урок в 5 классе по теме « Полные и краткие имена прилагательные»
Исправьте орфографические ошибки
- Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день ото дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые серёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.
Со мною ваша речь красива и точна,
когда же нет меня, она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я.
Выбрать из данного ряда прилагательные, отражающие состояние природы, составить небольшой текст
Прилагательные: холодные, зимние, долгожданная, дружная,
ранняя, яркие, тёплые, лёгкие, волшебные, белые, пушистые,
белоснежные ,шумные, быстрые, резвые, весёлые, молодая,
зелёная, первая, перелётные
Прошли …………………………...дни. Наступила ……………весна. ……………лучи солнца ласкают землю. По небу плывут ……………… облака. По дорожкам и тропинкам побежали ……………… ручейки. Из земли показалась …………………….травка. Потянулись с юга ……………… птицы.
Все рады весне!
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна ,
И точна , и удивительна .
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
(О. Головко)
Тема урока Полные и краткие имена прилагательные
?
Как изменяются?
Орфоэпические нормы
Орфографические
Употребление в речи ,на письме.
Синтаксическая роль
полные
Вопрос
Какой?Какая?
Какое? Какие?
Род
краткие
Число
Каков? Какова?
Каково?Каковы?
Падеж
+
+
Синтаксическая роль
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
Весна идёт! Весна идёт! Мы _____весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи _____ стали.
____ небесная лазурь. Солнышко с неба луч ______ разливает. Воздух ______ и _______. ______ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё ______ . И всё-таки на душе ____ и ____, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Хорошо в весеннем лесу
Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко,
Путь- дорожку до зари
Освещают фонари;
На больших столбах подряд
Лампы белые висят
Образуйте краткую форму прилагательных
Дремучий бор. Горячий пар. Свежий ветер. Жгучий перец. Пригожий день. Хороший борщ. Могучий дуб. Колючий шиповник.
Найдите предложения с грамматической ошибкой
- Коридор в школе светлый и широк.
- Спортсмены нашей школы быстрые и ловки.
- Река быстра и широка.
- Класс был неуютный и пуст.
- Лицом он был пригожий и румян.
- Река быстрая и широкая.
- Река быстра и широкая.
Правильный ответ:
№ 1; №2; №4;№5; №7
Рефлексия…
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем отличается полная форма от краткой?
- Дружит ли краткая форма прилагательных с основой на шипящий с мягким знаком?
- Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги.
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.
- Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.
Ф. Тютчев
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
1829
Домашнее задание
- Составить рассказ из 5-7 предложений, используя в роли сказуемых только краткие прилагательные.
- Упр №629
Интернет-ресурсы
Книга:
http://www.stihi.ru/pics/2005/06/02-1523.jpg
Чернильница:
http://www.xrest.ru/images/collection/00707/871/original.jpg
Фон сделан при помощи автофигур.