История сонаты
Презентация к уроку в 7 классе
Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки
г. Санкт-Петербург
СОНАТА - это жанр камерной инструментальной музыки.
Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать».
Впервые так стали называть свои произведения итальянские композиторы XVI в. И тогда сонатами называли любую инструментальную музыку.
В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты. Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
Камерные сонаты - это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента.
В это время первенствующее значение приобрела соната для сольного инструмента с сопровождением, в первую очередь для скрипки .
В XVII— XVIII вв. скрипичные сонаты сочиняют крупнейшие итальянские композиторы — Дж. Витали, Дж. Тартини, А. Корелли, А. Вивальди.
XIII век.
Г. Ф. Гендель и особенно И. С. Бах уже создают сонаты для клавишного инструмента.
К этому времени соната оформилась как многочастная инструментальная пьеса с богатым образно-эмоциональным содержанием.
Георг Фридрих Гендель
Иоганн Себастьян Бах
С конца XVIII в. на первый план по своему значению выдвигается фортепьянная соната.
Фортепьяно пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство оттенков громкой и тихой игры; оно способно было и на стремительную беглость, и на оркестровое громогласие.
Все эти качества с особой силой проявилисв фортепьянных сонатах Л. Бетховена , хотя многое в этом направлении сделали его предшественники — Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. Клементи.
Моцарт
17 сонат
Гайдн
Клементи
Более 50 сонат
160 сонат
Каждая бетховенская соната – это новый шаг вперед в освоении выразительных ресурсов фортепиано, тогда еще совсем юного инструмента. В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен никогда не обращался к клавесину, признавая только фортепиано.
Бетховен придал сонатам симфонический размах, масштабность («Аврора», «Аппассионата»). В общей сложности им написано 53 сонаты для ф-но и разных ансамблей.
Соната — один из основных жанров камерно-инструментальной музыки.
Она существует не только как жанр, но и как форма.
Сонатная форма — одна из самых развитых форм инструментальной музыки. Она типична для первых частей
сонатно-симфонического цикла (в это понятие входят сонаты,
симфонии, квартеты и многие другие крупные произведения).
Композиторы-романтики Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, И.Брамс в своих сонатах по-новому раскрыли беспокойный, мятежный, изменчивый внутренний мир человека.
Наибольшее количество сонат написано в 3 частях, но встречаются сонаты 2-хчастные и 4-хчастные.
Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью .
Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
В русской музыке фортепьянная соната достигает своего расцвета в конце XIX — начале XX в. (П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.)
Сонаты для самых разных инструментов создали композиторы XX века С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Р. Щедрин и другие.
Все более сложными и разнообразными становятся в них и музыкальный язык, и принципы построения, и содержание.
Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически, более проста по содержанию.
Моцарт
Клементи
Бетховен