СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка на тему : «Соединительные о и е в сложных словах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснить условия выбора соединительных гласных О-Е в сложных словах, научить  анализировать предложенный материал, составлять алгоритм выбора соединительных гласных, образовывать сложные слова с соединительными гласными, правильно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах, уметь аргументировать свой выбор

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему : «Соединительные о и е в сложных словах»»

Презентация к уроку русского языка на тему : «Соединительные о и е в сложных словах»  Выполнила:  учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №9» г. Елабуга  Щербакова Наталия Викторовна

Презентация к уроку русского языка на тему :

«Соединительные о и е в сложных словах»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №9» г. Елабуга

Щербакова Наталия Викторовна

Проверь,дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка,ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Проверь,дружок, Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка,ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Организационный момент. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться Все: - Доброе утро! Доброе утро! – солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Все: - Пусть доброе утро длится до вечера.  Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу.  И начинаем урок.

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Все: - Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Все: - Пусть доброе утро длится до вечера.

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу.

И начинаем урок.

Желаю плодотворнойработы  на уроке!

Желаю плодотворнойработы

на уроке!

Двадцать шестое НОЯБРЯ

Двадцать шестое НОЯБРЯ

Прием «Верные и неверные утверждения.» Я читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то + , если не верно, то - . Мы изучаем тему «Словообразование». Морфемы – это части слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова – это одно и то же. Этимология – это наука о происхождении слов. После приставки –сверх- пишется буква ы . Приставка –пре- обозначает присоединение, приближение, близость, неполное действие. При образовании сложных слов используются используются буквы о и е .

Прием «Верные и неверные утверждения.»

Я читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то + , если не верно, то - .

  • Мы изучаем тему «Словообразование».
  • Морфемы – это части слова.
  • Однокоренные слова и формы одного и того же слова – это одно и то же.
  • Этимология – это наука о происхождении слов.
  • После приставки –сверх- пишется буква ы .
  • Приставка –пре- обозначает присоединение, приближение, близость, неполное действие.
  • При образовании сложных слов используются используются буквы о и е .
ВЗАИМОПРОВЕРКА 1) + 2) + 3) - 4) + 5) – 6) – 7) ? У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правило. А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

  • 1) +
  • 2) +
  • 3) -
  • 4) +
  • 5) –
  • 6) –
  • 7) ?

У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правило. А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока.

Сказка «Как простые слова стали сложными?» Было это давным-давно.  Жили простые слова и словечки,  Но однажды появились странные человечки:   Буквы О  да Е  - сбежали из алфавита,  Стали словам нашептывать сердито:

Сказка «Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно. Жили простые слова и словечки, Но однажды появились странные человечки:  Буквы О да Е - сбежали из алфавита, Стали словам нашептывать сердито: "Уж очень вы простые с виду! Это теперь немодно, Неприлично, неблагородно! Объединяйтесь по парам, Времени не тратьте даром".

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

ТЕМА УРОКА Соединительные о и е  в сложных словах

ТЕМА УРОКА

Соединительные о и е

в сложных словах

ЦЕЛИ УРОКА Формировать навыки нахождения сложных слов; Уметь правильно писать соединительные гласные О или Е.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Формировать навыки нахождения сложных слов;
  • Уметь правильно писать соединительные гласные О или Е.
Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу. При этом договоримся , что сегодня каждый может высказывать свое предположение , но никто не должен его опровергнуть без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу. При этом договоримся , что сегодня каждый может высказывать свое предположение , но никто не должен его опровергнуть без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Задание:  заменить слова одним сложным  словом.   Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди одной фамилии Тот, кто ходит пешком Старший класс Резать овощи Любить свободу Описывать жизнь

Задание: заменить слова одним сложным словом.

Пить чай

Помогать взаимно

Любить труд

Люди одной фамилии

Тот, кто ходит пешком

Старший класс

Резать овощи

Любить свободу

Описывать жизнь

Чаепитие Взаимопомощь Трудолюбие Однофамильцы Пешеход Старшеклассник Овощерезка Свободолюбие жизнеописание Вывод: обращаем внимание на то, какая гласная ставится между двумя корнями.

Чаепитие

Взаимопомощь

Трудолюбие

Однофамильцы

Пешеход

Старшеклассник

Овощерезка

Свободолюбие

жизнеописание

Вывод: обращаем внимание на то, какая гласная ставится между двумя корнями.

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах Страница 119 правило № 30

Работа в парах

Страница 119 правило № 30

Историческая справка   Появление Е после твердых шипящих и Ц исторически оправдано: шипящие Ж , Ш и Ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О  /  Е  было прочной традицией.

Историческая справка

Появление Е после твердых шипящих и Ц исторически оправдано: шипящие Ж , Ш и Ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О / Е было прочной традицией.

