СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 10-м классе по теме: "Средства выразительности языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к  уроку в 10-м классе по теме:  "Средства выразительности языка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 10-м классе по теме: "Средства выразительности языка"»

«СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА» 2018 г.

«СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА»

2018 г.

Цели урока: Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

 Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? Повторить термины; Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности; Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

  • Повторить термины;
  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
 Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Терминологический диктант.  Гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, перифраза, аллегория, параллелизм, эпифора, умолчание.  Гротеск, ирония, синекдоха, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, парцелляция.

Терминологический диктант.

Гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, перифраза, аллегория, параллелизм, эпифора, умолчание.

Гротеск, ирония, синекдоха, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, парцелляция.

Задание 1. Кроссворд 1
  • Задание 1.
  • Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"
  • По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
  • По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
А

А

Задание 2 «СОЛНЫШКО»

Задание 2 «СОЛНЫШКО»

    Разграничьте в следующих примерах: А – олицетворение Б – перифразу В – метонимию Г – сравнение  1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов) 2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин) 3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот.(Б.Пастернак) 4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа.(А.Пушкин)

Разграничьте в следующих примерах:

А – олицетворение

Б – перифразу

В – метонимию

Г – сравнение

1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)

2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)

3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене,

как обалдевший кашалот.(Б.Пастернак)

4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана

(т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа.(А.Пушкин)

Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А. Пушкин) И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи. (В. Высоцкий) Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей (А. Блок)
  • Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А. Пушкин)
  • И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи. (В. Высоцкий)
  • Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей (А. Блок)
А - олицетворение Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А. Пушкин) В - сравнение И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи. (В. Высоцкий) Б - метафора Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей (А. Блок)

А - олицетворение

  • Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А. Пушкин)

В - сравнение

  • И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи. (В. Высоцкий)

Б - метафора

  • Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей (А. Блок)
1) Уведи меня в ночь, где течёт Енисей, где сосна до звезды достаёт.  (О. Мандельштам) 2) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов) 3) Налетели на мёртвого жирные карандаши. (О. Мандельштам) 4) Я три тарелки съел. (И. Крылов)

1) Уведи меня в ночь, где течёт Енисей, где сосна до звезды достаёт.

(О. Мандельштам)

2) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов)

3) Налетели на мёртвого жирные карандаши. (О. Мандельштам)

4) Я три тарелки съел. (И. Крылов)

1) Уведи меня в ночь, где течёт Енисей, где сосна до звезды достаёт.  (О. Мандельштам) ГИПЕРБОЛА 2) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов) ЛИТОТА 3) Налетели на мёртвого жирные карандаши. (О. Мандельштам) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 4) Я три тарелки съел. (И. Крылов) МЕТОНИМИЯ

1) Уведи меня в ночь, где течёт Енисей, где сосна до звезды достаёт.

(О. Мандельштам) ГИПЕРБОЛА

2) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов) ЛИТОТА

3) Налетели на мёртвого жирные карандаши. (О. Мандельштам) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

4) Я три тарелки съел. (И. Крылов) МЕТОНИМИЯ

Домашнее задание. Гротеск, ирония, синекдоха, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, парцелляция.  (подобрать примеры)

Домашнее задание.

Гротеск, ирония, синекдоха, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, парцелляция.

(подобрать примеры)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!