СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка»

Аверьянова Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы Октябрьской СШ филиала МКОУ «Беловская СОШ» Презентация к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе на тему «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»

Аверьянова Наталья Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы Октябрьской СШ филиала МКОУ «Беловская СОШ»

Презентация к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе на тему

«Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»

Закончите предложения Имя прилагательное обозначает …  Отвечает на вопросы …  Начальная форма имени прилагательного - … падеж …число ...род    2)  Имена прилагательные имеют следующие постоянные признаки: … . Имена прилагательные имеют следующие непостоянные признаки: 1) у качественных: а) …, б) …; 2) у всех прилагательных …  3. В предложении имя прилагательное может быть …, … , … .

Закончите предложения

  • Имя прилагательное обозначает …

Отвечает на вопросы …

Начальная форма имени прилагательного - … падеж …число ...род  

2)  Имена прилагательные имеют следующие постоянные признаки: … . Имена прилагательные имеют следующие непостоянные признаки: 1) у качественных: а) …, б) …; 2) у всех прилагательных …

3. В предложении имя прилагательное может быть …, … , … .

1. Какова роль прилагательных в тексте?  2. Можете ли вы определить, почему в суффиксах одних подчёркнутых прилагательных пишется -н-, а в суффиксах других – -нн-? Сформулируйте тему урока  Свет луны, таинственный и длинный .  Плачут вербы, шепчут тополя.  Но никто под окрик журавлиный  Не разлюбит отчие поля.   С.А. Есенин  

1. Какова роль прилагательных в тексте? 2. Можете ли вы определить, почему в суффиксах одних подчёркнутых прилагательных пишется -н-, а в суффиксах других – -нн-? Сформулируйте тему урока

Свет луны, таинственный и длинный . Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

С.А. Есенин

 

ТЕМА УРОКА -Н- И –НН- В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ТЕМА УРОКА

-Н- И –НН- В СУФФИКСАХ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Образуйте от существительных прилагательные , выделите словообразовательные суффиксы Сон Сон н ый Солома Солом енн ый Станция Станци онн ый Лебедь Лебед ин ый Глина Глин ян ый Стекло Стекл янн ый

Образуйте от существительных прилагательные , выделите словообразовательные суффиксы

Сон

Сон н ый

Солома

Солом енн ый

Станция

Станци онн ый

Лебедь

Лебед ин ый

Глина

Глин ян ый

Стекло

Стекл янн ый

   Посмотрите внимательно. Какие новые для себя сведения вы увидели в таблице?   Н НН Суффиксы –ин-,-ан-(-ян-) Искл.: Оловянный, деревянный, стеклянный Суффикс –н- после основы на н В кратких прилагательных столько же н сколько и в полных: дли нн ая юбка –дли нн а Суффиксы –онн-, -енн- Искл.: ветреный

  Посмотрите внимательно. Какие новые для себя сведения вы увидели в таблице?

Н

НН

Суффиксы –ин-,-ан-(-ян-)

Искл.: Оловянный, деревянный, стеклянный

Суффикс –н- после основы на н

В кратких прилагательных столько же н сколько и в полных: дли нн ая юбка –дли нн а

Суффиксы –онн-, -енн-

Искл.: ветреный

Запишите прилагательные, образованные от данных слов, выделите суффиксы

Запишите прилагательные, образованные от данных слов, выделите суффиксы

Выписать словосочетания: 1 вариант – н- в прилагательных, 2 вариант – нн- в прилагательных. Обменяйтесь тетрадями для проверки.  Карма…ые деньги, каме…ая глыба, чугу…ая решетка, лоси…ые следы, пчели…ый рой, це…ая вещь, стари…ый диван, звери…ая тропа, тума…ое утро, песча…ые отмели, ветре…ый день, деревя…ая рама.    

Выписать словосочетания: 1 вариант – н- в прилагательных, 2 вариант – нн- в прилагательных. Обменяйтесь тетрадями для проверки.

Карма…ые деньги, каме…ая глыба, чугу…ая решетка, лоси…ые следы, пчели…ый рой, це…ая вещь, стари…ый диван, звери…ая тропа, тума…ое утро, песча…ые отмели, ветре…ый день, деревя…ая рама.

