СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока русского языка по теме «Написание сложных слов с соединительными гласными о, е и без них».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова, путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока русского языка по теме «Написание сложных слов с соединительными гласными о, е и без них».»

Урок русского языка 3 класс

Урок русского языка

3 класс

ЕЫНЖОЛС АВОЛС

ЕЫНЖОЛС АВОЛС

Что мы знаем о сложных словах? Почему слова называются сложными? Как образуются сложные слова?  При помощи чего соединяются основы в сложных словах?  Какую роль играют сложные слова в речи?   Какая у нас возникла проблема на прошлом уроке? Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о

Что мы знаем о сложных словах?

Почему слова называются сложными?

Как образуются сложные слова?

При помощи чего соединяются основы в сложных словах?

Какую роль играют сложные слова в речи?

Какая у нас возникла проблема на прошлом уроке?

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о

Тема Написание сложных слов с соединительными гласными «о, е» и без них.

Тема

Написание сложных слов с соединительными гласными «о, е» и без них.

Цель Научиться писать сложные слова с соединительными гласными «о, е» и без них.

Цель

Научиться писать сложные слова с соединительными гласными «о, е» и без них.

Работа в парах.  Ученики 3 класса записывали слова. Таня написала землекоп, самовар, лунаход. Коля написал землекоп, самовар, луноход. Кто из ребят выполнил задание правильно?

Работа в парах.

Ученики 3 класса записывали слова. Таня написала землекоп, самовар, лунаход.

Коля написал землекоп, самовар, луноход. Кто из ребят выполнил задание правильно?

Работа в группе  землекоп, самовар, луноход. Составление алгоритма написания сложных слов с соединительными гласными «о, е» Вспомните правила работы в группе.

Работа в группе

землекоп, самовар, луноход.

Составление алгоритма написания сложных слов с соединительными гласными «о, е»

Вспомните правила работы в группе.

Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах. 1.Читаю слово. 2.Нахожу основы. 3. Смотрю на какой согласный звук оканчивается первая основа. 4.Если основа оканчивается на твёрдый согласный звук – пишу О  Во д о пад, ско р о ход. 5. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пишу Е

Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах.

1.Читаю слово.

2.Нахожу основы.

3. Смотрю на какой согласный звук оканчивается первая основа.

4.Если основа оканчивается на твёрдый согласный звук – пишу О

Во д о пад, ско р о ход.

5. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пишу Е

лун о ход

лун о ход

Образуйте сложные слова Мышь + ловить = Лежать + бок = Овца + бык = Какую соединительную гласную нужно написать?

Образуйте сложные слова

Мышь + ловить =

Лежать + бок =

Овца + бык =

Какую соединительную гласную нужно написать?

 Мыш е ловка Леж е бока Овц е бык Дополните алгоритм. После букв Ж, Ш, Ц пишется ---

Мыш е ловка

Леж е бока

Овц е бык

Дополните алгоритм.

После букв Ж, Ш, Ц пишется ---

 Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах 1.Читаю слово. 2.Нахожу основы. 3.Определяю на какой согласный звук оканчивается первая основа. 4.Если основа оканчивается на твёрдый согласный звук – пишу О  Во д о пад, ско р о ход. 5. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пишу Е Зем л е мер, си н е глазый 6. После [ж] [ш] [ц] - всегда пиши Е  Пешеход, птицелов

Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах

1.Читаю слово.

2.Нахожу основы.

3.Определяю на какой согласный звук оканчивается первая основа.

4.Если основа оканчивается на твёрдый согласный звук – пишу О

Во д о пад, ско р о ход.

5. Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пишу Е

Зем л е мер, си н е глазый

6. После [ж] [ш] [ц] - всегда пиши Е

Пешеход, птицелов

Оценочный лист по теме «Сложные слова»  Учебная деятельность 13.11 Умею образовывать сложные слова Умею разбирать по составу сложные слова 14.11     Умею находить в тексте сложные слова   15.11     Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах. Итог       Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о      Умею использовать сложные слова для составления предложений               Умею работать в паре   Умею работать в группе                 Самостоятельно работаю 1 уровень                    

Оценочный лист по теме «Сложные слова»

Учебная деятельность

13.11

Умею образовывать сложные слова

Умею разбирать по составу сложные слова

14.11

 

 

Умею находить в тексте сложные слова

 

15.11

 

 

Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах.

