СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 7 классе "Бактерии-строение и жизнедеятельность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Бактерии-строение и жизнедеятельность", с использованием заданий на формирование функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 7 классе "Бактерии-строение и жизнедеятельность"»

  Строение и жизнедеятельность бактерий.   Учитель биологии: МОУ Пронинская СОШ Викторова Н.А. 2025 г

Строение и жизнедеятельность

бактерий.

Учитель биологии:

МОУ Пронинская СОШ

Викторова Н.А.

2025 г

Задачи урока: 1.Выявить особенности строения бактерий. 2.Уметь сравнивать растительную и бактериальную клетки. 3.Научиться определять их формы. 4.Выяснить способы питания бактерий особенности размножения.

Задачи урока:

1.Выявить особенности строения бактерий.

2.Уметь сравнивать растительную и бактериальную клетки.

3.Научиться определять их формы.

4.Выяснить способы питания бактерий особенности размножения.

  Отдел Зеленые водоросли, хламидомонада

Отдел Зеленые водоросли, хламидомонада

Сходство : наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы; Различие : состав клеточной стенки (муреин), ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.
  • Сходство : наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы;
  • Различие : состав клеточной стенки (муреин), ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.
Типы питания бактерий Автотрофные бактерии Гетеротрофные бактерии Сапрофиты Паразиты

Типы питания бактерий

Автотрофные бактерии

  • Гетеротрофные бактерии

Сапрофиты

Паразиты

Задания но формирование естественнонаучной грамотности Молочнокислые невидимки  Марина и Игорь жили с родителями на даче. Вечером произошла авария и отключили  электричество. Мама сказала: «Холодильник до утра разморозится, надо спасать молоко».  Когда Марина и Игорь поинтересовались, как спасать, мама ответила: «Будем сквашивать  молоко в кисломолочный продукт, простоквашу. А помогут это сделать молочнокислые  бактерии». Затем она достала из холодильника кувшин с молоком и положила в него  несколько больших ложек сметаны.

Задания но формирование естественнонаучной грамотности

Молочнокислые невидимки Марина и Игорь жили с родителями на даче. Вечером произошла авария и отключили электричество. Мама сказала: «Холодильник до утра разморозится, надо спасать молоко». Когда Марина и Игорь поинтересовались, как спасать, мама ответила: «Будем сквашивать молоко в кисломолочный продукт, простоквашу. А помогут это сделать молочнокислые бактерии». Затем она достала из холодильника кувшин с молоком и положила в него несколько больших ложек сметаны.

Задание 1  Почему для получения кисломолочного продукта простокваши свежее молоко  смешивают со сметаной? Отметьте один верный вариант ответа.  1. Сметана не даст молоку прокиснуть  2. В сметане есть молочнокислые бактерии.  3. Со сметаной молоко загустеет.  4. Сметана придаст молоку кислый вкус.

Задание 1 Почему для получения кисломолочного продукта простокваши свежее молоко смешивают со сметаной? Отметьте один верный вариант ответа. 1. Сметана не даст молоку прокиснуть 2. В сметане есть молочнокислые бактерии. 3. Со сметаной молоко загустеет. 4. Сметана придаст молоку кислый вкус.

Задание 2.  Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко.  Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось.  Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как  размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные  показаны на графике ниже.   Задание 2  Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ.  Ответ:__________________________________________________________________________  ________________________________________________________________________________  ________________________________________________________________________________

Задание 2. Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко. Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось. Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные показаны на графике ниже.

Задание 2 Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ. Ответ:__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Задание 3 Из Интернета ребята узнали, что кроме молочнокислых существуют уксуснокислые,  гнилостные бактерии и ещё множество других. Гнилостные бактерии способствуют порче  продуктов. Разумеется, все эти бактерии нельзя увидеть невооруженным взглядом, но они  существуют везде: в воздухе, воде, почве.  Ребята спросили, а сквасится ли молоко, если его просто оставить на столе, ничего не  добавляя. И мама ответила, что молоко сквасится, но такой способ сквашивания не  желателен.

Задание 3

Из Интернета ребята узнали, что кроме молочнокислых существуют уксуснокислые, гнилостные бактерии и ещё множество других. Гнилостные бактерии способствуют порче продуктов. Разумеется, все эти бактерии нельзя увидеть невооруженным взглядом, но они существуют везде: в воздухе, воде, почве. Ребята спросили, а сквасится ли молоко, если его просто оставить на столе, ничего не добавляя. И мама ответила, что молоко сквасится, но такой способ сквашивания не желателен.

Задание 3  Почему не желательно сквашивание молока без добавления кисломолочного продукта  сметаны? Отметьте один верный вариант ответа.  1. В молоко попадут только гнилостные бактерии.  2. В молоке окажется слишком много разных бактерий.  3. В молоке погибнут имеющиеся бактерии.  4. В молоко не попадут молочнокислые бактерии.

Задание 3 Почему не желательно сквашивание молока без добавления кисломолочного продукта сметаны? Отметьте один верный вариант ответа. 1. В молоко попадут только гнилостные бактерии. 2. В молоке окажется слишком много разных бактерий. 3. В молоке погибнут имеющиеся бактерии. 4. В молоко не попадут молочнокислые бактерии.

