СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»»

Мой университет - www.moi-mummi.ru Мой университет - www.moi-mummi.ru Сложноподчиненные предложения  с придаточными изъяснительными

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Лингвистическая разминка  Готовимся к ГИА (задание А4)  Укажите ошибочное суждение. 1 . В слове СПОСОБ все согласные глухие 2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает. 3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь. 4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым. 2

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание А4)

Укажите ошибочное суждение.

1 . В слове СПОСОБ все согласные глухие

2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

2

Лингвистическая разминка  Готовимся к ГИА (задание В7) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.  Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.  5

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание В7)

  • B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
  • Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

5

Опрос по пройденным темам.   1. На какие группы делятся СПП по их значению? 2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения ? 3. Как различить союз и союзное слово ? 4. Какую функцию выполняют указательные слова ? Какими частями речи они выражаются? 5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

Опрос по пройденным темам.

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения ?

3. Как различить союз и союзное слово ?

4. Какую функцию выполняют указательные слова ? Какими частями речи они выражаются?

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

Определим цели и задачи урока Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными. Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях. П родолжим работать над составлением схем СПП. Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи

Определим цели и задачи урока

  • Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными.
  • Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях.
  • П родолжим работать над составлением схем СПП.
  • Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи

Изучив параграф 23, составьте опорную схему СПП с придаточным изъяснительным К чему относятся придаточные изъяснительные? Какие части речи выступают в качестве контактного слова? На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

Изучив параграф 23, составьте опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным [  ]  ,  (  ). ? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ х К. СЛ. + (УК.СЛ.) С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО … СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА … ЧАСТИЦА ЛИ

Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

[ ] , ( ).

? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

х

К. СЛ.

+

(УК.СЛ.)

С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …

СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …

ЧАСТИЦА ЛИ

Образец :  [ Арсеньева поразило ( что?) ] , ( насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности ) . [  ],( насколько ) . С.СЛ. - НАР ПГС - . - . - . - . - . - ПГС Подл.-мест. Х - . - . - . - . - . - 1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе. 2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые. 3. Уверен ( ), что он справится с заданием.

Образец : [ Арсеньева поразило ( что?) ] , ( насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности ) . [ ],( насколько ) .

С.СЛ. - НАР

ПГС

- . - . - . - . - . -

ПГС

Подл.-мест.

Х

- . - . - . - . - . -

1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен ( ), что он справится с заданием.

4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас. 5. Что волки жадны всякий знает ( ). 6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ). 7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь 8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает ( ).

6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).

7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь

8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

Распределительный цифровой диктант   1. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья. (И. Бунин) 2. Казалось что город устал от зимы. (Д. Гранин) 3. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь. 4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры каких не услышишь даже в кругу друзей. 5. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

Распределительный цифровой диктант

1. На обрыве что возвышался сзади в светлом небе чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

2. Казалось что город устал от зимы. (Д. Гранин)

3. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь.

4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры каких не услышишь даже в кругу друзей.

5. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

Распределительный цифровой диктант   6. В бурные осенние ночи когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра ужас разливался от старого замка. (В. Короленко) 7. Узнайте пожалуйста когда прибывает поезд из Самары. 8. Следователь догадался где может скрываться преступник. 9. Я уже знаю кто будет сегодня петь. 10. Кто сеет да веет тот не обеднеет. (Пословица). I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

Распределительный цифровой диктант

6. В бурные осенние ночи когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

7. Узнайте пожалуйста когда прибывает поезд из Самары.

8. Следователь догадался где может скрываться преступник.

9. Я уже знаю кто будет сегодня петь.

10. Кто сеет да веет тот не обеднеет. (Пословица).

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.  1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.

Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.

Словарно-орфографическая работа В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок.  Скульптор. Античные ваятели

Словарно-орфографическая работа

  • В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели

Синтаксический разбор  Реше..но было что он будет стоять   в Пятигорске.

Синтаксический разбор

Реше..но было что он будет стоять

в Пятигорске.

Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.  Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.  Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными

  • Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
  • Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
  • Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих». В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку.

  • Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
  • В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

Мой университет - www.moi-mummi.ru Мой университет - www.moi-mummi.ru Подведем итоги Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.  Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы …   К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …   словам со значением речи, мысли, действия косвенных падежей подчинительных союзов и союзных слов

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подведем итоги

  • Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.
  • Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы …

  • К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

словам со значением речи, мысли, действия

косвенных падежей

подчинительных союзов и союзных слов