Соединительные гласные О Е после мягких согласных , шипящих и Ц согласных Пу т е провод [пут*иправот] т-[т*]-согласный, мягкий Пе ш е ход Пти ц е фабрика после твердых согласных Зве р о лов [зв*эралов] Р-[р]-согласный, твердый

Соединительные гласные

О

Е

после мягких согласных ,

шипящих и Ц согласных

Пу т е провод

[пут*иправот]

т-[т*]-согласный, мягкий

Пе ш е ход

Пти ц е фабрика

после твердых

согласных

Зве р о лов

[зв*эралов]

Р-[р]-согласный, твердый

Проверь себя Снег_пад, мух_мор, пыл_сос, мор_ход, верх_лаз, мыш_ловка, пут_водитель, брон_носец, вечн_зелёный, тысяч_летие, неб_склон.

Проверь себя

Снег_пад, мух_мор, пыл_сос, мор_ход, верх_лаз, мыш_ловка, пут_водитель, брон_носец, вечн_зелёный, тысяч_летие, неб_склон.

Сверьтесь с правильным ответом Сне г о пад, му х о мор, пы л е сос, мо р е ход, вер х о лаз, мы ш е ловка, пу т е водитель, бро н е носец, веч н о зелёный, тыся ч е летие, не б о склон.

Сверьтесь с правильным ответом

Сне г о пад, му х о мор, пы л е сос, мо р е ход, вер х о лаз, мы ш е ловка, пу т е водитель, бро н е носец, веч н о зелёный, тыся ч е летие, не б о склон.

Оцени себя! 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 4 ошибки и более – «2»

Оцени себя!

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

4 ошибки и более – «2»

     Записать в два столбика, первый- представители фауны, второй- представители флоры. Буревестник, тысячелистник, носорог, муравьед, горицвет, утконос, перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка, волкодав, иван-чай, трын-трава, трясогузка.

Записать в два столбика, первый- представители фауны, второй- представители флоры.

Буревестник, тысячелистник, носорог, муравьед, горицвет, утконос, перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка, волкодав, иван-чай, трын-трава, трясогузка.

Сверьтесь с правильным ответом Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка .

Сверьтесь с правильным ответом

Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка .

Закрепление.  А теперь мы отправляемся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.

Закрепление. А теперь мы отправляемся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов.

Поедем на:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Игра «Собери слова по станциям» 1. Аппетитная 2. Природоведческая 3. Географическая 4. Историческая 5. Литературная Сок..выжималка, лед..ход, сам..вар, земл..пашец, овощ..резка, солнц..пек, корабл..крушение, солнц..стояние, снег..пад, пут..шествие, картофел..чистка, мор..плавание, басн..писец, перв..проходец, тепл..ход, земл..делие, лист..пад, скот..водство, ин..сказание, пищ..варение, полк..водец, корабл..строитель, животн..водство, хлеб..резка, лет..писец, леж..бока, земл..пашец, книг..люб.

Игра «Собери слова по станциям»

1. Аппетитная

2. Природоведческая

3. Географическая

4. Историческая

5. Литературная

Сок..выжималка, лед..ход, сам..вар, земл..пашец, овощ..резка, солнц..пек, корабл..крушение, солнц..стояние, снег..пад, пут..шествие, картофел..чистка, мор..плавание, басн..писец, перв..проходец, тепл..ход, земл..делие, лист..пад, скот..водство, ин..сказание, пищ..варение, полк..водец, корабл..строитель, животн..водство, хлеб..резка, лет..писец, леж..бока, земл..пашец, книг..люб.

1 станция

1 станция "Аппетитная": соковыжималка, самовар, пищеварение, овощерезка, картофелечистка, хлеборезка.

2 станция "Природоведческая": солнцепек, листопад, кораблекрушение, ледоход, солнцестояние, снегопад.

3 станция "Географическая": путешествие, мореплавание, первопроходец, теплоход.

4 станция "Историческая": земледелие, скотоводство, землепашец, полководец, кораблестроитель, животноводство.

5 станция "Литературная": летописец, баснописец, кожемяка, лежебока, иносказание, книголюб.

Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.   книга любовь пыль сосать земля мерить вода падать лед колоть лес рубить рыба ловить бетон мешать пешком ходить

Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

книга любовь

пыль сосать

земля мерить

вода падать

лед колоть

лес рубить

рыба ловить

бетон мешать

пешком ходить

Проверь себя! книголюб пылесос землемер водопад ледокол лесоруб рыболов бетономешалка пешеход

Проверь себя!

книголюб

пылесос

землемер

водопад

ледокол

лесоруб

рыболов

бетономешалка

пешеход

 Закрепление Игра «Перекресток». Специалист по разведению садов. Локомотив с паровым двигателем. Труба для выхода дыма. Русская народная игра – пляска. Лес, поваленный бурей. Течение жидкости силой собственной тяжести. Мощное скорострельное автоматическое оружие для стрельбы пулями.  с а м д о х о р а п л е т д о о в а п р о в з ы д о д о р в о х о д о м е у б о м с т к е е м л у

Закрепление

Игра «Перекресток».

