Междометия и звукоподражательные слова
.
Междометие — это особая неизменяемая часть речи, которая служит для выражения чувств, побуждения к действию, не называя их: А х , как много на свете кошек (С. Есенин); « Браво, браво !» — говорили в публике (А. П. Чехов ).
Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения.
Междометия произносятся с особой эмоциональной интонацией, на письме выделяются запятой или восклицательным знаком: У тебя новые черевички. Ах, какие хорошие! (Н.В. Гоголь ); Но, увы! Комендант ничего не мог сказать мне решительного (М. Ю. Лермонтов ).
Междометия характеризуются по значению, структуре и происхождению
СМОТРИ В ТАБЛИЦУ!
По значению
1. Эмоциональные
По структуре
2. Побудительные
По происхождению
междометия ( выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха и т. д. ):
1. Простые междометия состоят из одно-
3. Этикетные
междометия ( выражают призыв к действию, приказание, приветствие ):
2. Сложные
а, ай, ох, увы, фу, ура, ба
1. Непроизводные
го слова:
2. Производные
Вон, прочь, марш, ну; здравствуйте
3. Составные
междометия:
Междометия (не соотносимые с другими
междометия состоят из повторения одинаковых
Ах, ой, ну, увы
частей:
Спасибо, пожалуйста, извините, до свидания
междометия ( соотносимые с другими частями речи ):
частями речи ):
междометия состоят из
боже мой, батюшки, здравствуйте, спасибо, пожалуйста
Ай-ай, эге-ге, ой-ой
Ах, ох, эй, ух, увы, ого
двух или более слов:
Боже мой, вот те раз, то-то и оно
Междометия
- В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение.
Прочитаем два предложения: в какой роли выступает в них слово ура ?
1. Ура! Мы ломим ; гнутся шведы . (А. C. Пушкин)
2. Далече грянуло ура : полки увидели Петра. (А. C. Пушкин)
- В первом предложении слово ура является междометием, так как оно не связано с членами предложения, не является членом предложения, не имеет номинативной функции, передаёт эмоции ( в данном случае — радость, восторг ).
- Во втором предложении слово ура — подлежащее, поэтому выступает в значении имени существительного.
К междометиям примыкают звукоподражательные слова : гав-гав, мяу-мяу, ква-ква, хрю-хрю, фьюить-фьюить и др.: « Свись-свись !» — утята в пруду. « Кряк-кряк! » — отвечают им утки.« Свись-свись! » — цыплята в огороде. « Квох-квох! »— отвечает им курица (М. Пришвин); « Вжу-у, вжу-у, режу , — пропела коса, и первые горстки срезанного хлеба легли на край полоски (Ю. Дмитриев).
Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис: ого-го, ой-ой-ой; кря-кря, мяу-мяу. Междометия и звукоподражательные слова употребляются мастерами художественного слова как выразительные средства языка.
Прочитаем текст. Вспомним название произведения и имя его автора. Найдём междометия. Охарактеризуем их. Какую роль они играют в данном отрывке?
«Ой! Конёчек-горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!
Я ведь птицу-то поймал, —
Так Иван-дурак кричал.
Горбунок тотчас явился.
«Ай, хозяин отличился! —
Говорит ему конёк. —
Ну, скорей его в мешок!»
МЕЖДОМЕТИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Это сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Междометия, с одной стороны, выражают совершенно определённые чувства участников этого диалога: междометие ой показывает испуг героя, а междометие ай , наоборот — радость конька за своего хозяина.
С другой стороны, из-за междометий появляется впечатление живой, непринуждённой речи: автор использует разговорный стиль, чтобы приблизить литературное произведение к жанру устного народного творчества — сказке. Междометие ну усиливает это впечатление.
Упражнения для снятия зрительного утомления 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое — вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Порядок морфологического разбора междометия
Вспомним порядок морфологического разбора междометия:
- 1) определяем, является ли междометие членом предложения;
- 2) выясняем его разряд по значению (эмоциональное, побудительное, этикетное);
- 3) определяем разряд по структуре (простое, сложное, составное);
- 4) определяем разряд по происхождению (непроизводное, производное).
Образец: Ох, пошлите за доктором ( И. С. Тургенев ).
Ох — междометие, эмоциональное, простое, непроизводное
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, определите, в которых из них есть междометия и звукоподражательные слова. 1. Ой, цветёт калина в поле у ручья. (М. Исаковский)
2. Ох, рано встаёт охрана. (Ю. Энтин)
3. Вжик-вжик-вжик — уноси готовенького, вжик-вжик-вжик — кто на новенького? (Ю. Энтин)
4. У нашего батюшки в приходе и звонаря-то нет.
5. Ой, мамочка, фу, как же я испугалась!
6. Ах, какие удивительные ночи! (Б. Окуджава)
7. Батюшки, свят-свят, откуда тебя черти принесли? ( А. П. Чехов )
8. Эй, ухнем! Эх, дубинушка, сама пойдёт! (Народная песня)
9. Тротт спросила: «Кис-кис-кис, ты ловить умеешь крыс?» — «Мур», — сказала кошка, помолчав немножко. (С. Маршак)
ПРОВЕРЬТЕ!
1. Ой , цветёт калина в поле у ручья. (М. Исаковский)
2. Ох , рано встаёт охрана. (Ю. Энтин)
3. Вжик-вжик-вжик — уноси готовенького, вжик-вжик-вжик — кто на новенького? (Ю. Энтин)
4. У нашего батюшки в приходе и звонаря-то нет.
5. Ой , мамочка, фу , как же я испугалась!
6. Ах , какие удивительные ночи! (Б. Окуджава)
7. Батюшки , свят-свят , откуда тебя черти принесли? (А. П. Чехов)
8. Эй , ухнем! Эх , дубинушка, сама пойдёт! (Народная песня)
9. Тротт спросила: « Кис-кис-кис , ты ловить умеешь крыс?» — « Мур », — сказала кошка, помолчав немножко. (С. Маршак).
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, найдите в них звукоподражания. Объясните, что они обозначают. Выпишите предложения с этими словами, распределяя их по группам: а) относящиеся к людям; б) к животным; в) к неживым предметам.
- 1. «Шш! ш, ш! — зашипела бабушка, — не услыхал бы он!» (И. А. Гончаров)
- 2. «Бух! Бух!» — яснее доносились орудия. «Тата-та», — постукивало из едва видимой торфяной равнины. (А. Н. Толстой)
- 3. «Трах! тах, тах! тах!» — явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым — «трра!» (А. П. Чехов)
- 4. Ёж тоже заметил меня, свернулся и затукал: туктук-тук. (М. Пришвин)
- 5. Волшебному человеку самому понравилась эта шутка, и он засмеялся: — Гы-гы-гы… (В. Шукшин)
ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения, найдите в них звукоподражания. Объясните, что они обозначают. Выпишите предложения с этими словами, распределяя их по группам: а) относящиеся к людям; б) к животным; в) к неживым предметам.
- 6. А девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха! (А. C. Пушкин)
- 7. В стынущей тишине слышны потрескивание деревьев и негромкие, с лёгкой грустинкой голоса переговаривающихся между собой снегирей: «Фи-ит, фи-ит, фи-ит…» (Б. Тимофеев)
- 8. Так-так, так-так! — торопливо стучали над головой ходики. (К. Паустовский)
- 9. Говорит с тобою, а сам: кхе-кхе… и слёзы на глазах. (А. П. Чехов).
Проверь себя:
а) относящиеся к людям: 1, 5, 6, 9;
б) к животным: 4,7;
в) к неживым предметам: 2, 3, 8.
Спасибо за внимание!