СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийная презентация

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"»

Применение  личностно-ориентированного подхода на уроках математики

Применение личностно-ориентированного подхода на уроках математики

«Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличаться от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.»  М. Пришвин

«Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличаться от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.»

М. Пришвин

Цель личностно - ориентированного образования – создание условий для развития у обучающихся:

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

  • способности к выбору;
  • умения рефлексировать, оценивать свою деятельность;
  • образа “Я” ;
  • ответственности;
  • автономности личности;

Организация личностно-ориентированного подхода предполагает включение таких моментов как:

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога, полилога;

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как:  “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по - моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.

Чтобы в процессе обучения умело учитывать личные особенности ученика, нужно в целом понимать, кто такой современный ученик Учитель – представитель поколения X( до 1979) или Y(с 1981 -1995) Современный ученик – представитель поколения Z (с 1996)  Homelanders (домоседы) ? Особенности обучения: - Клиповость мышления - краткое и красочного восприятия окружающего мира; - Внимание неустойчивое, быстрое переключение внимание, выполнение нескольких дел одновременно; Необходимо хорошо структурировать учебный процесс Обеспечивать «обратную связь» Сделать учебный материал «ярким и зримым» Подведение итогов каждого этапа обучения Помнить о важности устной коммуникации Использовать время эффективно Память кратковременная (запоминают не содержание, а место, где найти информацию) Личностные особенности: Гиперактивность Склонность к аутизации Совершенствование личности ученика через совершенствование личности педагога в личностно-ориентированном учебном процессе

Чтобы в процессе обучения умело учитывать личные особенности ученика, нужно в целом понимать, кто такой современный ученик

Учитель – представитель поколения X( до 1979) или Y(с 1981 -1995)

Современный ученик – представитель поколения Z (с 1996) Homelanders (домоседы)

?

Особенности обучения:

- Клиповость мышления - краткое и красочного восприятия окружающего мира;

- Внимание неустойчивое, быстрое переключение внимание, выполнение нескольких дел одновременно;

  • Необходимо хорошо структурировать учебный процесс
  • Обеспечивать «обратную связь»
  • Сделать учебный материал «ярким и зримым»
  • Подведение итогов каждого этапа обучения
  • Помнить о важности устной коммуникации
  • Использовать время эффективно
  • Память кратковременная (запоминают не содержание, а место, где найти информацию)

Личностные особенности:

Гиперактивность

Склонность к аутизации

Совершенствование личности ученика через совершенствование личности педагога в личностно-ориентированном учебном процессе

Педагогика XXI века – это  личностно-ориентированная педагогика. Использование личностно-ориентированного подхода на различных этапах урока Организационный момент . Критерий:  Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу; Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологическая подготовка к общению и предстоящей работе. Приёмы:  «Улыбнемся друг другу», «Каким будет наш урок», «Цветная рефлексия», «Цвет настроения». В старших классах использую эпиграфы к уроку, смысл которых соответствует в целом содержанию урока, его целям и задачам. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)  «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм.)  Чем больше я знаю, тем больше умею. Числа правят миром. (Пифагор)

Педагогика XXI века – это  личностно-ориентированная педагогика.

Использование личностно-ориентированного подхода на различных этапах урока

Организационный момент .

Критерий:  Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологическая подготовка к общению и предстоящей работе.

Приёмы:

«Улыбнемся друг другу», «Каким будет наш урок», «Цветная рефлексия», «Цвет настроения».

В старших классах использую эпиграфы к уроку, смысл которых соответствует в целом содержанию урока, его целям и задачам.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)

«Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм.)

Чем больше я знаю, тем больше умею.

Числа правят миром. (Пифагор)

Домашнее задание: В конце урока: этап информирования о домашнем задании В начале урока или в ходе урока: проверка домашнего задания Характер домашнего задания: Дифференцированное; Выходящее за пределы изучаемого материала; Творческие задания; Изготовление карточек, плакатов по систематизации теоретического материала; Разное задание разным группам Найди ошибку Продолжи решение Задай вопрос по заданному решению, когда слова исчезли Проверка экспертами Контроль правильности : самопроверка по шаблону; взаимопроверка, перекрёстный опрос, защита домашнего задания в группах

Домашнее задание:

В конце урока: этап информирования о домашнем задании

В начале урока или в ходе урока: проверка домашнего задания

Характер домашнего задания:

  • Дифференцированное;
  • Выходящее за пределы изучаемого материала;
  • Творческие задания;
  • Изготовление карточек, плакатов по систематизации теоретического материала;
  • Разное задание разным группам

Найди ошибку

Продолжи решение

Задай вопрос по заданному решению, когда слова исчезли

Проверка экспертами

Контроль правильности : самопроверка по шаблону; взаимопроверка, перекрёстный опрос, защита домашнего задания в группах

Решить задачу: Два пешехода движутся навстречу друг другу, первый со скоростью 4 км/ч, второй со скоростью 5 км/ч. Через какое время они встретятся, если расстояние между пунктами 18 км? В решении допущена ошибка. Найди ошибку Скорость 1 пешехода – 4км/ч Скорость 2 пешехода – 5 км/ч Расстояние между пунктами – 18 км Время встречи - ? Решение 4+5=9 (км/ч) – скорость движения 18:2=9(ч) – время встречи 9∙4=36 (км) – прошел первый пешеход 9∙5=45 (км) – прошел второй пешеход 4+5=9 (км/ч) – скорость движения 18:2=9(ч) – время встречи 9∙4=36 (км) – прошел первый пешеход 9∙5=45 (км) – прошел второй пешеход Ответ: встретились через 9 часов; 36 км - прошел первый; 45 км – прошел второй Задай вопрос Какие вопросы вызывает решение? Скорость 1 пешехода – 4км/ч Скорость 2 пешехода – 5 км/ч Расстояние между пунктами – 18 км Время встречи - ? Расстояние, которое прошел 1-ый - ? Расстояние, которое прошел 2-ой? Решение 1)  4+5=9 2)  18:9=2 3)  4∙2=8 4) 5∙2=10 Ответ: 2; 8;10

Решить задачу: Два пешехода движутся навстречу друг другу, первый со скоростью 4 км/ч, второй со скоростью 5 км/ч. Через какое время они встретятся, если расстояние между пунктами 18 км?

В решении допущена ошибка. Найди ошибку

Скорость 1 пешехода – 4км/ч

Скорость 2 пешехода – 5 км/ч

Расстояние между пунктами – 18 км

Время встречи - ?

Решение

  • 4+5=9 (км/ч) – скорость движения 18:2=9(ч) – время встречи 9∙4=36 (км) – прошел первый пешеход 9∙5=45 (км) – прошел второй пешеход
  • 4+5=9 (км/ч) – скорость движения
  • 18:2=9(ч) – время встречи
  • 9∙4=36 (км) – прошел первый пешеход
  • 9∙5=45 (км) – прошел второй пешеход

Ответ: встретились через 9 часов; 36 км - прошел первый; 45 км – прошел второй

Задай вопрос

Какие вопросы вызывает решение?

Скорость 1 пешехода – 4км/ч

Скорость 2 пешехода – 5 км/ч

Расстояние между пунктами – 18 км

Время встречи - ?

Расстояние, которое прошел 1-ый - ?

Расстояние, которое прошел 2-ой?

Решение

1) 4+5=9

2) 18:9=2

3) 4∙2=8

4) 5∙2=10

Ответ: 2; 8;10

Актуализация субъективного опыта обучающихся или  создание «ситуации успеха» Мой подход к проведению этапа: НЕЗНАЮЩИЕ ПУСТЬ НАУЧАТСЯ, ЗНАЮЩИЕ - ВСПОМНЯТ ЕЩЕ РАЗ». (Античный афоризм.) Цель этапа: 1) способствовать восприятию учащимися нового материала; 2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом. «Ситуация успеха» внушает ученику уверенность в собственных силах. У детей появляется желание достигнуть хороших результатов. Формы проведения : арифметическая головоломка занимательные задачи игра «Интеллектуальный марафон» арифметический, геометрический, графический диктанты блиц – турниры математическое лото Формы работы обучающихся: В парах, в четверках, в сменных парах, в малых группах. Если проводить индивидуальную работу – получаем слабый эффект актуализации знаний, так как незнающие останутся незнающими Принцип работы пары, группы: научился сам – научи другого

Актуализация субъективного опыта обучающихся или создание «ситуации успеха»

Мой подход к проведению этапа:

НЕЗНАЮЩИЕ ПУСТЬ НАУЧАТСЯ, ЗНАЮЩИЕ - ВСПОМНЯТ ЕЩЕ РАЗ».

(Античный афоризм.)

Цель этапа:

1) способствовать восприятию учащимися нового материала;

2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом. «Ситуация успеха» внушает ученику уверенность в собственных силах. У детей появляется желание достигнуть хороших результатов.

Формы проведения :

арифметическая головоломка

занимательные задачи

игра «Интеллектуальный марафон»

арифметический, геометрический, графический диктанты

блиц – турниры

математическое лото

Формы работы обучающихся:

В парах, в четверках, в сменных парах, в малых группах.

