь .

Женский род

  • Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.
Сделаем вывод, какое склонение существительных будем изучать? 3 – е склонение имён существительных Какие признаки 3 - го склонения имён существительных определили? Женский род с. 96

Сделаем вывод, какое склонение существительных будем изучать?

3 – е склонение имён существительных

Какие признаки 3 - го склонения имён существительных определили?

Женский род

с. 96

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся  к 3 склонению? Женский род Сравните с выводом учебника, какие имена существительные относятся к 3 склонению? с. 97

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Женский род

Сравните с выводом учебника, какие имена существительные относятся к 3 склонению?

с. 97

Составьте алгоритм, как определить склонение существительного? 1. Определить род сущ. 2. Выделить сущ. 3. Сделать вывод о скл. сущ. 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Составьте алгоритм, как определить склонение существительного?

1. Определить род сущ.

2. Выделить сущ.

3. Сделать вывод о скл. сущ.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Учимся определять имена существительные 3 склонения!  Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность 2 , справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.  По каким признакам определили существительные 3 - го склонения? Какие слова лишние? Докажите. с. 97 упр. 170

Учимся определять имена существительные 3 склонения!

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность 2 , справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.

  • По каким признакам определили существительные 3 - го склонения?
  • Какие слова лишние? Докажите.

с. 97 упр. 170

Давайте порассуждаем: что такое совесть?  Что такое совесть? Это чувство ответственности за своё поведение.  Если мы поступаем хорошо, совесть нас не мучает и не тревожит. Она определяет рамки нашего поведения, диктует границы.  Совесть, как мама, всегда с нами. Она подсказывает правильные решения.

Давайте порассуждаем: что такое совесть?

Что такое совесть? Это чувство ответственности за своё поведение.

Если мы поступаем хорошо, совесть нас не мучает и не тревожит. Она определяет рамки нашего поведения, диктует границы.

Совесть, как мама, всегда с нами. Она подсказывает правильные решения.

 Докажите, что данные слова – имена существительные  3-го склонения  Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.   Запишем слова парами по образцу: Сел ьдь  (3-е скл.) — с е лё д ка (1-е скл.), м е тел ь  (3-е скл.) — м е телица (1-е скл.) Женский род с. 97 упр. 171

Докажите, что данные слова – имена существительные 3-го склонения

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.

Запишем слова парами по образцу:

Сел ьдь  (3-е скл.) — с е лё д ка (1-е скл.), м е тел ь  (3-е скл.) — м е телица (1-е скл.)

Женский род

с. 97 упр. 171

Вспомните, какие имена существительные относятся к 1 склонению? Мужской и женский род -а - я Запишем слова парами по образцу!   пылинка Пыль - , ночь - , цепь - , кость - , ель - .   но чк а косто чк а цепо чк а ёлка

Вспомните, какие имена существительные относятся к 1 склонению?

Мужской и женский род

- я

Запишем слова парами по образцу!

пылинка

Пыль - , ночь - , цепь - , кость - , ель - .

но чк а

косто чк а

цепо чк а

ёлка

Определите, какие склонения имён существительных научимся различать в упражнении?    Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.  Что общего в написании данных имён существительных? с. 97 упр. 172

Определите, какие склонения имён существительных научимся различать в упражнении?

Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.

  • Что общего в написании данных имён существительных?

с. 97 упр. 172

По каким признакам определяем существительные 3 - го склонения? 2 - го склонения?  3 скл. - женский род 2 скл. - мужской род Средний род - о - е
  • По каким признакам определяем существительные 3 - го склонения? 2 - го склонения?

3 скл. - женский род

2 скл. - мужской род

Средний род

- о

- е

Учимся различать существительные 3 – го и 2 - го склонения!  Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.  1 вариант -  3 - е склонение 2 вариант -  2 - е склонение

Учимся различать существительные 3 – го и 2 - го склонения!

Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.

1 вариант -

3 - е склонение

2 вариант -

2 - е склонение

 Проверим существительные  3 и 2 склонений!  3 скл. - женский род  Тень, бровь, рысь, пристань, болезнь, медаль, площадь, тетрадь, прорубь.  2 скл. - мужской род  День, червь, гусь, конь, июнь, камень, журавль, писатель, голубь, жёлудь, ячмень.

Проверим существительные 3 и 2 склонений!

3 скл. - женский род

Тень, бровь, рысь, пристань, болезнь, медаль, площадь, тетрадь, прорубь.

2 скл. - мужской род

День, червь, гусь, конь, июнь, камень, журавль, писатель, голубь, жёлудь, ячмень.

 Поэтическая страничка Золотой  метелью  Мчится жёлтый лист. 4  Жалобной   свирелью  Слышен ветра свист.  Ф. Глинка   Продолжите формулировку определения: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3 - му склонению, надо … » 3 скл. 3 скл. 1. Поставить сущ. в н. ф. 2. Определить род сущ. 3. Выделить сущ.

