Аверьянова Наталья Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы Октябрьской СШ филиала МКОУ «Беловская СОШ»
Презентация к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе на тему
«Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»
Закончите предложения
- Имя прилагательное обозначает …
Отвечает на вопросы …
Начальная форма имени прилагательного - … падеж …число ...род
2) Имена прилагательные имеют следующие постоянные признаки: … . Имена прилагательные имеют следующие непостоянные признаки: 1) у качественных: а) …, б) …; 2) у всех прилагательных …
3. В предложении имя прилагательное может быть …, … , … .
1. Какова роль прилагательных в тексте? 2. Можете ли вы определить, почему в суффиксах одних подчёркнутых прилагательных пишется -н-, а в суффиксах других – -нн-? Сформулируйте тему урока
Свет луны, таинственный и длинный . Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
С.А. Есенин
ТЕМА УРОКА
-Н- И –НН- В СУФФИКСАХ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Образуйте от существительных прилагательные , выделите словообразовательные суффиксы
Сон
Сон н ый
Солома
Солом енн ый
Станция
Станци онн ый
Лебедь
Лебед ин ый
Глина
Глин ян ый
Стекло
Стекл янн ый
Посмотрите внимательно. Какие новые для себя сведения вы увидели в таблице?
Н
НН
Суффиксы –ин-,-ан-(-ян-)
Искл.: Оловянный, деревянный, стеклянный
Суффикс –н- после основы на н
В кратких прилагательных столько же н сколько и в полных: дли нн ая юбка –дли нн а
Суффиксы –онн-, -енн-
Искл.: ветреный
Запишите прилагательные, образованные от данных слов, выделите суффиксы
Выписать словосочетания: 1 вариант – н- в прилагательных, 2 вариант – нн- в прилагательных. Обменяйтесь тетрадями для проверки.
Карма…ые деньги, каме…ая глыба, чугу…ая решетка, лоси…ые следы, пчели…ый рой, це…ая вещь, стари…ый диван, звери…ая тропа, тума…ое утро, песча…ые отмели, ветре…ый день, деревя…ая рама.
Найдите слова с изучаемой орфограммой, устно объясните правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных
1)Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса. 2)В зеркало залива сонный лес глядит. 3)Роняет лес багряный свой убор.4) Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам. 5)На другом берегу желтело овсяное поле. 6)Город спал в эту ветреную ночь. 7)Капитон только прищурил свои оловянные глазки. 8)Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки. 9)Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса.
Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.
- Растения, которые собирают для приготовления лекарств.
- Охота, ведущаяся с помощью соколов.
- Кукла, сделанная из дерева.
- Шкаф, в котором хранят верхнее платье.
- Почта, осуществляемая с помощью голубей.
- Жало осы.
- Крышечка из серебра.
- Рама из дерева.
Найдите и исправьте ошибки. С тремя прилагательными составьте предложения
Куринный, румяный, нефтяной, картинный, кухоный, отечественный, юный, оловяный, ослиный, безветреный, тыквенный, свинной, берестяной, осений, лебединный, ветренный, тюлений
Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Повеяло …… холодом. Завыл ….. ветер. Лужи покрылись ….. пленкой. Деревья сбросили свою листву и образовался ……. ковер. Недалеко виднелись …… крыши домов. Я решил пойду домой. Там меня ждет ……. бульон, …… пирожки, ……. морс.
Слова для справок: клюкве…ый, листве…ый, кури…ый, стекля…ой, осе…ий, ледя…ым, соломе…ые, румя…ые.
Составьте текст (5-6 предложений), используя прилагательные с –Н- и –НН- в суффиксах.
Рефлексия
Я понял(а)…….
Я научился …….
Мне нужно ……
Я понял, что ….
Теперь я могу …
Я узнал …
Было трудно ….
Домашнее задание ( на выбор)
1 . Написать сочинение – рассказ или сказку «Это случилось в начале зимы…» Используйте имена прилагательные по изученной теме.
2. Придумайте своё правило или алгоритм объяснения написания –Н- - -НН- в прилагательных.