ЦЕЛИ
- воссоздать атмосферу эпохи
- сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»
- выявить художественную идею сказания
ПОДГОТОВКА К НОВОМУ МАТЕРИАЛУ
- Древнерусский летописец сравнил книги с реками. Каков смысл сравнения?
Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.
- Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?
Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.
Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника
Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?
- Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.
- Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.
Воссоздание эпохи «Культура Древней Руси»
- Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.
- Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.
До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах
- Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.
Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.
- Никольский собор на Ярославовом Дворище — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.
«Повесть временных лет»
Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Bот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить». Это труд многих людей, первый летописный свод был составлен в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы.
Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Нестор переработал текст, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.
ДВЕ ЧАСТИ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
1. Историко-этнографическая , связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе. В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей.
2. Датированная часть о киевских князьях . Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава. Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке. На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.
Трудные слова в «Сказании о белгородских колодцах»
- Корчага - сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси так называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.
- Латка - г ончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.
- Лукошко - гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.
- Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна отруби бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.
- Печенеги , русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русские земли.
Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах»
- Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду?
Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.
- Как можно оценить поступок белгородцев?
Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.
- Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси».
Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».
Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»
Выразительное чтение фрагмента из Повести временных лет»
- Какова интонация отрывка?
Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Что такое сказание?
- Что такое летопись?
- Первый летописный свод, дошедших до наших дней это…? Какой век и состав (части)?
- Какая идея «Сказания о белгородских колодцах»?
Идея – стремление белгородцев освободить Русскую землю от нашествия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Прочитать в учебнике определение исторической повести.
2.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем».
3.Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем».