СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка на тему "Словарное богатство русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка на тему "Словарное богатство русского языка" (7 класс, учебник М.М. Разумовская)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему "Словарное богатство русского языка"»

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  1) Темно-синие глыбы облаков чуть заметно двигались к северо-западу … (В. Арсеньев) 2) Картины Грекова полны стремительного движения. Кубанские степи, то ярко-желтые , вы жж енные палящим солнцем, то зеленеющие первой весенней травой – вот не изменное место действия всех картин художника. (О. Туберовская) 3) Поезд подан. Последний вагон – прицепка, в нем едет губернатор. Потом первые классы, деревянная фанера «международного», вагон-ресторан . (Б. Зайцев) 4) Взошло солнце , и бойцы сняли плащ-палатки . 5) Первым, кто вышел на корабле-ракете в космос, был Юрий Гагарин. 6) Школьники посетили судостроительный завод.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1) Темно-синие глыбы облаков чуть заметно двигались к северо-западу … (В. Арсеньев) 2) Картины Грекова полны стремительного движения. Кубанские степи, то ярко-желтые , вы жж енные палящим солнцем, то зеленеющие первой весенней травой – вот не изменное место действия всех картин художника. (О. Туберовская) 3) Поезд подан. Последний вагон – прицепка, в нем едет губернатор. Потом первые классы, деревянная фанера «международного», вагон-ресторан . (Б. Зайцев) 4) Взошло солнце , и бойцы сняли плащ-палатки . 5) Первым, кто вышел на корабле-ракете в космос, был Юрий Гагарин. 6) Школьники посетили судостроительный завод.

АССОЦИАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Что возникает в памяти, когда вы слышите слово осень ?

АССОЦИАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Что возникает в памяти, когда вы слышите слово осень ?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Осень – общеславянское слово, которое происходит от «*esenь – время колошения, созревания зерновых», этимологически связано со словом «ость», имеющее соответствия в балтийских и германских языках.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Осень – общеславянское слово, которое происходит от «*esenь – время колошения, созревания зерновых», этимологически связано со словом «ость», имеющее соответствия в балтийских и германских языках.

   Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ними. Л.Н. Толстой

Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ними.

Л.Н. Толстой

«Словарное богатство русского языка» 1) Повторить … 2) Учиться …

«Словарное богатство русского языка»

  • 1) Повторить …
  • 2) Учиться …
« Словарное богатство русского языка » МНЕ НУЖНО: 1) Повторить , в чём заключается словарное богатство языка 2) Повторить понятия, относящиеся к этой теме 3) Учиться анализировать средства языка 4) Учиться употреблять средства, обогащающие язык, в своей речи

« Словарное богатство русского языка »

МНЕ НУЖНО:

1) Повторить , в чём заключается словарное богатство языка

2) Повторить понятия, относящиеся к этой теме

3) Учиться анализировать средства языка

4) Учиться употреблять средства, обогащающие язык, в своей речи

Повторим! ОСОБЕННОСТЬ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ РАЗНЫХ СЛОВ В ЯЗЫКЕ СЛОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ ОСОБЕННОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ В РЕЧИ

Повторим!

ОСОБЕННОСТЬ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ РАЗНЫХ СЛОВ В ЯЗЫКЕ

СЛОВО

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

ОСОБЕННОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ В РЕЧИ

Повторим! Что такое лексическое значение слова? Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?  Задание 1. Спишите и подчеркните в тексте многозначные слова.   В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса.  Что такое омонимы?

Повторим!

  • Что такое лексическое значение слова?
  • Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

Задание 1. Спишите и подчеркните в тексте многозначные слова.

В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса.

Что такое омонимы?

Повторим! Задание 2. Спишите и подчеркните слова с прямым и переносным значением.  Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни.  Н. Рубцов  Какие средства выразительности языка строятся на основе переносного значения?

Повторим!

Задание 2. Спишите и подчеркните слова с прямым и переносным значением.

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни.

Н. Рубцов

Какие средства выразительности языка строятся на основе переносного значения?

Вспомните!  Что обозначают эти фразеологизмы? Бить баклуши Перемывать кости Зарубить на носу Обвести вокруг пальца Делать из мухи слона

Вспомните!

Что обозначают эти фразеологизмы?

  • Бить баклуши
  • Перемывать кости
  • Зарубить на носу
  • Обвести вокруг пальца
  • Делать из мухи слона
В словарях профессиональных слов мы можем многое узнать о профессии.  О какой профессии идёт речь?  Бульдозер, экскаватор, бетон Солист, ария, концерт Палитра, акварель, натюрморт Объектив, штатив, проявитель Стетоскоп, рецепт, компресс Верстак, стамеска, рубанок

В словарях профессиональных слов мы можем многое узнать о профессии.

О какой профессии идёт речь?

  • Бульдозер, экскаватор, бетон
  • Солист, ария, концерт
  • Палитра, акварель, натюрморт
  • Объектив, штатив, проявитель
  • Стетоскоп, рецепт, компресс
  • Верстак, стамеска, рубанок
Физкультминутка    Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Повторим! Что такое иноязычные слова? Задание 3. Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, запишите эти слова парами, проверяя написание по орфографическому словарю.   перерыв    эг..изм  разбор    апл..д..сменты  столетник   ч..мпион  победитель   ..нализ  войско    ..нтракт  себялюбие   армия  рукоплескание   алоэ

Повторим!

  • Что такое иноязычные слова?

Задание 3. Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, запишите эти слова парами, проверяя написание по орфографическому словарю.

перерыв эг..изм

разбор апл..д..сменты

столетник ч..мпион

победитель ..нализ

войско ..нтракт

себялюбие армия

рукоплескание алоэ

Повторим! Задание 4. Найдите в тексте синонимы, выпишите примеры в тетрадь.   «Почему всегда пишут о человеке- худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа , а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие…думают, что девушки бывают только красивые . Между тем они бывают миловидные , хорошенькие , пригожие, недурные собой- и мало ли какие ещё».  К. Чуковский

Повторим!

Задание 4. Найдите в тексте синонимы, выпишите примеры в тетрадь.

«Почему всегда пишут о человеке- худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа , а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох,

а интрига? Многие…думают, что девушки бывают только красивые . Между тем они бывают миловидные , хорошенькие , пригожие, недурные собой- и мало ли какие ещё».

К. Чуковский

Повторим! Задание 5. Выпишите в тетрадь антонимы.  И смерть и жизнь - родные бездны:  Они подобны и равны,  Друг другу чужды и любезны,  Одна в другой отражены.  Одна другую углубляет,  Как зеркало, а человек  Их соединяет, разделяет  Своею волею навек.    Д. Мережковский

Повторим!

Задание 5. Выпишите в тетрадь антонимы.

И смерть и жизнь - родные бездны:

Они подобны и равны,

Друг другу чужды и любезны,

Одна в другой отражены.

Одна другую углубляет,

Как зеркало, а человек

Их соединяет, разделяет

Своею волею навек.

Д. Мережковский

Закрепление Выполнить ТЕСТ №4

Закрепление

Выполнить

ТЕСТ №4

Работаем с текстом Б.Пастернак. Золотая осень. Осень. Сказочный чертог,  Всем открытый для обзора.  Просеки лесных дорог,  Заглядевшихся в озёра.  Как на выставке картин:  Залы, залы, залы, залы  Вязов, ясеней, осин  В позолоте небывалой.  Липы обруч золотой –  Как венец на новобрачной.  Лик берёзы – под фатой  Подвенечной и прозрачной.  Погребё(н, нн)ая земля  Под листвой в канавах, ямах.  В жёлтых клёнах флигеля,  Словно в золочё(н, нн)ых рамах.  Где деревья в сентябре  На заре стоят попарно,  И закат на их коре   Оставляет след янтарный.

Работаем с текстом

Б.Пастернак. Золотая осень.

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной. Лик берёзы – под фатой Подвенечной и прозрачной. Погребё(н, нн)ая земля Под листвой в канавах, ямах. В жёлтых клёнах флигеля, Словно в золочё(н, нн)ых рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре  Оставляет след янтарный.

 синквейн Синквейн   (от фр.   cinquains , англ.   cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн   – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно  существительное , выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза , несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

синквейн

Синквейн   (от фр.   cinquains , англ.   cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн   – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза , несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Употребляем средства выразительности языка в речи Представьте, что прогуливаетесь по осеннему парку. Что вы видите, чувствуете? Напишите сочинение-миниатюру «Осенняя сказка» (3-5 предложений), используйте средства выразительности.

Употребляем средства выразительности языка в речи

  • Представьте, что прогуливаетесь по осеннему парку. Что вы видите, чувствуете?
  • Напишите сочинение-миниатюру «Осенняя сказка» (3-5 предложений), используйте средства выразительности.
Цели:  *   Повторить , в чём заключается словарное богатство языка   * Повторить понятия, относящиеся к этой теме   * Учиться анализировать средства языка   * Учиться употреблять в своей речи средства, обогащающие язык

Цели:

* Повторить , в чём заключается словарное богатство языка

* Повторить понятия, относящиеся к этой теме

* Учиться анализировать средства языка

* Учиться употреблять в своей речи средства, обогащающие язык

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Домашнее задание Упражнение по выбору: выполнить упр. 160 выписать из художественной литературы примеры средств выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения)

Домашнее задание

Упражнение по выбору:

  • выполнить упр. 160
  • выписать из художественной литературы примеры средств выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения)
СПАСИБО за урок!!!

СПАСИБО за урок!!!