Урок развития речи: «ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО»
Урок русского языка в 5 классе
Подготовила: Спиридонова И.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алнашская СОШ имени Г.Д.Красильникова»
Чему мы научимся ?
- описывать животное, выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи.;
- закрепить жанровые особенности сочинения – описания;
- составлять план, отбирать материал к сочинению;
- подготовиться к написанию домашнего сочинения
Как описать животного?
Тип речи текста: описание
Стиль речи текста .
Стиль художественной литературы
ТРОПЫ
Научный стиль
ТЕРМИНЫ
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ:
I. Вступление.
I.Общая характеристика предмета описания .
II.Основная часть
I.Как это животное появилось в доме?
II.Признаки предмета описания.
III. Заключение.
III. Общая оценка предмета описания.
II.Описание животного.
- Внешний вид животного: размер, окрас, туловище, мордочка, глаза, уши, лапы, хвост.
- Характер, повадки.
- Место обитания.
- Чем питается.
III. Мое отношение к этому животному.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Группа 1. «КНИГОЧЕИ»
Текст 1 : Глухарь замер…Пора!… Тр-рах! — и чёрная птица, хлопая крыльями, полетела в глубь леса. — Стоп, голубчик, стоп! — радостно бормотал Васютка. — Не уйдёшь теперь! … Васютка с довольной улыбкой гладил глухаря, любуясь чёрными с голубоватым отливом перьями. Потом взвесил на руке. «Килограммов пять будет, а то и полпуда, — прикинул он и сунул птицу в мешок. (В.Астафьев)
Текст 2: Глухарь — самая крупная птица подсемейства тетеревиных. Держится преимущественно в сплошных высокоствольных хвойных, а также в смешанных лесах, редко в лиственных. Размер птицы достигает 110 см и более, размах крыльев — 1,4 м, а масса — 4,1—6,5 кг.
Группа № 2. «Исследователи»
5 интересных фактов о дворовом коте;
3 примера примет и суеверий о сером коте.
Группа № 3. «Грамотеи»
«Бандит».
В нашем дворе было много кошек. Среди них выделялся бездомный черный кот по прозвищу Бандит. Вернее, он был не черный, а грязно-серый, приземистый, коротконогий, с широкой мордой, злыми желтыми глазищами и разорванным ухом. Повадки у этого кота были самые разбойничьи. Бывало, я вынесу котятам на крыльцо куриные косточки или рыбьи головы, а Бандит тут как тут: крадется осторожно на своих коротких лапах, и на морде у него так и написано: «Чего бы тут украсть?». Ужасно хитрая, злая и противная морда! Попробуй отойди на минутку – тут же разгонит котят и в полминуты все сожрет. Но потом я случайно узнал, что у Бандита раньше были хозяева, но они переехали на новую квартиру, а его бросили, да еще и побили, когда он хотел увязаться за ними. После этого он и превратился в такого хулигана. Узнав историю жизни Бандита, я пожалел его и стал иногда прикармливать. С тех пор он больше не обижает наших кошек и ничего не ворует у нас. (В Слуцкий)
Группа №4. «Первооткрыватели»
Планета вымышленных литературных героев
Возможный план повествования (рассказа).
1.Как зовут?
2.Где живет?
2.По характеру….
4.Что любит.
5.Что не любит.
6.На Землю прилетит (когда?)….
7.Выберет хозяина (какого?)
8.Любит дарить……(что?) В подарок хозяину привезет…..
Группа №5. «Корректоры»
У нас в деревн.. есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам. Тогда он выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожит или на лицо ему сядет муха. Тогда он злит?ся. Нет, чтобы смахнуть муху ногой, но не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет.
Рефлексия
(Урок полезен, все понятно…)
(Лишь кое-что чуть-чуть неясно…)
(Ещё придется потрудиться…)
(Да, трудно все-таки учиться…)
С каким настроением вы уходите с урока? Выберите смайлик.
Домашнее задание
1.Сочинение о животном.
Возможные темы:
-«Маленький комочек счастья».
-«Самая обыкновенная …».
«Приключения …».
-«….-друг человека».
2.Свободная тема.