СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Жизнь и творчество М.Цветаевой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Жизнь и творчество М.Цветаевой".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Жизнь и творчество М.Цветаевой"»

«Идёшь, на меня похожий…» 26 сентября 1882г. Семья Марины Цветаевой «Вечерний альбом» Марина и Сергей Марина и Аля Окружение Марины Марина в послевоенные годы Марина и Георгий Возвращение на Родину Елабуга. Последние годы жизни
  • «Идёшь, на меня похожий…»
  • 26 сентября 1882г.
  • Семья Марины Цветаевой
  • «Вечерний альбом»
  • Марина и Сергей
  • Марина и Аля
  • Окружение Марины
  • Марина в послевоенные годы
  • Марина и Георгий
  • Возвращение на Родину
  • Елабуга. Последние годы жизни
Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала- тоже! Прохожий, остановись! Прочти- слепоты куриной И маков набрав букет- Что звали меня Мариной И сколько мне было лет

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала- тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти- слепоты куриной

И маков набрав букет-

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет

26 сентября 1882 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева  Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья,  Я родилась.   Спорили сотни  Колоколов.  День был субботний:  Иоанн Богослов.   Мне и доныне  Хочется грызть  Жаркой рябины  Горькую кисть.

26 сентября 1882 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Мария Александровна Цветаева  Иван Владимирович Цветаев Марина с Асей

Мария Александровна Цветаева

Иван Владимирович Цветаев

Марина с Асей

Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков- копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
  • Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков- копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось только одно –стать поэтом», --  говорила Марина.

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось только одно –стать поэтом», -- говорила Марина.

Стоишь у двери с саквояжем. Какая грусть в лице твоём! Пока не поздно, хочешь скажем В последний раз стихи вдвоём. Пусть повторяет общий голос Доныне общие слова, Но сердце на два раскололось И общий путь – на разных два. Пока не поздно, над роялем, Как встарь, головку опусти. Двойным улыбкам и печалям Споём последнее прости. Пора! Завязаны картонки, В ремни давно затянут плед… Храни господь твой голос звонкий И мудрый ум в шестнадцать лет ! «Марина Цветаева родилась в семье, - писала её дочь, - являвшей собой некий союз одиночеств». Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу .

Стоишь у двери с саквояжем.

Какая грусть в лице твоём!

Пока не поздно, хочешь скажем

В последний раз стихи вдвоём.

Пусть повторяет общий голос

Доныне общие слова,

Но сердце на два раскололось

И общий путь – на разных два.

Пока не поздно, над роялем,

Как встарь, головку опусти.

Двойным улыбкам и печалям

Споём последнее прости.

Пора! Завязаны картонки,

В ремни давно затянут плед…

Храни господь твой голос звонкий

И мудрый ум в шестнадцать лет !

«Марина Цветаева родилась в семье, - писала её дочь, - являвшей собой некий союз одиночеств». Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу .

Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

Знакомство Венчание
  • Знакомство
  • Венчание
 В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая…Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая…Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в вечности –жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно-бесполезны!- Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны.  В его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал без страху ! Такие – в роковые времена- Слагаю стансы – и иду на плаху Марина Цветаева обвенчалась С Сергеем Эфроном в январе 1912 года В Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в вечности –жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху !

Такие – в роковые времена-

Слагаю стансы – и иду на плаху

Марина Цветаева обвенчалась

С Сергеем Эфроном в январе

1912 года В Палашевской

церкви Рождества Христова

перед иконой «Взыскание

погибших». Затем их ожидало

свадебное путешествие

в Париж и Италию.

А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.

А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.

Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока восприняла Марина, как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не смела только коленопреклонялась». Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже.

Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока восприняла Марина, как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не смела только коленопреклонялась». Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже.

В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, — писала Марина, — то Мандельштам — его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым». В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук.

В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, — писала Марина, — то Мандельштам — его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым». В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук.

По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда А.Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: «разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна — Всея Руси искупительный глагол»: О муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.

По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда А.Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: «разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна — Всея Руси искупительный глагол»:

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.

С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы «Переулочки», «Молодец», «Егорушка», циклы стихов «Психея», «Разлука», «Ремесло». Берлин, Прага, Париж— по этим дорогам прошла вся судьба Марины.

С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы «Переулочки», «Молодец», «Егорушка», циклы стихов «Психея», «Разлука», «Ремесло». Берлин, Прага, Париж— по этим дорогам прошла вся судьба Марины.

1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур — так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», — писала Марина .

1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур — так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», — писала Марина .

Возвращение на Родину В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Эфрон. Летом 1939 года Марина вместе с сыном Георгием вернулись в Россию.

Возвращение на Родину

В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Эфрон. Летом 1939 года Марина вместе с сыном Георгием вернулись в Россию.

Елабуга. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Потерявшая близких, разлучённая с  немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, Марина Цветаева, находясь в глубокой депрессии, на этот раз утратила силу сопротивления ударам судьбы. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.

Елабуга.

Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Потерявшая близких, разлучённая с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, Марина Цветаева, находясь в глубокой депрессии, на этот раз утратила силу сопротивления ударам судьбы. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы сош с.Малая Быковка, Балаковского района Жданова М.В.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы

сош с.Малая Быковка, Балаковского района

Жданова М.В.