ПРИЛОЖЕНИЕ
8 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
8 класс
- Приложения – это определения, выраженные существительными, согласованными с определяемым словом в падеже.
Что может обозначать приложение?
Различные качества предмета
Указание на возраст
Указание на профессию
Указание на национальность
Указание на родство
Указание звания
Географические названия
Названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и т.д.
Сторож-старик
Парень-красавчик
Тувинцы-добровольцы, девочка-узбечка
Сосед-плотник
Сестра Лиза
Майор Егоров
Река Волга
Журнал «Мурзилка»
Пароход «Смурый»
Беседа по вопросам:
- От какой части речи зависит приложение?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражено?
Лингвистический эксперимент
Запись и синтаксический разбор предложения.
И ласточка-песня летит над землей. (Лебедев-Кумач)
Слово ласточка относится к слову песня. Песня как ласточка «легкая, веселая». Слово ласточка – особый вид определения – приложение. Приложение дает второе название предмета. Приложение придает выразительность речи
Работа по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»
Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста , тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.
Выделенные слова и есть приложения.
Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.
- Как изменилось содержание текста?
- Так какую же роль играют приложения в тексте?
Приложения в некоторых случаях пишется через дефис, в некоторых без дефиса. Рассмотрим правило.
Дефис ставится
Дефис не ставится
1) Названия научных терминов.
Бабочка-капустница,
Рак-отшельник
1) одно - родовое, другое – видовое.
Дерево береза
Цветок ромашка
2) Названия специальностей
Врач -терапевт
Учитель-филолог
Водитель-комбайнер
2) Собственное слово после определяемого слова.
Река Москва
Гостиница Монгулек
3) Возраст, национальность, родство
Девочка-подросток.
4) Собственное слово перед определяемым словом.
Москва-река
Составляем опорную схему
Что обозначают данные приложения?
Спортсмен-чемпион, девушка-красавица, Родина-мать, орлы-ребята, мальчики-борцы, дуб-великан, художник-пейзажист, озеро Сут-Холь, учебник «Русский язык», летчик-испытатель, глаза-бусинки.
Художник Васнецов, ковер-самолет, Иванушка-дурачок, гора Кызыл-Тайга, дятел-барабанщик, кот-мурлыка.
Написать приложения к данным определяемым словам.
Цветок (вид)
Дерево (вид)
Художественное произведение (название)
Солдат (националь-ность)
Врач (специаль-ность)
Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните приложения.
Кто силач возьмет в охапку
Холм Кремля богатыря? Кто соб…ет зл…тую шапку
У Ивана звонаря?
Кто Царь колокол подым…т?
Кто Царь пушку повернет?
Шляпы кто гордец (не)сним…т
У св…тых Кремля ворот?
Найдите ошибку в оформлении приложения:
А) Стала рожь-матушка в колос метаться.
Б) Няня рассказала сказку про братца-Иванушку и сестрицу-Аленушку.
В) В издательстве «Просвещение» появилось много новинок.
Г) Вьется улица-змея.
2. Отметьте, что приложения не могут обозначать.
А) имя (название)
Б) образ действия
В) звание
Г) прозвище
3. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
А) Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.
Б) Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
В) Мы были в музее А.С.Пушкина великого русского писателя.
Г) Мне понравилась повесть Н. В. Гоголя «Вий».