по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».
Евгений Андреевич Пермяк.
Евгений Андреевич Пермяк
«Перо и чернильница».
– небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме .
– изображение отвлечённого нравственного понятия или явления через конкретный
образ.
В тексте говорится о том, как Серёжа учился «добывать сказку пером
из чернильницы»
Синонимы из текста к слову
«Добывать»
БЕРЁШЬ
ДОСТАЁШЬ
ЗАЦЕПЛЯЕТСЯ
ВЫТАЩИШЬ
– принять во внимание, запомнить
с какой-либо целью,
принять в соображение
Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
- Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?
- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. 1
- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. 2
- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? 3
- Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.
4
Текст
Микротемы. Слова тематической цепочки
1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?
- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
1. Сказки из чернильницы
1. Сказки из чернильницы
Из чернильницы,
сказка, не зацепляется
Текст
Микротемы. Слова тематической цепочки
2. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
2. Сказка не зацепляется .
Поступил в школу,
из чернильницы,
сказка, не зацепляется
Текст
Микротемы. Слова тематической цепочки
3. .- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
- Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…
3. . Жить с людьми, а не
самому по себе
Утешает, вытащишь, сам
по себе,
без людей жить
не начнёшь
Текст
Микротемы. Слова тематической цепочки
4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.
4.Дедову притчу
запомнил .
Притчу, запомнил, на ус
намотал, пересказал
Способы сжатия текста
Обобщение
Исключение
Упрощение
Текст
Сжатый текст
1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?
- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
УПРОЩЕНИЕ
Сережа спросил как-то у
дедушки, откуда тот сказки
берет.
ручкой с перышком, -
ответил дедушка.
Текст
Сжатый текст
2. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Поступил Серёжа в школу и стал из чернильницы сказки добывать. Сначала палочки, крючки, потом и слова. Сказка
не зацепляется.
Текст
Сжатый текст
3. .- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
- Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…
Расстроился Серёжа , а дед утешил его и сказал, что если он без людей жить сам по себе не начнёт, то и чернила у него будут гуще, чернильница глубже, и перо острее .
Текст
Сжатый текст
4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.
Не всё понял малый, но
притчу, запомнил. На ус
намотал -
другим пересказал.
Пункты плана.
Ключевые слова
Из чернильницы,сказка, не зацепляется,берёшь,оттуда,достаёшь
2 . Сказка не зацепляется
Поступил в школу, из чернильницы,
сказка, не зацепляется,
3.Жить с людьми, а не
самому по себе
Утешает, вытащишь, сам посебе,без людей жить не начнёшь
4.Дедову притчу
запомнил.
Притчу, запомнил, на ус намотал, пересказал
чернильницы
«!» - Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке. Мне удалось выполнить все задания.
«?» - Урок был полезен для меня.
Я выполнил ряд заданий,
Но у меня есть
вопросы по теме урока.