  • Специалист по разведению садов.
  • Локомотив с паровым двигателем.
  • Труба для выхода дыма.
  • Русская народная игра – пляска.
  • Лес, поваленный бурей.
  • Течение жидкости силой собственной тяжести.
  • Мощное скорострельное автоматическое оружие для стрельбы пулями.

с

а

м

д

о

х

о

р

а

п

л

е

т

д

о

о

в

а

п

р

о

в

з

ы

д

о

д

о

р

в

о

х

о

д

о

м

е

у

б

о

м

с

т

к

е

е

м

л

у

Стадия рефлексии Работа в парах.

Стадия рефлексии

Работа в парах.

Работа по карточкам, работа в парах.  А) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют сказочных героев. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Людоед, Черномор .

Работа по карточкам, работа в парах.

А) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют сказочных героев. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Людоед, Черномор .

Работа по карточкам, работа в парах.  Б) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют людей по роду их деятельности. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Кашевар, мореход, стеклодув, трубочист, звездочет.

Работа по карточкам, работа в парах.

Б) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют людей по роду их деятельности. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Кашевар, мореход, стеклодув, трубочист, звездочет.

Работа по карточкам, работа в парах.  В) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют людей по их качествам и привычкам (прозвища). Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Лежебока, дармоед, домосед, сладкоежка, зубоскал.

Работа по карточкам, работа в парах.

В) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют людей по их качествам и привычкам (прозвища). Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Лежебока, дармоед, домосед, сладкоежка, зубоскал.

Работа по карточкам, работа в парах.  Г) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют транспортные средства. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Вездеход, самолет, снегоход, паровоз, самосвал .

Работа по карточкам, работа в парах.

Г) Среди данных сложных слов найдите такие, которые называют транспортные средства. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Вездеход, самолет, снегоход, паровоз, самосвал .

Работа по карточкам, работа в парах.  Д) Среди данных сложных слов найдите такие, которые обозначают природу и погоду. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Снегопад, землетрясение, ледоход, листопад, мелководье.

Работа по карточкам, работа в парах.

Д) Среди данных сложных слов найдите такие, которые обозначают природу и погоду. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Снегопад, землетрясение, ледоход, листопад, мелководье.

Работа по карточкам, работа в парах.  Е) Среди данных сложных слов найдите такие, которые обозначают представителей флоры и фауны (животные и растения). Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Носорог, утконос, тысячелистник, землеройка, зимородок.

Работа по карточкам, работа в парах.

Е) Среди данных сложных слов найдите такие, которые обозначают представителей флоры и фауны (животные и растения). Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Носорог, утконос, тысячелистник, землеройка, зимородок.

Работа по карточкам, работа в парах.  Ж) Среди данных сложных слов найдите такие слова, которые обозначают занятия людей. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Чаепитие, путешествие, хоровод, рукоделие, сенокос.

Работа по карточкам, работа в парах.

Ж) Среди данных сложных слов найдите такие слова, которые обозначают занятия людей. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Чаепитие, путешествие, хоровод, рукоделие, сенокос.

Работа по карточкам, работа в парах.  З) Среди данных сложных слов найдите такие, которые обозначают качества людей. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму. Честолюбие, легкомыслие, пустословие, милосердие, простодушие.

Работа по карточкам, работа в парах.

З) Среди данных сложных слов найдите такие, которые обозначают качества людей. Выпишите их и обозначьте изучаемую орфограмму.

Честолюбие, легкомыслие, пустословие, милосердие, простодушие.

Давайте вспомним, что мы с вами узнали по новой теме. Закончите предложения: Слова, у которых два корня, называются … . Два корня в сложных словах обычно соединяют …. . Соединительная гласная О пишется после … согласных, а Е после … согласных. После шипящих букв и Ц пишется соединительная …. .

Давайте вспомним, что мы с вами узнали по новой теме.

Закончите предложения:

Слова, у которых два корня, называются … .

Два корня в сложных словах обычно соединяют …. .

Соединительная гласная О пишется после … согласных, а Е после … согласных.

После шипящих букв и Ц пишется соединительная …. .

  - Что узнали о сложных словах?  - Что вы делали для того, чтобы узнать новое о сложных словах?

  - Что узнали о сложных словах?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о сложных словах?

Так верно или нет седьмое утверждение из приема «Верные и неверные утверждения»?

Так верно или нет седьмое утверждение из приема «Верные и неверные утверждения»?

РЕФЛЕКСИЯ  Сегодня на уроке я научился… Было интересно… Я выполнял(а)… Теперь я могу… Вызвало затруднение…

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке я научился…

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Теперь я могу…

Вызвало затруднение…

ОЦЕНКИ

ОЦЕНКИ

СТРАНИЦА 120 УПРАЖНЕНИЕ 216  В,С-ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ЯЗЫК…ВЕД»

СТРАНИЦА 120 УПРАЖНЕНИЕ 216

В,С-ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

«ЯЗЫК…ВЕД»

Урок окончен. До свидания! М о л о д ц ы ! Ребята, спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

До свидания!

М о л о д ц ы !

Ребята, спасибо за работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!