Слитное и раздельное написание не с причастиями
Урок в 7 классе
Щербина Е. К., учитель русского языка и литературы МБОУ «Коротоякская» СОШ
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Конфуций.
Творческое угощение
- Купле..ый банан. Реза..ый батон. Лишё..ый шкурки баклажан Сваре..ый бульон. На масле жаре..ый бекон. Протуше..ый бифштекс. В духовке испечё..ый кекс В кастрюльку броше..ый чеснок Кури..ых ног. Вяле..ых лещей Дроблё..ый орех. Маринова..ный салат. Уникальный рецепт.
«Страна без частицы НЕ»
- Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.
«Страна с частицей НЕ»
- Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с НЕдоумением: Что за НЕлепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была НЕразбериха, И на НЕвзрачной клумбе у будки Голубые цвели НЕзабудки. И погода стояла НЕнастная, И гуляла собака НЕсчастная. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли НЕдоучки. И навстречу им утром рано НЕ Улыбалась царевна НЕСмеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.
Слитное и раздельное написание не
с различными частями речи
Раздельно
1. Г, С, П, если не употр. без не
ненавидеть
неразбериха
неряшливый
2. С, П, если = синоним без не
непогода (= плохая погода)
недалёкий (= близкий)
3. Неопределённые М:
некто
нечто
некоторый
несколько
4. Отрицательные М,если
не отделены предлогом
нечего
нечем
противопоставление с а
не счастье, а беда
не смелый, а трусливый
2. П, если употребляются со словами
далеко не
нисколько не
вовсе не
совсем не
ничуть не
Вовсе не вежливый юноша
3. Отрицательные М,
если отделены предлогом
не с чего
Слитно
- Чем бывает не?
- Частицей - пишется раздельно
- Приставкой - пишется слитно
- Частью корня - пишется слитно
Учитель : Как вы думаете, когда «не» пишется с причастиями раздельно?
Антон : Я думаю, всегда раздельно. Как глагол. Причастие - форма глагола.
Лиза : Я думаю, как прилагательное. Когда есть противопоставление, тогда раздельно, а если нет, то слитно.
Цели:
1. Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.
2. Научиться правильно писать не с причастиями.
3. Повторить правила написания не с другими частями речи.
Тема урока:
Слитное и раздельное написание
Не
с причастиями
Не с причастиями
Слитное написание
Раздельное написание
1. Причастие без НЕ не употребляется.
1. Причастие имеет противопоставление.
2. Причастие не имеет при себе зависимых слов.
2. Причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот).
3. Причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т.п.).
3. Причастие имеет краткую форму
Правописание НЕ с причастиями
1. Слово употребляется без НЕ ?
НЕТ ДА
Пиши слитно 2. В какой форме причастие?
В полной в краткой
Пиши раздельно
3.Есть ли противопоставление?
ДА НЕТ
Пиши раздельно
4. Есть ли зависимое слово?
ДА НЕТ
Пиши раздельно Пиши слитно
Алгоритм действия
1 шаг - определить, в полной или краткой форме употребляется причастие
а) если в краткой – пишем раздельно,
б) если в полной – смотри п.2
2 шаг - употребляется ли причастие без не-
а) если не употребляется – пишем слитно,
б) если употребляется – см. п.3
3 шаг - есть ли противопоставление с союзом «а»
а) если есть – пишем раздельно,
б) если нет – см. п.4
4 шаг - есть ли подчёркнутое отрицание
а) если есть – пишем раздельно,
б) если нет – см. п.5
5 шаг - есть ли у причастия зависимые слова
а) если нет – пишем слитно,
б) если есть – определяем, что они называют:
6 шаг – есть ли наречия меры и степени
а) если есть – пишем слитно,
б) если нет – пишем раздельно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ЛЕГЕНДА О ХРИЗАНТЕМЕ
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов.
Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку.
Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидевшему людей императору так и (не) удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков. На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
- К какому стилю речи относится текст?
- Какие средства выразительности используются в этом тексте?
Найдите ошибки в образовании причастий.
1. Хризантема, не боящая(ся) заморозков, считается постоянным спутником осени.
2. Одна из высших японских наград, не утратящих
своей ценности, называется орденом Хризантемы.
Работа по составлению текста
По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По преданию, ________ силы, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок : (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.
Цифровой диктант
- Не сшитый, а связанный костюм;
- трава не скошена;
- ненавидящий взгляд:
- не рассказанная на ночь сказка;
- нескошенная трава;
- правило не вызубренное,
а осознанное.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить
на практике
усвоил хорошо, но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за сотрудничество!