СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" 4 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку  русского языка по теме  "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов"  для 4 класса  применяется на уроке русского языка по теме " Правописание глаголов на - тся, - ться." В данной презентации представлены теоретические  материалы ( правила) и практические задания ( упражнения)  по теме урока. Удобно применение презентации во время дистанционного обучения на онлайн- уроке ( в виртуальном классе). Также материал презентации может быть полезен при обобщении знаний по теме " Правописание глаголов."

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" 4 класс.»

Русский язык 4- И класс.  Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов Подготовила учитель начальных классов  МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда  Долгушева А.Ю.

Русский язык 4- И класс.

Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов

Подготовила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 56 г. Калининграда Долгушева А.Ю.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Упражнение 1  Вставьте пропущенные буквы:  Синица заливает..ся.  Ученице пришлось потрудит..ся.    Упражнение 2.  Распределите слова в две колонки:   кусают..ся, нагибат..ся, улыбнут..ся, держат..ся.

Упражнение 1 Вставьте пропущенные буквы: Синица заливает..ся. Ученице пришлось потрудит..ся. Упражнение 2. Распределите слова в две колонки: кусают..ся, нагибат..ся, улыбнут..ся, держат..ся.

Самопроверка

Самопроверка

НЕОПР. ФОРМА ГЛАГОЛА ОКОНЧАНИЙ НЕ ИМЕЕТ  - РАДОВАТЬСЯ.

НЕОПР. ФОРМА ГЛАГОЛА ОКОНЧАНИЙ НЕ ИМЕЕТ - РАДОВАТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться –тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет –ться (что сделать? прогуляться). (Что сделать?) посмеяться – в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.  (что сделать?) покружиться – неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.  (что сделать?) покачаться – в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.  (что сделать?) поклониться – в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе. (что сделать?) выпрямиться – неопределенная форма, пишется с мягким знаком.  (что делать?) трудиться – есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его  и в глаголе.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться –тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет –ться (что сделать? прогуляться).

(Что сделать?) посмеяться – в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

(что сделать?) покружиться – неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

(что сделать?) покачаться – в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

(что сделать?) поклониться – в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

(что сделать?) выпрямиться – неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

(что делать?) трудиться – есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его  и в глаголе.

.

.

Упражнение 3.    Когда младенец улыбает..ся,  кругом все начинают радоват..ся  и оживленно перешептыват..ся.

Упражнение 3. Когда младенец улыбает..ся, кругом все начинают радоват..ся и оживленно перешептыват..ся.

Самопроверка

Самопроверка

Упражнение 4. Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку.   Запират..ся на засов, расстилает..ся туман, собирает..ся в школу, надо заботит..ся о здоровье, хочет учит..ся, девочка учит..ся, любит трудит..ся, слышит..ся голосок.

Упражнение 4. Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку.  Запират..ся на засов, расстилает..ся туман, собирает..ся в школу, надо заботит..ся о здоровье, хочет учит..ся, девочка учит..ся, любит трудит..ся, слышит..ся голосок.

Самопроверка

Самопроверка

Упражнение 5. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик,  глаголы в инфинитиве – в правый.    Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеят..ся: посмей..ся своему!  Не насытит..ся око зрением, а ум богатством.  В чужом платье не накрасоват..ся.  Намучит..ся – научит..ся.  Всякая птица своим пером красует..ся.  Куда соват..ся в волки, коли хвост собачий.  Сену с огнем не улежат..ся.  По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивает..ся.  Есть время плакать, есть и веселит..ся.  Лучше споткнут..ся ногою, нежели словом.  Берегись его, как берегут..ся огня да воды.  На чужое добро и глаза разгорают..ся.  На друга надеят..ся – самому пропадать.  Всякий мастер сам себе дивит..ся.

Упражнение 5. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.   Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеят..ся: посмей..ся своему! Не насытит..ся око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоват..ся. Намучит..ся – научит..ся. Всякая птица своим пером красует..ся. Куда соват..ся в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежат..ся. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивает..ся. Есть время плакать, есть и веселит..ся. Лучше споткнут..ся ногою, нежели словом. Берегись его, как берегут..ся огня да воды. На чужое добро и глаза разгорают..ся. На друга надеят..ся – самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивит..ся.

Упражнение 6. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной  форме – двумя.   Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить!  Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.  Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.  Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.  Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.  Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.  Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.  Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.  Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.

Упражнение 6. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной  форме – двумя. Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся – ум расступит_ся. Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.

Что мы узнали?  Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Что мы узнали? Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Рефлексия деятельности. Что больше всего понравилось на уроке? Что было самым ценным из услышанного?  Какие умения и навыки вы приобрели  на уроке? Можно ли их использовать на других  уроках?

Рефлексия деятельности.

Что больше всего понравилось на уроке?

Что было самым ценным из услышанного?

Какие умения и навыки вы приобрели

на уроке?

Можно ли их использовать на других

уроках?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!