СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Взаимоотношения человека и природы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к бинарному уроку литературы и экологии "Взаимоотношения человека и природы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Взаимоотношения человека и природы"»

« Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо». М.Пришвин. Тема: «Взаимоотношения человека и природы» Преподаватель русского языка и литературы Степанова Е.Е. Преподаватель экологии Сапрыкина Н.В.

« Сам человек только в зеркале природы

может увидеть своё настоящее лицо».

М.Пришвин.

Тема: «Взаимоотношения человека и природы»

Преподаватель русского языка и литературы Степанова Е.Е.

Преподаватель экологии

Сапрыкина Н.В.

Цели урока: проанализировать эпизоды,  выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы; исследовать и оценить авторскую позицию, найти подтверждение изучаемым фактам в области экологии; обобщить опорные положения в виде эссе(домашняя работа).

Цели урока:

  • проанализировать эпизоды,

выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы;

  • исследовать и оценить авторскую позицию, найти подтверждение изучаемым фактам в области экологии;
  • обобщить опорные положения в виде эссе(домашняя работа).
 В.П.Астафьев  (1924 – 2001)  В.Г.Распутин  (р. 1937)

В.П.Астафьев

(1924 – 2001)

В.Г.Распутин

(р. 1937)

Тест

1. Что такое экология?

    1) наука о взаимодействии человека и природы;   2)    система знаний об экосистемах; 3)    наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;    4) сведения об экологических проблемах; 5) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой; 6)   система знаний о растительном и животном мире;     7)    наука о биосфере;

8) затрудняюсь ответить.

2. Какие Вы знаете экологические проблемы современности? (назовите 2-3)

3.Что такое Красная книга?

1) список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране; 2) описание экологических проблем современности; 3) перечень лучших дел человечества по охране природы; 4) перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе; 5) описание наиболее красивых объектов, явлений природы;

6) затрудняюсь ответить.

4. Что такое биосфера? 1)   совокупность растений и животных;

2)   живая оболочка планеты;

3)   пространство существования жизни на Земле;

4) взаимосвязь человека и природы;

5) животный мир;

6) видовое разнообразие растений; 7) затрудняюсь ответить.

- каково взаимоотношение природы и человека в произведениях В.Астафьева и В.Распутина? - можно ли ставить такой вопрос: кто главный – человек или природа?
  • - каково взаимоотношение природы и человека в произведениях В.Астафьева и В.Распутина?
  • - можно ли ставить такой вопрос: кто главный – человек или природа?
Какой представлена Матёра в повести В. Распутина?

Какой представлена Матёра в повести В. Распутина?

Вопрос 3 группе

Вопрос 3 группе

Почему автор считает, что мы, читатели должны знать историю Матёры? Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть .

Почему автор считает, что мы, читатели должны знать историю Матёры?

  • Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть .
    Каким образом Валентин Распутин решает проблему взаимоотношений человека и природы?   Распутин ищет пути решения проблем в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывая к их сохранению.

Каким образом Валентин Распутин решает проблему взаимоотношений человека и природы?

  • Распутин ищет пути решения проблем в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывая к их сохранению.
дома   ОГОРОДЫ Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации. «Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку. Должно уйти под воду всё:  КЛАДБИЩЕ

дома

ОГОРОДЫ

Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.

Должно уйти под воду всё:

КЛАДБИЩЕ

ВСЁ... луга, леса, цветы…

ВСЁ...

луга, леса, цветы…

Молога была стерта с лица земли вследствие создания Рыбинского водохранилища. Под воду ушло порядка 700 деревень и сел, 3 монастыря, 140 церквей, а также 294 местных жителя, которые отказались от переселения. Сегодня Молога является олицетворением трагедии, городом-призраком, который то исчезает, то появляется в обмельчавших водах, впечатляя и ужасая пейзажами разрушения. Как рассказывают очевидцы, в осеннюю пору, в особенности после засушливого лета, город подымается из-под вод, напоминая о случившемся.

Молога была стерта с лица земли вследствие создания Рыбинского водохранилища. Под воду ушло порядка 700 деревень и сел, 3 монастыря, 140 церквей, а также 294 местных жителя, которые отказались от переселения. Сегодня Молога является олицетворением трагедии, городом-призраком, который то исчезает, то появляется в обмельчавших водах, впечатляя и ужасая пейзажами разрушения. Как рассказывают очевидцы, в осеннюю пору, в особенности после засушливого лета, город подымается из-под вод, напоминая о случившемся.

Какие проблемы ставит Распутин в повести? Это проблемы и вечные и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны, всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия НТП для цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными. Благая цель – промышленное развитие края, строительство электростанции – достигается ценой, которую платить безнравственно.

Какие проблемы ставит Распутин в повести?

