СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку. Симфоническая картина "Празднества"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку. Симфоническая картина "Празднества"»

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

Симфоническая картина

«Празднества»

К. Дебюсси

В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников. В 70-е годы на различных парижских выставках появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ живописцев-академистов.  А. Сислей. Пейзаж в Севре К. Моне. Впечатление. Восход солнца К. Писсаро. Поля в Эраньи Э. Дега. Танцовщицы О. Ренуар. Четыре сезона. Весна

В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.

В 70-е годы на различных парижских выставках появились оригинальные картины К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуара, А. Сислея. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ живописцев-академистов.

А. Сислей.

Пейзаж в Севре

К. Моне. Впечатление.

Восход солнца

К. Писсаро. Поля в Эраньи

Э. Дега. Танцовщицы

О. Ренуар.

Четыре сезона.

Весна

Импрессионисты вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на водной глади, пестроту праздничной толпы. Они применяли особую технику пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений. Э. Мане. Сад в Бельвю П. Синьяк. Гавань в Марселе К. Моне. Хризантемы

Импрессионисты вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на водной глади, пестроту праздничной толпы. Они применяли особую технику пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений.

Э. Мане. Сад в Бельвю

П. Синьяк. Гавань в Марселе

К. Моне. Хризантемы

Импрессиони́зм   (фр. «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Появился во Франции и затем распространившееся по всему миру.

Импрессиони́зм  

(фр. «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Появился во Франции и затем распространившееся по всему миру.

Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Композиторы Э. Сати, К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют это течение в искусстве в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира. Одним из родоначальников музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства - гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.

Позднее, в 80-90-е годы, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Композиторы Э. Сати, К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют это течение в искусстве в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах-эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.

Одним из родоначальников музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства - гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.

Ашиль-Клод Дебюсси (1862-1918) Французский композитор, музыкальный критик, ведущий представитель музыкального  импрессионизма.

Ашиль-Клод Дебюсси

(1862-1918)

Французский композитор,

музыкальный критик,

ведущий представитель музыкального 

импрессионизма.

Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой. Дебюсси вошел в историю музыки как яркий представитель импрессионизма, его основатель и идеолог. Композитор стал властителем дум не только во Франции, но и во всем мире. С его творчества началась новая эпоха в музыке. Сам Дебюсси был не согласен с применением термина «импрессионизм» по отношению к своему творчеству. Однако история распорядилась иначе.

Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой.

Дебюсси вошел в историю музыки как яркий представитель импрессионизма, его основатель и идеолог. Композитор стал властителем дум не только во Франции, но и во всем мире. С его творчества началась новая эпоха в музыке. Сам Дебюсси был не согласен с применением термина «импрессионизм» по отношению к своему творчеству. Однако история распорядилась иначе.

Ашиль-Клод Дебюсси родился в 1862 году маленьком городке недалеко от Парижа. В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию, в которой учился довольно прилежно и даже в 1884 г. был награжден поездкой в Рим. В Италии композитор провел 4 года. За это время Дебюсси создал несколько произведений, среди которых были «Весна» и «Дева-избранница». В консерватории новый стиль композитора не одобрили, и Дебюсси закончил свое обучение.

Ашиль-Клод Дебюсси родился в 1862 году маленьком городке недалеко от Парижа.

В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию, в которой учился довольно прилежно и даже в 1884 г. был награжден поездкой в Рим.

В Италии композитор провел 4 года. За это время Дебюсси создал несколько произведений, среди которых были «Весна» и «Дева-избранница». В консерватории новый стиль композитора не одобрили, и Дебюсси закончил свое обучение.

В 1899 г. он получает приглашение от русской меценатки Надежды фон Мекк приехать в Россию. Служа учителем музыки в этой семье, Дебюсси не только получил возможность путешествовать по Европе, но и приобщиться к культуре России. За два года Дебюсси познакомился с творчеством Чайковского, Бородина Римского-Корсакова, Мусоргского. Проникся он и русской народной музыкой. Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории. Надежда Филаретовна фон Мекк   1831 – 1894

В 1899 г. он получает приглашение от русской меценатки Надежды фон Мекк приехать в Россию.

Служа учителем музыки в этой семье, Дебюсси не только получил возможность путешествовать по Европе, но и приобщиться к культуре России. За два года Дебюсси познакомился с творчеством Чайковского, Бородина Римского-Корсакова, Мусоргского. Проникся он и русской народной музыкой.

Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории.

Надежда Филаретовна фон Мекк

  1831 – 1894

В 1890 г. Дебюсси тесно общается с поэтами-символистами. Через 2 года он пишет симфоническую прелюдию «Послеобеденный отдых фавна» на одно из стихотворений С. Малларме. Произведение впервые было исполнено в Париже в 1894 году. Несмотря на все сложности и то, что прелюд был исполнен в конце долгой и утомительной программы, публика почувствовала, что она слышит нечто поразительно новое в отношении формы, гармонии и инструментальной краски, и немедленно вызвала исполнить произведение на бис. С того момента имя композитора Дебюсси стало известно каждому.