Задание 4.  Ребята решили провести эксперимент. Они взяли две одинаковые банки с молоком и в  каждую банку добавили по ложке сметаны. Одну банку оставили при комнатной  температуре, другую поставили в холодильник. Через 12 часов ребята проверили, что у них  получилось.  Задание 4  Что хотели узнать ребята в результате своего эксперимента? Запишите свой ответ.

Задание 4. Ребята решили провести эксперимент. Они взяли две одинаковые банки с молоком и в каждую банку добавили по ложке сметаны. Одну банку оставили при комнатной температуре, другую поставили в холодильник. Через 12 часов ребята проверили, что у них получилось. Задание 4 Что хотели узнать ребята в результате своего эксперимента? Запишите свой ответ.

Размножение бактерий.

Размножение бактерий.

На йдите в учебнике описание данных рисунков и объясните роль спорообразования в жизни бактерий

На йдите в учебнике описание данных рисунков и объясните роль спорообразования в жизни бактерий

Вывод. По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные. Большинство бактерий размножаются путем простого деления на две идентичные дочерние клетки.  Некоторые бактерии в неблагоприятных условиях способны образовывать особые защитные формы — споры, покоящиеся клетки с отсутствием метаболической активности.  Многие бактерии подвижны
  • Вывод.
  • По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные.
  • Большинство бактерий размножаются путем простого деления на две идентичные дочерние клетки.
  • Некоторые бактерии в неблагоприятных условиях способны образовывать особые защитные формы — споры, покоящиеся клетки с отсутствием метаболической активности.
  • Многие бактерии подвижны
Оценка приращения знаний и умений Критерии результативности «5» 1.Распознавать и описывать бактериальную клетку . «4» 2.Доказывать, что бактерии-живые организмы. «3» 3.Преобразовывать информацию.  «2» 4.Проводить самостоятельное изучение объектов природы. 5.Самостоятельно работать с текстовым материалом, иллюстрациями учебника .

Оценка приращения знаний и умений

Критерии результативности

«5»

1.Распознавать и описывать бактериальную клетку .

«4»

2.Доказывать, что бактерии-живые организмы.

«3»

3.Преобразовывать информацию.

«2»

4.Проводить самостоятельное изучение объектов природы.

5.Самостоятельно работать с текстовым материалом, иллюстрациями учебника .

Список использованных источников 1.Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. авт. Захаров В.Б., Сонин Н.И.-М.:Дрофа, 2010 2. Наплекова Н.Н. Микробные препараты.  http://www.argo-shop.com.ua/catalog_total.php?tovar_id=425  3. Изображение «Ребенок заболел ангиной» http://www.kazved.ru/Thumbnail.aspx?w=670&img=/ uploadimg/554571_130950_step-48ce1daf6287ab6252221b3a66ea8654.jpg 4.Изображение «Архебактерии» http://my-edu.ru/edu_bio/51_1_4_1.html 5.Изображение «Оксифотобактерии» http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=447754&AID=613513 6.Изображение «Настоящие бактерии» http://razvitie05.ru/prokarioti/bakterii.php  7.Изображение «Сенная палочка» http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:EscherichiaColi_NIAID.jpg&filetimestamp=20050410214037&uselang=ru 8.Изображение «Бактериальная клетка» http://900igr.net/kartinki/biologija/Klassifikatsija-zhivykh-organizmov/019-Nadtsarstvo-Prokarioty.htm

Список использованных источников

1.Биология. Многообразие живых организмов» учебник 7 класс. авт. Захаров В.Б., Сонин Н.И.-М.:Дрофа, 2010

2. Наплекова Н.Н. Микробные препараты.

http://www.argo-shop.com.ua/catalog_total.php?tovar_id=425

3. Изображение «Ребенок заболел ангиной»

http://www.kazved.ru/Thumbnail.aspx?w=670&img=/ uploadimg/554571_130950_step-48ce1daf6287ab6252221b3a66ea8654.jpg

4.Изображение «Архебактерии» http://my-edu.ru/edu_bio/51_1_4_1.html

5.Изображение «Оксифотобактерии» http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=447754&AID=613513

6.Изображение «Настоящие бактерии» http://razvitie05.ru/prokarioti/bakterii.php

7.Изображение «Сенная палочка»

http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:EscherichiaColi_NIAID.jpg&filetimestamp=20050410214037&uselang=ru

8.Изображение «Бактериальная клетка» http://900igr.net/kartinki/biologija/Klassifikatsija-zhivykh-organizmov/019-Nadtsarstvo-Prokarioty.htm

    9lИнтерактив. «Формы бактериальных клеток» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/view/  10.Изображение «Патогенные бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/view/ 11.Анимация. Размножение бактерий http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/view/  12.Анимация.  «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/view/ 13.Изображение «Растительная клетка» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001f9-1000-4ddd-aabb-140046b3269f/view/ 14.Интерактив. Биологические карты
    • 9lИнтерактив. «Формы бактериальных клеток» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/view/
    • 10.Изображение «Патогенные бактерии» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/view/
    • 11.Анимация. Размножение бактерий http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/view/
    • 12.Анимация. «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/view/
    • 13.Изображение «Растительная клетка» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001f9-1000-4ddd-aabb-140046b3269f/view/
    • 14.Интерактив. Биологические карты "Бактерии»
    • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1 /view/


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

    Закрыть через 5 секунд
    Комплекты для работы учителя