  • Это проблемы и вечные и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны, всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия НТП для цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными. Благая цель – промышленное развитие края, строительство электростанции – достигается ценой, которую платить безнравственно.
Посмотрим презентацию «экологов» о влиянии ГЭС на окружающую среду

Посмотрим презентацию «экологов» о влиянии ГЭС на окружающую среду

« Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к её святыням.                                                                                (В. Распутин)

« Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё что угодно, кроме одного - равнодушия к родине и небрежения к её святыням.                                                                   (В. Распутин)

Веками жизнь дарила нам природа,  И мы считали этот долг за ней.  Беспечны, жадны были род от рода,  И вот для нас настали дни потерь.     Дни катаклизмов, боли, разрушений  В наш мир приходят за волной волна.  Всю грязь от наших жутких подношений  Природа   возвращает   нам   с полна.      Горят леса, земля себя взрывает,  Вновь тает лёд и тонут острова.  И тёплый климат в зиму отступает,  И исчезает в родниках вода.   Надежда в государство убывает,  Пришёл черёд наш, граждане земли.  Пусть каждый человек на свете знает,  Что жизнь планеты может он спасти.   ( Евгений Пинский )

Веками жизнь дарила нам природа, И мы считали этот долг за ней. Беспечны, жадны были род от рода, И вот для нас настали дни потерь.   Дни катаклизмов, боли, разрушений В наш мир приходят за волной волна. Всю грязь от наших жутких подношений Природа   возвращает   нам   с полна.    Горят леса, земля себя взрывает, Вновь тает лёд и тонут острова. И тёплый климат в зиму отступает, И исчезает в родниках вода. Надежда в государство убывает, Пришёл черёд наш, граждане земли. Пусть каждый человек на свете знает, Что жизнь планеты может он спасти.  

( Евгений Пинский )

 Законы экологии (Б.Коммонер) Первый закон . Все связано со всем. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (например, осушение болот приводит к обмелению рек). Второй закон . Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании. Третий закон . Природа

Законы экологии (Б.Коммонер)

Первый закон . Все связано со всем. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (например, осушение болот приводит к обмелению рек).

Второй закон . Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.

Третий закон . Природа "знает" лучше. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней.

Четвертый закон . Ничто не дается даром. Это закон рационального природопользования.

В.П.Астафьев «Царь-рыба»

В.П.Астафьев «Царь-рыба»

 Группа экологов расскажет об ошибках, допущенных при строительстве ГЭС, цена за которые более чем дорогая

Группа экологов расскажет об ошибках, допущенных при строительстве ГЭС, цена за которые более чем дорогая

Кто противостоит природе, кого ей стоит опасаться? Многочисленные образы браконьеров, губящих все живое. Браконьерами Астафьев считает не только тех, кто губит непосредственную природу, как «чушанцы», которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят ее. Браконьер и «вольный человек» Гога Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку и прилегающие к ней земли.

Кто противостоит природе, кого ей стоит опасаться?

  • Многочисленные образы браконьеров, губящих все живое. Браконьерами Астафьев считает не только тех, кто губит непосредственную природу, как «чушанцы», которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят ее. Браконьер и «вольный человек» Гога Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку и прилегающие к ней земли.
Группа экологов расскажет про царь-рыбу  и о последствиях хищнического вылова осетра

Группа экологов расскажет про царь-рыбу и о последствиях хищнического вылова осетра

Человек-часть природы Человек и природа- единое целое

Человек-часть природы

Человек и природа- единое целое

Дух захватывает от неповторимой,

Дух захватывает от неповторимой,

воистину колдовской красотищи!

воистину колдовской красотищи!

Рачительность,

Рачительность,

привязанность, верность,

привязанность, верность,

материнская любовь

материнская любовь

Жадность, алчность,

Жадность, алчность,

хищничество, безрассудство,

хищничество, безрассудство,

жестокость

жестокость

Варварское отношение к окружающей

Варварское отношение к окружающей

среде ведет к варварскому отношению

среде приводит к варварскому отношению

к человеческой природе, нравственному

к человеческой природе, нравственному

браконьерству, т.е

браконьерству, т.е

«забывается в человеке человек»

«забывается в человеке человек»

Природа порой ставит человека в

Природа порой ставит человека в

тяжелые условия, когда он вынужден

тяжелые условия, когда он вынужден

бороться, чтобы выжить. Силы для

бороться, чтобы выжить. Силы для

этого дают ему чуткость, человечность,

этого дают ему чуткость, человечность,

доброта, как солнце дает цветку

доброта, как солнце дает цветку

силы, чтобы зацвести

силы, чтобы зацвести

«…низколобое мурло

«Это она, моя душа наполнила

«…низколобое мурло

первобытного дикаря»

все вокруг беспокойством,

первобытного дикаря»

недоверием, ожиданием беды»

Красота души человеческой

Красота души человеческой

«сквозит и тайно светит»

«сквозит и тайно светит»

Автор показывает особую

значимость человека, живущего в

неразрывном единстве с природой

Автор показывает особую

значимость человека, живущего в

неразрывном единстве с природой

Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски , чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…

Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски , чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…

  Мое отношение к экологической деятельности 1.Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)? да, считаю;  скорее да, чем нет;  скорее нет, чем да;  нет, не считаю. да, считаю;  скорее да, чем нет;  скорее нет, чем да;  нет, не считаю. 2.Что вызывает у Вас   потребность заниматься экологической деятельностью? требования учителей;  любовь к природе;  стремление быть полезным;  сознание личной причастности к делу охраны природы;  требования родителей;  пример других людей;  интерес к экологическим проблемам; затрудняюсь ответить; требования учителей;  любовь к природе;  стремление быть полезным;  сознание личной причастности к делу охраны природы;  требования родителей;  пример других людей;  интерес к экологическим проблемам; затрудняюсь ответить; 3. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем? да; не совсем убежден; нет. да; не совсем убежден; нет.

Мое отношение к экологической деятельности

1.Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?

  • да, считаю; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет, не считаю.
  • да, считаю;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет, не считаю.

2.Что вызывает у Вас   потребность заниматься экологической деятельностью?

  • требования учителей; любовь к природе; стремление быть полезным; сознание личной причастности к делу охраны природы; требования родителей; пример других людей; интерес к экологическим проблемам; затрудняюсь ответить;
  • требования учителей;
  • любовь к природе;
  • стремление быть полезным;
  • сознание личной причастности к делу охраны природы;
  • требования родителей;
  • пример других людей;
  • интерес к экологическим проблемам;
  • затрудняюсь ответить;

3. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?

  • да; не совсем убежден; нет.
  • да;
  • не совсем убежден;
  • нет.
4. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?  1. правительство;  2. министерство охраны природы;  3. каждый человек;  4. специалисты в области охраны окружающей среды;  5. партия « зеленых » ;  6. наука. 5. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается? постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;  иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;  не интересуюсь этими проблемами;  делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; занимаюсь в природоведческом кружке; провожу исследования в природе; затрудняюсь ответить. постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;  иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;  не интересуюсь этими проблемами;  делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; занимаюсь в природоведческом кружке; провожу исследования в природе; затрудняюсь ответить.

4. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем? 1. правительство; 2. министерство охраны природы; 3. каждый человек; 4. специалисты в области охраны окружающей среды; 5. партия « зеленых » ; 6. наука.

5. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?

  • постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики; иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях; не интересуюсь этими проблемами; делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; занимаюсь в природоведческом кружке; провожу исследования в природе; затрудняюсь ответить.
  • постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;
  • иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;
  • не интересуюсь этими проблемами;
  • делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; занимаюсь в природоведческом кружке;
  • провожу исследования в природе;
  • затрудняюсь ответить.

6. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?

1. не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

  • не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность; экологическая деятельность – это очень трудно; большая загруженность другой работой; осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию; я не владею навыками и умениями экологической деятельности; это не мое дело;
  • не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;
  • экологическая деятельность – это очень трудно;
  • большая загруженность другой работой;
  • осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;
  • я не владею навыками и умениями экологической деятельности;
  • это не мое дело;

7. Что обычно определяет Ваше поведение в природе?

1.никогда не задумывался над этим;

2.бережное отношение к растениям и животным;

3.стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;

4. осознание долга за сохранение всего живого;

5.стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;

6.стремление насладиться красотой природы;

8.Оцените свой уровень экологической культуры

  • высокий; средневысокий; средненизкий; низкий; затрудняюсь оценить.
  • высокий;
  • средневысокий;
  • средненизкий;
  • низкий;
  • затрудняюсь оценить.

9. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

       1) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

2)стремление сохранить все многообразие природы;

3) здоровье будущих поколений;

4) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;   5) желание сохранить красоту окружающей нас природы.

   - Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?    Есть такой термин «экология души». Как вы его понимаете?  - Связаны ли между собой экология природы и «экология души»?

- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

  • Есть такой термин «экология души».

Как вы его понимаете?

- Связаны ли между собой экология природы и «экология души»?

- каково взаимоотношение природы и человека в произведениях В.Астафьева и В.Распутина? - можно ли ставить такой вопрос: кто главный – человек или природа?
  • - каково взаимоотношение природы и человека в произведениях В.Астафьева и В.Распутина?
  • - можно ли ставить такой вопрос: кто главный – человек или природа?
 Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Безнравственное отношение к природе - разрушает самого человека, нравственное – обогащает» или 2. «Конец существования Матёры – историческая неизбежность или человеческая ошибка»

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру

  • «Безнравственное отношение к природе - разрушает самого человека, нравственное – обогащает»

или

2. «Конец существования Матёры – историческая неизбежность или человеческая ошибка»

 Трудновато!

Трудновато!

 Ничего не понимаю! И не хочу понимать !

Ничего не понимаю! И не хочу понимать !

 Интересно! Понравилось!

Интересно! Понравилось!

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!