СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Зачин-биография      П.П.Кончаловский – известный русский художник. Одним из его пристрастий было написание ярких, красочных, реалистичных натюрмортов. Именно таким и является классический натюрморт «Сирень в корзине». Зачин-впечатление     Закройте глаза и почувствуйте густой запах свежести. Им пронизан весь воздух. Хотя на дворе лежит снег, к нам ворвался тонкий аромат весны – запах сирени. Откройте глаза – перед вами картина П.Кончаловского «Сирень в корзине». Это именно она перенесла нас в весну.   Зачин-легенда     Когда весна дарила краски и цветы, она щедрой  рукой разбрасывала их по земле. Но ближе к северу не осталось красок, кроме лиловой и белой. Тогда смешала она их с радугой  и кинула на землю. Так родилась сирень! Вглядитесь в неё на картине П.П.Кончаловского, не правда ли, она чудесна?  

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган» Урок развития речи Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Подготовила: учитель русского языка и литературы Лонгортова Марина Рифхатовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган»

Урок развития речи

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Лонгортова Марина Рифхатовна

Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского  «Сирень в корзине»

Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Цель урока:  продолжить обучение написанию сочинения по картине; дать понятие натюрморта; сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал,  пополнять свой лексический запас,  создавать текст-описание; устное и письменное описание предмета используя образно-выразительные средства языка, включая эпитеты и синонимы; научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Цель урока:

  • продолжить обучение написанию сочинения по картине;
  • дать понятие натюрморта;
  • сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал, пополнять свой лексический запас, создавать текст-описание;
  • устное и письменное описание предмета используя образно-выразительные средства языка, включая эпитеты и синонимы;
  • научить учащихся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
                                            .   Задачи урока:  Образовательная : обучение написанию сочинения-описания по картине; углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей; повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач; организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.; обучение составлению сложного плана к сочинению-описанию;  обучение детей грамотному письму.

.

Задачи урока:

Образовательная :

  • обучение написанию сочинения-описания по картине;
  • углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных связей;
  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.;
  • обучение составлению сложного плана к сочинению-описанию;
  • обучение детей грамотному письму.
                                 Задачи урока:  Развивающая : развивать орфографическую зоркость; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности; научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаключения; творческие способности детей:  а) придумывать и/или подбирать слова и словосочетания, составлять предложения для описания предмета – сирени;  б) составление синквейна на основе обобщения изученного материала.

Задачи урока:

Развивающая :

  • развивать орфографическую зоркость;
  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности;
  • научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаключения;
  • творческие способности детей:

а) придумывать и/или подбирать слова и словосочетания, составлять предложения для описания предмета – сирени;

б) составление синквейна на основе обобщения изученного материала.

                                 Задачи урока:   Воспитательная : формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений; воспитывать интерес к богатству русского языка; вырабатывать умение работать в коллективе, парах, группах, индивидуально; создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения; воспитывать любовь к своей стране, гордость за талантливых соотечественников.

Задачи урока:

Воспитательная :

  • формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений;
  • воспитывать интерес к богатству русского языка;
  • вырабатывать умение работать в коллективе, парах, группах, индивидуально;
  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения;
  • воспитывать любовь к своей стране, гордость за талантливых соотечественников.
                                 Задачи урока:  Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Задачи урока:

Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

                                Этимология  Сирень – слово заимствовано из немецкого языка, восходит к греческому syrigx – «трубка», которая образуется в результате легкого выдавливания сердцевины веток.

Этимология

Сирень – слово заимствовано из немецкого языка, восходит к греческому syrigx – «трубка», которая образуется в результате легкого выдавливания сердцевины веток.

Словарная работа Натюрморт , -а, м. 1. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари. 2. Жанр живописи. (Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой) Натюрморт . Заимствовано в XIX веке из французского языка, где nature morte «мёртвая природа». (Из школьного этимологического словаря русского языка Н.М.Шанского, Т.А.Боброва)

Словарная работа

Натюрморт , -а, м. 1. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари.

2. Жанр живописи. (Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Натюрморт . Заимствовано в XIX веке из французского языка, где nature morte «мёртвая природа». (Из школьного этимологического словаря русского языка Н.М.Шанского, Т.А.Боброва)

Фрукты Натюрморт  с лилиями

Фрукты Натюрморт с лилиями

Пётр Петрович Кончаловский  1876 – 1956  живописец, народный художник России (1946),  действительный член АХ СССР (1947) Пётр Петрович Кончаловский родился в 1876 году на территории нынешней Украины, в дворянской семье. Учился в Харьковской школе рисования, в Москве, позже – в Париже, затем при Петербургской Академии художеств. Молодой художник смело пробовал свои силы в различных направлениях живописи, писал пейзажи, портреты, но более всего ему удавались натюрморты. Его картинам свойственны яркие краски.

Пётр Петрович Кончаловский 1876 – 1956 живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947)

  • Пётр Петрович Кончаловский родился в 1876 году на территории нынешней Украины, в дворянской семье. Учился в Харьковской школе рисования, в Москве, позже – в Париже, затем при Петербургской Академии художеств. Молодой художник смело пробовал свои силы в различных направлениях живописи, писал пейзажи, портреты, но более всего ему удавались натюрморты. Его картинам свойственны яркие краски.
Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца"

Это интересно Потомки знаменитого художника П. Кончаловского не менее известны – это режиссёры Никита Михалков, Андрон Кончаловский (внуки художника), актёр и режиссёр Егор Михалков –Кончаловский (правнук). Никита Михалков и Андрон Кончаловский являются и продолжателями рода знаменитого художника Василия Сурикова (приходятся ему правнуками)

Это интересно

  • Потомки знаменитого художника П. Кончаловского не менее известны – это режиссёры Никита Михалков, Андрон Кончаловский (внуки художника), актёр и режиссёр Егор Михалков –Кончаловский (правнук). Никита Михалков и Андрон Кончаловский являются и продолжателями рода знаменитого художника Василия Сурикова (приходятся ему правнуками)
  Натюрморты Кончаловского   « Сирень в кошёлке» «Сирень в двух корзинах»

Натюрморты Кончаловского « Сирень в кошёлке» «Сирень в двух корзинах»

 «Сирень и подрамник» «Сирень на окне»

«Сирень и подрамник» «Сирень на окне»

 « Сирень в корзине»

« Сирень в корзине»

 Пётр Петрович Кончаловский любил писать натюрморты, но больше всего он любил изображать цветы.  Он писал их так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Художник говорил, что «в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
  • Пётр Петрович Кончаловский любил писать натюрморты, но больше всего он любил изображать цветы.

Он писал их так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. Художник говорил, что «в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».

«Я пишу цветы как музыкант играет гаммы»  П.Кончаловский
  • «Я пишу цветы как музыкант играет гаммы»

П.Кончаловский

Всеволод Рождественский Прогремела гроза, прошумела, Затухая, грохочет вдали. Золотые лучи словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли.  Воздух полон прохлады и тени, Встала радуга светлым венцом, И тяжелые грозди сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу бежать наугад, — Окунуться в душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь — дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь , В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.

