СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Типы личности. Темперамент"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана в помощь учителю в проведении практического занятия по определению учащимися собственного типа темперамента. Следующим файлом загружены вопросы для учащихся для определения собственного типа темперамента.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Типы личности. Темперамент"»

Типы личности Темперамент ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Типы личности

Темперамент

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Эмоции — это психические реакции на определённые жизненные ситуации. Положительные эмоции  (радость, счастье, удовольствие)   возникают, если успешно удовлетворяется какая-нибудь потребность. Если же нет возможности достичь желаемого, то возникают  отрицательные эмоции  (разочарование, обида, страх).   Человек выражает эмоции не только словами, но также с помощью мимики и жестов, которые усиливают значение слов и помогают более точно передать свои мысли и чувства собеседнику.  

Эмоции — это психические реакции на определённые жизненные ситуации.

Положительные эмоции  (радость, счастье, удовольствие)   возникают, если успешно удовлетворяется какая-нибудь потребность.

Если же нет возможности достичь желаемого, то возникают  отрицательные эмоции  (разочарование, обида, страх).

 

Человек выражает эмоции не только словами, но также с помощью мимики и жестов, которые усиливают значение слов и помогают более точно передать свои мысли и чувства собеседнику.

 

Проявление эмоций обусловлено деятельностью отделов промежуточного мозга и коры больших полушарий.   В формировании эмоций участвуют височные и лобные доли коры.

Проявление эмоций обусловлено деятельностью отделов промежуточного мозга и коры больших полушарий.   В формировании эмоций участвуют височные и лобные доли коры.

И. П. Павлов сформулировал представление  об индивидуальных типах ВНД . Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения. С ила  нервной системы проявляется в её работоспособности, т. е. устойчивости к длительному воздействию раздражителя. Уравновешенность  нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения. Подвижность  нервной системы — это быстрота и лёгкость сменяемости процессов возбуждения и торможения.

И. П. Павлов сформулировал представление  об индивидуальных типах ВНД . Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения.

С ила  нервной системы проявляется в её работоспособности, т. е. устойчивости к длительному воздействию раздражителя.

Уравновешенность  нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.

Подвижность  нервной системы — это быстрота и лёгкость сменяемости процессов возбуждения и торможения.

Сила № 1. Оценка + Оценка - 2. Уравновешенность № 3. 4. 1. Оценка + 5. Оценка - Подвижность 2. 6. № 3. 1. Оценка + 4. 7. 2. 8. 5. Оценка - 9. 6. 3. 4. 10. 7. 5. 11. 8. 6. 9. 12. 7. 13. 10. 14. 11. 8. 9. Сумма 12. 10. 13. 11. 14. 12. Сумма 13. 14. Сумма

Сила

1.

Оценка +

Оценка -

2.

Уравновешенность

3.

4.

1.

Оценка +

5.

Оценка -

Подвижность

2.

6.

3.

1.

Оценка +

4.

7.

2.

8.

5.

Оценка -

9.

6.

3.

4.

10.

7.

5.

11.

8.

6.

9.

12.

7.

13.

10.

14.

11.

8.

9.

Сумма

12.

10.

13.

11.

14.

12.

Сумма

13.

14.

Сумма

Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы Утвердительный ответ : Баллы +3 Неопределенный ответ а) в высшей степени б) в средней степени +2 0 Отрицательный ответ : в) в малой степени +1 а) в малой степени - 1 б) в средней степени - 2 в) в высшей степени - 3

Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы

Утвердительный ответ :

Баллы

+3

Неопределенный ответ

а) в высшей степени

б) в средней степени

+2

0

Отрицательный ответ :

в) в малой степени

+1

а) в малой степени

- 1

б) в средней степени

- 2

в) в высшей степени

- 3

50% и более – высокая 49 – 25% - средняя 24 – 0% - низкая

50% и более – высокая

49 – 25% - средняя

24 – 0% - низкая

Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.

Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип

  • характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются.
  • При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок.
  • Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией.
  • Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.
У  сангвиника  нервная система сильного, уравновешенного, подвижного типа. Человек с таким темпераментом спокойный, доверчивый, работоспособный и внимательный.

У  сангвиника  нервная система сильного, уравновешенного, подвижного типа. Человек с таким темпераментом спокойный, доверчивый, работоспособный и внимательный.

Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип.   Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип.  

  • Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные;
  • угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции.
  • Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями.
  • Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.
Флегматик  обладает сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Обычно флегматики спокойны, медлительны, малоактивны. У них высокая работоспособность, но затруднено формирование новых навыков и привычек.  

Флегматик  обладает сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Обычно флегматики спокойны, медлительны, малоактивны. У них высокая работоспособность, но затруднено формирование новых навыков и привычек.  

Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип.   Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип.  

  • Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса.
  • Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы.
  • Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении.
  • Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями.
  • Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.
Холерику  характерен сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением.  Это активный, эмоциональный, энергичный человек.

Холерику  характерен сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением. 

Это активный, эмоциональный, энергичный человек.

Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип.   Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. 

  • Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы.
  • Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям.
  • Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная.
  • Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются.
  • У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.
Меланхолику  характерен слабый тип нервной системы. Это малообщительный человек, неуверенный в своих силах. Он плохо приспосабливается к условиям среды, но способен к нестандартным творческим решениям.

Меланхолику  характерен слабый тип нервной системы. Это малообщительный человек, неуверенный в своих силах. Он плохо приспосабливается к условиям среды, но способен к нестандартным творческим решениям.

У людей редко бывает выражен один темперамент. Чаще сочетаются черты разных темпераментов, но один преобладает.

У людей редко бывает выражен один темперамент. Чаще сочетаются черты разных темпераментов, но один преобладает.