Итог

 

 

 

Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о

 

 

Умею использовать сложные слова для составления предложений

 

 

 

 

 

 

 

Умею работать в паре

 

Умею работать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно работаю 1 уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по выбору 1 уровень сложности Какое можете предложить задание? сталь варить труба чистить вода лазить снег падать

Самостоятельная работа по выбору

1 уровень сложности

Какое можете предложить задание?

сталь варить

труба чистить

вода лазить

снег падать

Самостоятельная работа по выбору 2 уровень сложности  сталь лазить варить  труба вода Чистить падать снег

Самостоятельная работа по выбору

2 уровень сложности

сталь лазить варить

труба

вода

Чистить падать

снег

Взаимопроверка 1, 2 уровень Стал..вар Труб..чист Вод .. лаз Снег..пад

Взаимопроверка 1, 2 уровень

Стал..вар

Труб..чист

Вод .. лаз

Снег..пад

Оценочный лист по теме «Сложные слова»  Учебная деятельность Дата   Умею образовывать сложные слова   13.11   14.11 Умею разбирать по составу сложные слова     15.11 Умею находить в тексте сложные слова           Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах. Итог Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о                Умею использовать сложные слова для составления предложений       Умею работать в паре                  Умею работать в группе                        

Оценочный лист по теме «Сложные слова»

Учебная деятельность

Дата

 

Умею образовывать сложные слова

 

13.11

 

14.11

Умею разбирать по составу сложные слова

 

 

15.11

Умею находить в тексте сложные слова

 

 

 

 

 

Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах.

Итог

Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о  

 

 

 

 

 

 

Умею использовать сложные слова для составления предложений

 

 

 

Умею работать в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

Умею работать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Физминутка

   Работа в группах

Работа в группах

1 уровень сложности Придумайте задание. Скоро наступит……. зима. В воздухе замелькают пушистые снежинки. Начнётся ……… . Снег покроет землю, как одеялом. А детям радость! Они будут играть в снежки, строить снежные крепости, кататься на ……. .

1 уровень сложности

Придумайте задание.

Скоро наступит……. зима. В воздухе замелькают пушистые снежинки. Начнётся ……… . Снег покроет землю, как одеялом. А детям радость! Они будут играть в снежки, строить снежные крепости, кататься на ……. .

 2 уровень сложности Середина ноября. На мягких лапах крадётся…………зима. Она бережно укрыла землю пушистым одеялом. Хорошо бы съездить в ……… Прокатиться бы на ……….! Можно прогуляться по лесу. Вот лисьи следы. С ветки на ветку прыгает белочка. Крот–……….. укрылся в глубоких ходах. И только медведь– ………..  спит и видит десятый сон. Снятся ему летние деньки и птичьи трели.

2 уровень сложности

Середина ноября. На мягких лапах крадётся…………зима. Она бережно укрыла землю пушистым одеялом. Хорошо бы съездить в ………

Прокатиться бы на ……….! Можно прогуляться по лесу. Вот лисьи следы. С ветки на ветку прыгает белочка. Крот–……….. укрылся в глубоких ходах. И только медведь– ………..  спит и видит десятый сон. Снятся ему летние деньки и птичьи трели.

Всегда ли сложные слова пишутся с соединительными гласными? Образуйте от данных слов сложные слова. Сделайте вывод.  Газета, стена - Главный врач –

Всегда ли сложные слова пишутся с соединительными гласными?

Образуйте от данных слов сложные слова. Сделайте вывод.

Газета, стена -

  • Главный врач –
Оценочный лист по теме «Сложные слова»  Учебная деятельность Дата   Умею образовывать сложные слова   13.11   14.11 Умею разбирать по составу сложные слова     15.11 Умею находить в тексте сложные слова           Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах. Итог Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о                Умею использовать сложные слова для составления предложений       Умею работать в паре                  Умею работать в группе                        

Оценочный лист по теме «Сложные слова»

Учебная деятельность

Дата

 

Умею образовывать сложные слова

 

13.11

 

14.11

Умею разбирать по составу сложные слова

 

 

15.11

Умею находить в тексте сложные слова

 

 

 

 

 

Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах.

Итог

Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о  

 

 

 

 

 

 

Умею использовать сложные слова для составления предложений

 

 

 

Умею работать в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

Умею работать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итог урока Какова была цель урока? Мы ее достигли? Как соединяются основы в сложных словах?  После каких звуков пишется соединительная гласная о?  После каких звуков пишется соединительная гласная е?

Итог урока

Какова была цель урока? Мы ее достигли?

Как соединяются основы в сложных словах? После каких звуков пишется соединительная гласная о? После каких звуков пишется соединительная гласная е?

Домашнее задание по выбору 1.Упражнение  2. Придумать сложные слова на тему «Школа». 3. Сочинить сказку про сложные слова.  3. Составить кроссворд со сложными словами.  Оцените свою работу за урок.

Домашнее задание по выбору

1.Упражнение

2. Придумать сложные слова на тему «Школа».

3. Сочинить сказку про сложные слова.

3. Составить кроссворд со сложными словами.

Оцените свою работу за урок.

Домашнее задание по выбору 1.Упражнение 174  2. Придумать сложные слова на тему «Школа». 3. Сочинить сказку про сложные слова.  3. Составить кроссворд со сложными словами.

Домашнее задание по выбору

1.Упражнение 174

2. Придумать сложные слова на тему «Школа».

3. Сочинить сказку про сложные слова.

3. Составить кроссворд со сложными словами.

Работа в группах Игра «Словесный портрет» В этой игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и его характер.

Работа в группах

Игра «Словесный портрет»

В этой игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и его характер.

Работа в группах Карточка-помощница Игра «Словесный портрет» Добрая душа, мягкое сердце, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы, белые зубы, широкие плечи, Человек (какой?)……………

Работа в группах

Карточка-помощница

Игра «Словесный портрет»

Добрая душа, мягкое сердце, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы, белые зубы, широкие плечи,

Человек (какой?)……………

Оценочный лист по теме «Сложные слова»  Учебная деятельность Дата   Умею образовывать сложные слова   13.11   14.11 Умею разбирать по составу сложные слова     15.11 Умею находить в тексте сложные слова           Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах. Итог Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о                Умею использовать сложные слова для составления предложений       Умею работать в паре                  Умею работать в группе                        

Оценочный лист по теме «Сложные слова»

Учебная деятельность

Дата

 

Умею образовывать сложные слова

 

13.11

 

14.11

Умею разбирать по составу сложные слова

 

 

15.11

Умею находить в тексте сложные слова

 

 

 

 

 

Составлять алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах.

Итог

Знаю, когда в сложных словах пишется соединительная гласная е , а когда о  

 

 

 

 

 

 

Умею использовать сложные слова для составления предложений

 

 

 

Умею работать в паре

 

 

 

 

 

 

 

 

Умею работать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока Как соединяются основы в сложных словах?  После каких звуков пишется соединительная гласная о ?  После каких звуков пишется соединительная гласная е ?    Слова, у которых ______________ , называются сложными. 2. Гласные буквы ______ и ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются _________ гласными. 3. Гласная о пишется после _______, а гласная е после ____ и ____.

Итог урока

Как соединяются основы в сложных словах? После каких звуков пишется соединительная гласная о ? После каких звуков пишется соединительная гласная е ?

  • Слова, у которых ______________ , называются сложными.

2. Гласные буквы ______ и ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются _________ гласными.

3. Гласная о пишется после _______, а гласная е после ____ и ____.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

земл е коп земля копать е

земл е коп

земля

копать

е


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!