 

 

Найдите слова с изучаемой орфограммой, устно объясните правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных   1)Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса. 2)В зеркало залива сонный лес глядит. 3)Роняет лес багряный свой убор.4) Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам. 5)На другом берегу желтело овсяное поле. 6)Город спал в эту ветреную ночь. 7)Капитон только прищурил свои оловянные глазки. 8)Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки. 9)Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса.

Найдите слова с изучаемой орфограммой, устно объясните правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных

1)Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса. 2)В зеркало залива сонный лес глядит. 3)Роняет лес багряный свой убор.4) Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам. 5)На другом берегу желтело овсяное поле. 6)Город спал в эту ветреную ночь. 7)Капитон только прищурил свои оловянные глазки. 8)Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки. 9)Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса.

Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.    Растения, которые собирают для приготовления лекарств. Охота, ведущаяся с помощью соколов.  Кукла, сделанная из дерева. Шкаф, в котором хранят верхнее платье.  Почта, осуществляемая с помощью  голубей. Жало осы. Крышечка из серебра. Рама из дерева.

Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.

  • Растения, которые собирают для приготовления лекарств.
  • Охота, ведущаяся с помощью соколов.
  • Кукла, сделанная из дерева.
  • Шкаф, в котором хранят верхнее платье.
  • Почта, осуществляемая с помощью голубей.
  • Жало осы.
  • Крышечка из серебра.
  • Рама из дерева.
Найдите и исправьте ошибки. С тремя прилагательными составьте предложения Куринный, румяный, нефтяной, картинный, кухоный, отечественный, юный, оловяный, ослиный, безветреный, тыквенный, свинной, берестяной, осений, лебединный, ветренный, тюлений

Найдите и исправьте ошибки. С тремя прилагательными составьте предложения

Куринный, румяный, нефтяной, картинный, кухоный, отечественный, юный, оловяный, ослиный, безветреный, тыквенный, свинной, берестяной, осений, лебединный, ветренный, тюлений

Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.   Повеяло …… холодом. Завыл ….. ветер. Лужи покрылись ….. пленкой. Деревья сбросили свою листву и образовался ……. ковер. Недалеко виднелись …… крыши домов. Я решил пойду домой. Там меня ждет ……. бульон, …… пирожки, ……. морс.   Слова для справок: клюкве…ый, листве…ый, кури…ый, стекля…ой, осе…ий, ледя…ым, соломе…ые, румя…ые.  

Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Повеяло …… холодом. Завыл ….. ветер. Лужи покрылись ….. пленкой. Деревья сбросили свою листву и образовался ……. ковер. Недалеко виднелись …… крыши домов. Я решил пойду домой. Там меня ждет ……. бульон, …… пирожки, ……. морс.

 

Слова для справок: клюкве…ый, листве…ый, кури…ый, стекля…ой, осе…ий, ледя…ым, соломе…ые, румя…ые.

 

Составьте текст (5-6 предложений), используя прилагательные с –Н- и –НН- в суффиксах.

Составьте текст (5-6 предложений), используя прилагательные с –Н- и –НН- в суффиксах.

Рефлексия Я понял(а)……. Я научился ……. Мне нужно …… Я понял, что …. Теперь я могу … Я узнал … Было трудно ….

Рефлексия

Я понял(а)…….

Я научился …….

Мне нужно ……

Я понял, что ….

Теперь я могу …

Я узнал …

Было трудно ….

Домашнее задание ( на выбор) 1 . Написать сочинение – рассказ или сказку «Это случилось в начале зимы…» Используйте имена прилагательные по изученной теме. 2. Придумайте своё правило или алгоритм объяснения написания –Н- - -НН- в прилагательных.

Домашнее задание ( на выбор)

1 . Написать сочинение – рассказ или сказку «Это случилось в начале зимы…» Используйте имена прилагательные по изученной теме.

2. Придумайте своё правило или алгоритм объяснения написания –Н- - -НН- в прилагательных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!