Поэтическая страничка

Золотой  метелью Мчится жёлтый лист. 4 Жалобной   свирелью Слышен ветра свист.

Ф. Глинка

  •   Продолжите формулировку определения: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3 - му склонению, надо … »

3 скл.

3 скл.

1. Поставить сущ. в н. ф.

2. Определить род сущ.

3. Выделить сущ.

Работаем по таблице «Падежные окончания  имён существительных  3 - го склонения» Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний существительных в одном и том же падеже? Укажите род имён существительных, выделите окончания. Падежи И. п. Вопросы кто?  что? Женский род Р. п. Д. п. кого?  чего? Окончания рожь, мышь,  площадь кому?  чему?    (нулевое) В. п. рж и , мыш и ,  площад и     рж и , мыш и ,  площад и кого?  что? - и Т. п. кем?  чем? - и П. п. рожь, мышь,  площадь о ком?  о чём? рожь ю , мышь ю ,  площадь ю   (нулевое)  - ю  о рж и ,  о мыш и ,  о площад и   - и с. 98

Работаем по таблице «Падежные окончания  имён существительных 3 - го склонения»

Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний существительных в одном и том же падеже?

Укажите род имён существительных, выделите окончания.

Падежи

И. п.

Вопросы

кто? что?

Женский род

Р. п.

Д. п.

кого? чего?

Окончания

рожь, мышь, площадь

кому? чему?

  (нулевое)

В. п.

рж и , мыш и , площад и

 

  рж и , мыш и , площад и

кого? что?

- и

Т. п.

кем? чем?

- и

П. п.

рожь, мышь, площадь

о ком? о чём?

рожь ю , мышь ю ,  площадь ю

  (нулевое) 

- ю 

о рж и , о мыш и , о площад и  

- и

с. 98

Как будем проверять безударные окончания имён существительных 3 - го склонения? Проверять безударные окончания имён существительных 3 - го склонения надо по ударным окончаниям существительных в этом же падеже Слова - помощники для 3 склонения: печь, степь, грудь
  • Как будем проверять безударные окончания имён существительных 3 - го склонения?

Проверять безударные окончания имён существительных 3 - го склонения надо по ударным окончаниям существительных в этом же падеже

Слова - помощники для

3 склонения: печь, степь, грудь

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных 1. У имени сущ. безударное 2. Подбираю слово - помощник и ставлю его в ту же падежную форму: … 3. Пишу такое же ,как у слова - помощника.

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных

1. У имени сущ. безударное

2. Подбираю слово - помощник и ставлю его в ту же падежную форму: …

3. Пишу такое же ,как у слова - помощника.

Давайте потренируемся! 1. У имени сущ. безударное 2. Подбираю слово - помощник и ставлю его в ту же падежную форму: … 3. Пишу такое же ,как у слова - помощника. В проруб __ , без радост ___, нет мысл __ , на площад __ , о реч __ , к мыш ___ . и и и и и и 20

Давайте потренируемся!

1. У имени сущ. безударное

2. Подбираю слово - помощник и ставлю его в ту же падежную форму: …

3. Пишу такое же ,как у слова - помощника.

В проруб __ , без радост ___, нет мысл __ , на площад __ , о реч __ , к мыш ___ .

и

и

и

и

и

и

20

Подведём итоги работы! С какой частью речи работали на уроке? Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Как определить склонение существительного? Как проверить безударное окончание имени существительного?

Подведём итоги работы!

  • С какой частью речи работали на уроке?
  • Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
  • Как определить склонение существительного?
  • Как проверить безударное окончание имени существительного?
Оцените свою работу! Умею определять существительные 3 склонения! Затрудняюсь определять существительные 3 склонения. Благодарю за работу на уроке!

Оцените свою работу!

Умею определять существительные

3 склонения!

Затрудняюсь определять существительные

3 склонения.

Благодарю за работу на уроке!

с. 100 упр. 177 июнь 1 знать о сущ. 3 - го склонения Женский род Слова - помощники: печь, степь, грудь

с. 100 упр. 177 июнь 1

знать о сущ. 3 - го склонения

Женский род

Слова - помощники:

печь, степь, грудь

Интернет ресурсы http://linda6035.ucoz.ru/   (источник шаблона) napitkimira.net https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-169-s-96 / tapenik.ru quizzstar.net mail.imgpng.ru imya-sonnik.ru printonic.ru

Интернет ресурсы

  • http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
  • napitkimira.net
  • https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-169-s-96 /
  • tapenik.ru
  • quizzstar.net
  • mail.imgpng.ru
  • imya-sonnik.ru
  • printonic.ru

Использованная литература Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. – М., Просвещение, 2014 Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018

Использованная литература

  • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. – М., Просвещение, 2014
  • Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!