Владимир Маяковский. Новаторство и словотворчество урок-мастерская
Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаёшь и говоришь векам истории и мирозданию
- … Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребёнки, ни щётки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперёд. Гордый своей внешностью, он писал: “Иду — красивый, двадцатидвухлетний”.. .
- Ю.П. Анненков
«Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».
Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук.
Впечатление неотразимое.
Желтая кофта
- Основные принципы футуризма:
-
- Анархическое бунтарство.
- Свобода творчества.
- Отказ от литературных и языковых норм.
- Устремленность в будущее.
- Неприятие буржуазной морали.
- Эпатаж как средство выразительности.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Противопоставление себя окружающему миру;
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Противопоставление себя окружающему миру;
- Неприятие серенького, обывательского мирка;
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Противопоставление себя окружающему миру;
- Неприятие серенького, обывательского мирка;
- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Противопоставление себя окружающему миру;
- Неприятие серенького, обывательского мирка;
- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;
- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Противопоставление себя окружающему миру;
- Неприятие серенького, обывательского мирка;
- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;
- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;
- Устремленность в будущее;
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Противопоставление себя окружающему миру;
- Неприятие серенького, обывательского мирка;
- Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру;
- Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир;
- Устремленность в будущее;
- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913 г.
«Ночь» (1912)
- Каково содержание стихотворения? Все ли понятно?
- Что обозначают слова «багровый и белый отброшен и скомкан»? И почему «скомкан»?
- Как вы понимаете выражение « черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты»?
- Что такое «синие тоги», «громада из смеха отлитого кома» и кто такие арапы?
- Как вы думаете, что Маяковского интересует больше: содержание или форма выражения своих мыслей?
- : «изъиздеваюсь»,
- «декабрый вечер»,
- «любеночек»,
- «наслезненные глаза»,
- «дождь обрыдал»
- «Адище города»
СЛОВОТВОРЧЕСТВО
… Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку.
«Если звёзды зажигают- значит, это кому – нибудь нужно?»
«Скрипка и немножко нервно»
Лиля Брик
Я читаю Маяковского
Спасибо за внимание!