Мой университет - www.moi-mummi.ru
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание А4)
Укажите ошибочное суждение.
1 . В слове СПОСОБ все согласные глухие
2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
2
Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание В7)
- B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
- Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
5
Опрос по пройденным темам.
1. На какие группы делятся СПП по их значению?
2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения ?
3. Как различить союз и союзное слово ?
4. Какую функцию выполняют указательные слова ? Какими частями речи они выражаются?
5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.
Определим цели и задачи урока
- Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными.
- Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях.
- П родолжим работать над составлением схем СПП.
- Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи
Изучив параграф 23, составьте опорную схему СПП с придаточным изъяснительным
- К чему относятся придаточные изъяснительные?
- Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
- С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным
[ ] , ( ).
? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ
х
К. СЛ.
+
(УК.СЛ.)
С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …
СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …
ЧАСТИЦА ЛИ
Образец : [ Арсеньева поразило ( что?) ] , ( насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности ) . [ ],( насколько ) .
С.СЛ. - НАР
ПГС
- . - . - . - . - . -
ПГС
Подл.-мест.
Х
- . - . - . - . - . -
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).
7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь
8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
Распределительный цифровой диктант
1. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
2. Казалось что город устал от зимы. (Д. Гранин)
3. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь.
4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры каких не услышишь даже в кругу друзей.
5. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
Распределительный цифровой диктант
6. В бурные осенние ночи когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
7. Узнайте пожалуйста когда прибывает поезд из Самары.
8. Следователь догадался где может скрываться преступник.
9. Я уже знаю кто будет сегодня петь.
10. Кто сеет да веет тот не обеднеет. (Пословица).
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.
Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.
Словарно-орфографическая работа
- В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели
Синтаксический разбор
Реше..но было что он будет стоять
в Пятигорске.
Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными
- Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
- Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
- Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.
Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку.
- Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
- В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Мой университет - www.moi-mummi.ru
Подведем итоги
- Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.
- Придаточные изъяснительные отвечают на
вопросы …
- К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …
словам со значением речи, мысли, действия
косвенных падежей
подчинительных союзов и союзных слов