СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку «Вид, его критерии и структура». 9-й класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1-я группа -  морфологический критерий

 

      Это был первый и долгое время единственный критерий для описания вида. На основе этого критерия К. Линней построил свою Систему Природы.       Морфологический критерий самый заметный и удобный, он и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого, большую синицу от хохлатой и длиннохвостой, клевер луговой от люпиновидного.       Таким образом, близкие виды могут отличаться по малозаметным признакам. Существуют виды-двойники, настолько схожие, что использовать морфологический критерий для их разграничения очень трудно. Таких видов много среди малярийных комаров (6 видов-двойников), дрозофил, сиговых рыб. Даже у птиц 5% видов –двойников, а в одном ряду североамериканских сверчков их 17, чёрная крыса (2 вида с 38 и49 хромосомами). Использование одного морфологического критерия может привести к ошибочным выводам. Так, К. Линней по особенностям строения отнес самца и самку кряквы к разным видам. Сейчас, когда установлено, что у вида может быть много форм, морфологический критерий не всегда удовлетворяет ученых.

Недостатки: виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Вид, его критерии и структура». 9-й класс»

« Вид, его критерии и структура»  Выполнила : Старкова А.А. – учитель биологии МКОУ «Защитенская СОШ» 2020 г

« Вид, его критерии и структура» Выполнила : Старкова А.А. – учитель биологии МКОУ «Защитенская СОШ»

2020 г

 Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж.Реем, обозначающего одну из систематических групп:   сходных строению длительно между особей потомство группа ареал естественный вид способных по скрещиваться и давать свободно плодовитое занимающих собой

Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж.Реем, обозначающего одну из систематических групп:

 

сходных строению длительно между особей потомство группа ареал естественный вид способных по скрещиваться и давать свободно плодовитое занимающих собой

 Один вид или два разных вида ?  Черная смородина Красная смородина

Один вид или два разных вида ?

Черная смородина

Красная смородина

 Один вид или два разных вида ? Заяц-русак  Заяц -беляк

Один вид или два разных вида ?

Заяц-русак

Заяц -беляк

Развитие представлений о виде Вид - совокупность сходных особей Аристотель

Развитие представлений о виде

Вид - совокупность сходных особей

Аристотель

Вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству. Виды постоянны, они неизменны . Карл Линней

Вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству.

Виды постоянны, они неизменны .

Карл Линней

Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков. Жан Батист Ламарк

Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.

Жан Батист Ламарк

Вид — совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, имеющих общее происхождение м схожее поведение . Чарльз Дарвин

Вид — совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, имеющих общее происхождение м схожее поведение .

Чарльз Дарвин

Критерии вида Критерии вида — это признаки, по которым один вид отличается от другого.  Морфологический Физиологический Биохимический Экологический Географический Генетический

Критерии вида

Критерии вида — это признаки, по которым один вид отличается от другого.

  • Морфологический
  • Физиологический
  • Биохимический
  • Экологический
  • Географический
  • Генетический
 Ментальная карта «Критерии вида»

Ментальная карта «Критерии вида»

Вывод  Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида, только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма

Вывод

Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида, только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма

 Биологическая задача № 1 Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Биологическая задача № 1

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Биологическая задача № 2  Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин -белобочка и критерием вида, к которому эту характеристику относят.  Характеристика Критерий вида А) Животные обитают в волной среде 1) морфологический Б) Величина тела – 160-260 см 2) физиологический В) Самцы на 6-10 см крупнее самок 3) экологический Г) Животные ведут стадный образ жизни Д) Беременность самок продолжается  10-11 месяцев Е) Хищники питаются разными видами рыб

Биологическая задача № 2

Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин -белобочка и критерием вида, к которому эту характеристику относят.

Характеристика Критерий вида

А) Животные обитают в волной среде 1) морфологический

Б) Величина тела – 160-260 см 2) физиологический

В) Самцы на 6-10 см крупнее самок 3) экологический

Г) Животные ведут стадный образ жизни

Д) Беременность самок продолжается

10-11 месяцев

Е) Хищники питаются разными видами рыб

Биологическая задача № 3 Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните

Биологическая задача № 3

Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните

Домашнее задание П.39, вопросы, индивидуальные задания

Домашнее задание

П.39, вопросы, индивидуальные задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя