СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А.Пермяка "Перо и чернильница"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Подготовка к сжатому изложению  по  тексту Евгения Андреевича Пермяка "Перо и чернильница"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А.Пермяка "Перо и чернильница"»

по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

Евгений Андреевич Пермяк.

Евгений Андреевич Пермяк.

Евгений Андреевич Пермяк

Евгений Андреевич Пермяк

«Перо и чернильница».

«Перо и чернильница».

– небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме .

небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме .

– изображение отвлечённого нравственного понятия или явления через конкретный образ.

изображение отвлечённого нравственного понятия или явления через конкретный

образ.

В тексте говорится  о том, как Серёжа учился «добывать сказку пером из чернильницы»

В тексте говорится о том, как Серёжа учился «добывать сказку пером

из чернильницы»

Синонимы из текста к слову  «Добывать»  БЕРЁШЬ ДОСТАЁШЬ ЗАЦЕПЛЯЕТСЯ ВЫТАЩИШЬ

Синонимы из текста к слову

«Добывать»

БЕРЁШЬ

ДОСТАЁШЬ

ЗАЦЕПЛЯЕТСЯ

ВЫТАЩИШЬ

  – принять во внимание, запомнить  с какой-либо целью,  принять в соображение

принять во внимание, запомнить

с какой-либо целью,

принять в соображение

 Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.

Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.

 - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?  - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. 1  - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?  - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.  Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.  2   - Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? 3  - Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…   Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.  4

- Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?

- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. 1

- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. 2

- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? 3

- Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.

4

 Текст Микротемы. Слова тематической цепочки 1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?  - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.  - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?  - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. 1. Сказки из чернильницы 1. Сказки из чернильницы Из чернильницы, сказка, не зацепляется

Текст

Микротемы. Слова тематической цепочки

1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?

- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

1. Сказки из чернильницы

1. Сказки из чернильницы

Из чернильницы,

сказка, не зацепляется

 Текст Микротемы. Слова тематической цепочки 2. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.   2. Сказка не зацепляется . Поступил в школу, из чернильницы, сказка, не зацепляется

Текст

Микротемы. Слова тематической цепочки

2. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.

2. Сказка не зацепляется .

Поступил в школу,

из чернильницы,

сказка, не зацепляется

 Текст Микротемы. Слова тематической цепочки 3. .- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?  - Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… 3. . Жить с людьми, а не самому по себе Утешает, вытащишь, сам по себе, без людей жить не начнёшь

Текст

Микротемы. Слова тематической цепочки

3. .- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

- Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

3. . Жить с людьми, а не

самому по себе

Утешает, вытащишь, сам

по себе,

без людей жить

не начнёшь

 Текст Микротемы. Слова тематической цепочки 4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал. 4.Дедову притчу запомнил . Притчу, запомнил, на ус намотал, пересказал

Текст

Микротемы. Слова тематической цепочки

4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.

4.Дедову притчу

запомнил .

Притчу, запомнил, на ус

намотал, пересказал

Способы сжатия текста Обобщение  Исключение Упрощение

Способы сжатия текста

Обобщение

Исключение

Упрощение

 Текст Сжатый текст 1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?  - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.  - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?  - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. УПРОЩЕНИЕ  Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет. Из чернильницы, дружок, ручкой с перышком, - ответил дедушка.

Текст

Сжатый текст

1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?

- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

УПРОЩЕНИЕ

Сережа спросил как-то у

дедушки, откуда тот сказки

берет.

  • Из чернильницы, дружок,

ручкой с перышком, -

ответил дедушка.

 Текст Сжатый текст 2. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. ИСКЛЮЧЕНИЕ  Поступил Серёжа в школу и стал из чернильницы сказки добывать. Сначала палочки, крючки, потом и слова. Сказка не зацепляется.

Текст

Сжатый текст

2. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

Поступил Серёжа в школу и стал из чернильницы сказки добывать. Сначала палочки, крючки, потом и слова. Сказка

не зацепляется.

 Текст Сжатый текст 3. .- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?  - Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… Расстроился Серёжа , а дед утешил его и сказал, что если он без людей жить сам по себе не начнёт, то и чернила у него будут гуще, чернильница глубже, и перо острее .

Текст

Сжатый текст

3. .- Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

- Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

Расстроился Серёжа , а дед утешил его и сказал, что если он без людей жить сам по себе не начнёт, то и чернила у него будут гуще, чернильница глубже, и перо острее .

 Текст Сжатый текст 4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.  Не всё понял малый, но притчу, запомнил. На ус  намотал - другим пересказал.

Текст

Сжатый текст

4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.

Не всё понял малый, но

притчу, запомнил. На ус

намотал -

другим пересказал.

Пункты плана. Ключевые слова Из чернильницы,сказка, не зацепляется,берёшь,оттуда,достаёшь 2 . Сказка не зацепляется Поступил в школу, из чернильницы, сказка, не зацепляется, 3.Жить с людьми, а не самому по себе Утешает, вытащишь, сам посебе,без людей жить не начнёшь 4.Дедову притчу запомнил.  Притчу, запомнил, на ус намотал, пересказал Сказки из  чернильницы

Пункты плана.

Ключевые слова

Из чернильницы,сказка, не зацепляется,берёшь,оттуда,достаёшь

2 . Сказка не зацепляется

Поступил в школу, из чернильницы,

сказка, не зацепляется,

3.Жить с людьми, а не

самому по себе

Утешает, вытащишь, сам посебе,без людей жить не начнёшь

4.Дедову притчу

запомнил.

Притчу, запомнил, на ус намотал, пересказал

  • Сказки из

чернильницы

«!» - Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке. Мне удалось выполнить все задания.  «?» - Урок был полезен для меня.  Я выполнил ряд заданий,  Но у меня есть вопросы по теме урока.

«!» - Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке. Мне удалось выполнить все задания.

«?» - Урок был полезен для меня.

Я выполнил ряд заданий,

Но у меня есть

вопросы по теме урока.