Строение и жизнедеятельность
бактерий.
Учитель биологии:
МОУ Пронинская СОШ
Викторова Н.А.
2025 г
Задачи урока:
1.Выявить особенности строения бактерий.
2.Уметь сравнивать растительную и бактериальную клетки.
3.Научиться определять их формы.
4.Выяснить способы питания бактерий особенности размножения.
Отдел Зеленые водоросли, хламидомонада
- Сходство : наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы;
- Различие : состав клеточной стенки (муреин), ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.
Типы питания бактерий
Автотрофные бактерии
Сапрофиты
Паразиты
Задания но формирование естественнонаучной грамотности
Молочнокислые невидимки Марина и Игорь жили с родителями на даче. Вечером произошла авария и отключили электричество. Мама сказала: «Холодильник до утра разморозится, надо спасать молоко». Когда Марина и Игорь поинтересовались, как спасать, мама ответила: «Будем сквашивать молоко в кисломолочный продукт, простоквашу. А помогут это сделать молочнокислые бактерии». Затем она достала из холодильника кувшин с молоком и положила в него несколько больших ложек сметаны.
Задание 1 Почему для получения кисломолочного продукта простокваши свежее молоко смешивают со сметаной? Отметьте один верный вариант ответа. 1. Сметана не даст молоку прокиснуть 2. В сметане есть молочнокислые бактерии. 3. Со сметаной молоко загустеет. 4. Сметана придаст молоку кислый вкус.
Задание 2. Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко. Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось. Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные показаны на графике ниже.
Задание 2 Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ. Ответ:__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Задание 3
Из Интернета ребята узнали, что кроме молочнокислых существуют уксуснокислые, гнилостные бактерии и ещё множество других. Гнилостные бактерии способствуют порче продуктов. Разумеется, все эти бактерии нельзя увидеть невооруженным взглядом, но они существуют везде: в воздухе, воде, почве. Ребята спросили, а сквасится ли молоко, если его просто оставить на столе, ничего не добавляя. И мама ответила, что молоко сквасится, но такой способ сквашивания не желателен.
Задание 3 Почему не желательно сквашивание молока без добавления кисломолочного продукта сметаны? Отметьте один верный вариант ответа. 1. В молоко попадут только гнилостные бактерии. 2. В молоке окажется слишком много разных бактерий. 3. В молоке погибнут имеющиеся бактерии. 4. В молоко не попадут молочнокислые бактерии.
Задание 4. Ребята решили провести эксперимент. Они взяли две одинаковые банки с молоком и в каждую банку добавили по ложке сметаны. Одну банку оставили при комнатной температуре, другую поставили в холодильник. Через 12 часов ребята проверили, что у них получилось. Задание 4 Что хотели узнать ребята в результате своего эксперимента? Запишите свой ответ.
Размножение бактерий.
На йдите в учебнике описание данных рисунков и объясните роль спорообразования в жизни бактерий
- Вывод.
- По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные.
- Большинство бактерий размножаются путем простого деления на две идентичные дочерние клетки.
- Некоторые бактерии в неблагоприятных условиях способны образовывать особые защитные формы — споры, покоящиеся клетки с отсутствием метаболической активности.
- Многие бактерии подвижны
Оценка приращения знаний и умений
Критерии результативности
«5»
1.Распознавать и описывать бактериальную клетку .
«4»
2.Доказывать, что бактерии-живые организмы.
«3»
3.Преобразовывать информацию.
«2»
4.Проводить самостоятельное изучение объектов природы.
5.Самостоятельно работать с текстовым материалом, иллюстрациями учебника .
Список использованных источников
1.Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. авт. Захаров В.Б., Сонин Н.И.-М.:Дрофа, 2010
2. Наплекова Н.Н. Микробные препараты.
http://www.argo-shop.com.ua/catalog_total.php?tovar_id=425
3. Изображение «Ребенок заболел ангиной»
http://www.kazved.ru/Thumbnail.aspx?w=670&img=/ uploadimg/554571_130950_step-48ce1daf6287ab6252221b3a66ea8654.jpg
4.Изображение «Архебактерии» http://my-edu.ru/edu_bio/51_1_4_1.html
5.Изображение «Оксифотобактерии» http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=447754&AID=613513
6.Изображение «Настоящие бактерии» http://razvitie05.ru/prokarioti/bakterii.php
7.Изображение «Сенная палочка»
http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:EscherichiaColi_NIAID.jpg&filetimestamp=20050410214037&uselang=ru
8.Изображение «Бактериальная клетка» http://900igr.net/kartinki/biologija/Klassifikatsija-zhivykh-organizmov/019-Nadtsarstvo-Prokarioty.htm
- 9lИнтерактив. «Формы бактериальных клеток» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/view/
- 10.Изображение «Патогенные бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/view/
- 11.Анимация. Размножение бактерий http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/view/
- 12.Анимация. «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/view/
- 13.Изображение «Растительная клетка» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001f9-1000-4ddd-aabb-140046b3269f/view/
- 14.Интерактив. Биологические карты "Бактерии»
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1 /view/