В 1890 г. Дебюсси тесно общается с поэтами-символистами. Через 2 года он пишет симфоническую прелюдию «Послеобеденный отдых фавна» на одно из стихотворений С. Малларме.

Произведение впервые было исполнено в Париже в 1894 году.

Несмотря на все сложности и то, что прелюд был исполнен в конце долгой и утомительной программы, публика почувствовала, что она слышит нечто поразительно новое в отношении формы, гармонии и инструментальной краски, и немедленно вызвала исполнить произведение на бис. С того момента имя композитора Дебюсси стало известно каждому.

В 1912 году великий русский импресарио Сергей Дягилев решил показать Балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», хореографом-постановщиком и исполнителем которого стал прославленный Вацлав Нижинский. Балет завоевал прочное место в мировом классическом репертуаре. Сергей Павлович Дягилев 1872 – 1929 Русский театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже Вацлав Фомич Нижинский 1889 – 1950 Русский танцовщик и хореограф польского происхождения

В 1912 году великий русский импресарио Сергей Дягилев решил показать

Балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», хореографом-постановщиком и исполнителем которого стал прославленный Вацлав Нижинский.

Балет завоевал прочное место в мировом классическом репертуаре.

Сергей Павлович Дягилев 1872 – 1929 Русский театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже

Вацлав Фомич Нижинский

1889 – 1950

Русский танцовщик

и хореограф

польского происхождения

Интеллектуальная жизнь Парижа пошатнулась с началом Первой мировой войны в 1914 году. К тому времени Дебюсси был уже серьёзно болен раком. Но он всё ещё создавал новую выдающуюся музыку, например фортепианные этюды, оркестровые произведения. Начало войны вызвало у Дебюсси подъём патриотических чувств, в печати он подчёркнуто называл себя «французский музыкант». Он умер в Париже в 1918 году во время обстрела города немцами, всего за несколько месяцев до окончательной победы союзников.

Интеллектуальная жизнь Парижа пошатнулась с началом Первой мировой войны в 1914 году. К тому времени Дебюсси был уже серьёзно болен раком. Но он всё ещё создавал новую выдающуюся музыку, например фортепианные этюды, оркестровые произведения. Начало войны вызвало у Дебюсси подъём патриотических чувств, в печати он подчёркнуто называл себя «французский музыкант». Он умер в Париже в 1918 году во время обстрела города немцами, всего за несколько месяцев до окончательной победы союзников.

«Ноктюрны» Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами». В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей.  Дж. М. Уистлер. Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета

«Ноктюрны»

Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами».

В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей.

Дж. М. Уистлер.

Ноктюрн в черном и золотом.

Падающая ракета

Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа. Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором. Дж. М. Уистлер. Ноктюрн в синем и серебряном.  Венеция, лагуна

Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа.

Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.

Дж. М. Уистлер.

Ноктюрн в синем и серебряном.

Венеция, лагуна

«Празднества» Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия ... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник ... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной. Николай Сапунов. Ночной праздник

«Празднества»

Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия ... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник ... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной.

Николай Сапунов. Ночной праздник

Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития. Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии. В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу. Симфоническая картина «Празднества»

Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития.

Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии.

В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.

Симфоническая картина «Празднества»

Своим творчеством Дебюсси пытался отстоять национальную музыкальную традицию Франции. Мировое же значение этого композитора заключается в его принципиальном и новаторском взгляде на гармонию, ритм, мелодию музыкального произведения, глобальном обновлении «музыкального языка». Подобно художникам-импрессионистам, он смог изобразить в музыке неуловимые эмоциональные переживания и настроения, красоту природы и жизни. Его творчество оказало огромное влияние на развитие музыки не только Франции, но и других стран в течение первой половины ХХ века.

Своим творчеством Дебюсси пытался отстоять национальную музыкальную традицию Франции. Мировое же значение этого композитора заключается в его принципиальном и новаторском взгляде на гармонию, ритм, мелодию музыкального произведения, глобальном обновлении «музыкального языка». Подобно художникам-импрессионистам, он смог изобразить в музыке неуловимые эмоциональные переживания и настроения, красоту природы и жизни. Его творчество оказало огромное влияние на развитие музыки не только Франции, но и других стран в течение первой половины ХХ века.

Музыкальный словарь Ноктюрн (nocturne), в переводе с французского – ночной. В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна. С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом. Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке. Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой есть определенный сюжет или название.

Музыкальный словарь

Ноктюрн (nocturne), в переводе с французского – ночной.

В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна.

С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом. Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке.

Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой есть определенный сюжет или название.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!