Всеволод Рождественский

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь ,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Легенда о Сирени

  • … Существует древнегреческая легенда – Легенда о Сирени
  • Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах.
  • Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.
  • Вот так гласит древнегреческая легенда .
  • Одна из скандинавских легенд утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце. Солнце в сопровождении радуги пошло над землёй. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с лучами радуги и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда весна перемешала солнечный и лиловый цвета радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и щедро рассыпала белый цвет по земле, а из него получилась белая звёздчатая сирень.
Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.   Сравнение — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.   Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.   Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Мета́фора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Сравнение — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным. Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

«В этом букете всё цветёт, живёт, радуется»

«В этом букете всё цветёт, живёт, радуется»

Сирень свежая  роскошная  ароматная  чудная

Сирень

свежая роскошная ароматная чудная

Аромат сирени Прекрасный Чарующий Нежный Таинственный Загадочный Удивительный Упоительный Медвяный

Аромат сирени

  • Прекрасный
  • Чарующий
  • Нежный
  • Таинственный
  • Загадочный
  • Удивительный
  • Упоительный
  • Медвяный
Цветы сирени Маленькие Хрупкие Нежные Крошечные Звёздочки

Цветы сирени

  • Маленькие
  • Хрупкие
  • Нежные
  • Крошечные
  • Звёздочки
Гроздья Тяжёлые Развесистые Крупные Влажные Мокрые от росы и дождя Нарядные Свежие Пышные

Гроздья

  • Тяжёлые
  • Развесистые
  • Крупные
  • Влажные
  • Мокрые от росы и дождя
  • Нарядные
  • Свежие
  • Пышные
Оттенки цвета Белоснежный Голубоватый Серебристый Лиловый Сиреневый Красноватый Фиолетовый Бледно-розовый

Оттенки цвета

  • Белоснежный
  • Голубоватый
  • Серебристый
  • Лиловый
  • Сиреневый
  • Красноватый
  • Фиолетовый
  • Бледно-розовый
Корзина Плетёная из ивовых прутьев

Корзина

  • Плетёная из ивовых прутьев
Настроение Радость Восхищение Спокойствие

Настроение

  • Радость
  • Восхищение
  • Спокойствие
План 1. П.Кончаловский – мастер изображения цветов. 2. Чудесный букет сирени.  а) Цвет.  б) Гроздья.  в) Листья.  г) Букет. 3. «В букете всё живёт, цветёт и радуется» (П.Кончаловский).

План

1. П.Кончаловский – мастер изображения цветов.

2. Чудесный букет сирени.

а) Цвет.

б) Гроздья.

в) Листья.

г) Букет.

3. «В букете всё живёт, цветёт и радуется» (П.Кончаловский).

 Зачин-биография  П.П.Кончаловский – известный русский художник. Одним из его пристрастий было написание ярких, красочных, реалистичных натюрмортов. Именно таким и является классический натюрморт «Сирень в корзине». Зачин-впечатление  Закройте глаза и почувствуйте густой запах свежести. Им пронизан весь воздух. Хотя на дворе лежит снег, к нам ворвался тонкий аромат весны – запах сирени. Откройте глаза – перед вами картина П.Кончаловского «Сирень в корзине». Это именно она перенесла нас в весну.   Зачин-легенда  Когда весна дарила краски и цветы, она щедрой рукой разбрасывала их по земле. Но ближе к северу не осталось красок, кроме лиловой и белой. Тогда смешала она их с радугой и кинула на землю. Так родилась сирень! Вглядитесь в неё на картине П.П.Кончаловского, не правда ли, она чудесна?

Зачин-биография

П.П.Кончаловский – известный русский художник. Одним из его пристрастий было написание ярких, красочных, реалистичных натюрмортов. Именно таким и является классический натюрморт «Сирень в корзине».

Зачин-впечатление

Закройте глаза и почувствуйте густой запах свежести. Им пронизан весь воздух. Хотя на дворе лежит снег, к нам ворвался тонкий аромат весны – запах сирени.

Откройте глаза – перед вами картина П.Кончаловского «Сирень в корзине». Это именно она перенесла нас в весну.

 

Зачин-легенда

Когда весна дарила краски и цветы, она щедрой рукой разбрасывала их по земле. Но ближе к северу не осталось красок, кроме лиловой и белой. Тогда смешала она их с радугой и кинула на землю. Так родилась сирень! Вглядитесь в неё на картине П.П.Кончаловского, не правда ли, она чудесна?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!