Если проводить индивидуальную работу – получаем слабый эффект актуализации знаний, так как незнающие останутся незнающими

Принцип работы пары, группы: научился сам – научи другого

Задание: « 4 вопроса» 3 вопрос 4 вопрос 2 вопрос 2 вопрос Форма работы обучающихся: сменные пары в микрогруппе по 4 человека 2 ученик 1 ученик 1 вопрос После выполнения задания обобщают, делают выводы, отвечают на вопросы: Какие знания понадобились для выполнения задания? 4 ученик 3 ученик 1 вопрос

Задание: « 4 вопроса»

3 вопрос

4 вопрос

2 вопрос

2 вопрос

Форма работы обучающихся: сменные пары в микрогруппе по 4 человека

2 ученик

1 ученик

1 вопрос

После выполнения задания обобщают, делают выводы, отвечают на вопросы:

Какие знания понадобились для выполнения задания?

4 ученик

3 ученик

1 вопрос

Подведение к теме урока. Целеполагание Подведение к теме урока: Сообщает учитель – редко Создание проблемной ситуации: учебная проблема как тема урока Прием «Яркое пятно» Установи связь между объектами и определи тему урока Вытекает из заданий, используемых на этапе актуализации опорных знаний Через исторический материал Следствие – самостоятельное определение обучающими целей Цели и задачи могут быть общие (урок изучения нового материала): Изучить Узнать Цели у обучающихся могут быть разные (урок повторения, урок обобщения, урок закрепления) Закрепить знания, умения, навыки Совершенствовать ЗУНы и передать другим Заполнение таблицы целей Построение дерева целей и задач Незаконченные фразы: «Я узнаю…», «Я научусь…»

Подведение к теме урока. Целеполагание

Подведение к теме урока:

  • Сообщает учитель – редко
  • Создание проблемной ситуации: учебная проблема как тема урока
  • Прием «Яркое пятно»
  • Установи связь между объектами и определи тему урока
  • Вытекает из заданий, используемых на этапе актуализации опорных знаний
  • Через исторический материал

Следствие – самостоятельное определение обучающими целей

Цели и задачи могут быть общие (урок изучения нового материала):

  • Изучить
  • Узнать

Цели у обучающихся могут быть разные (урок повторения, урок обобщения, урок закрепления)

  • Закрепить знания, умения, навыки
  • Совершенствовать ЗУНы и передать другим

Заполнение таблицы целей

Построение дерева целей и задач

Незаконченные фразы:

«Я узнаю…», «Я научусь…»

  Подведение к теме урока через учебную проблему: Подведение к теме урока через задания, которые невозможно решить:   9 класс. Алгебра 7 класс. Геометрия Решить уравнения: Построить треугольник с углами Какое свойство треугольника мы сегодня изучим? Какова тема урока? Решают первые три уравнения, после два – затрудняются Где возникли затруднения? Почему? Каких знаний не хватает? Какова тема урока? Каковы цели урока? После изучения нового материала возвращаемся к решению проблемы. Найди связь между понятиями, изображениями и попробуй определить тему урока. Понятие в математике, которое дает представление о геометрическом образе функции Тема урока: построение графиков функций с помощью производной Цель:   Отметка о достижении цели Примечание   (заполняется в конце урока)   Укажи, что осталось непонятым, какие возникли затруднения.  

 

Подведение к теме урока через учебную проблему:

Подведение к теме урока через задания, которые невозможно решить:

 

9 класс. Алгебра

7 класс. Геометрия

Решить уравнения:

Построить треугольник с углами

Какое свойство треугольника мы сегодня изучим? Какова тема урока?

Решают первые три уравнения, после два – затрудняются

Где возникли затруднения? Почему? Каких знаний не хватает?

Какова тема урока? Каковы цели урока?

После изучения нового материала возвращаемся к решению проблемы.

Найди связь между понятиями, изображениями и попробуй определить тему урока.

Понятие в математике, которое дает представление о геометрическом образе функции

Тема урока: построение графиков функций с помощью производной

Цель:

 

Отметка о достижении цели

Примечание

 

(заполняется в конце урока)

 

Укажи, что осталось непонятым, какие возникли затруднения.

 

Открытие нового знания Принцип Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа) На этом этапе каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Формы работы обучающихся: Организация учебной деятельности: В парах Мини-исследовательские задания, посильные для обучающихся; В малых группах Работа с учебником: вопросы к тексту, построение алгоритмов, схем, таблиц В больших группах Упражнение «Пазлы»

Открытие нового знания

Принцип

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)

На этом этапе каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Формы работы обучающихся:

Организация учебной деятельности:

В парах

Мини-исследовательские задания, посильные для обучающихся;

В малых группах

Работа с учебником: вопросы к тексту, построение алгоритмов, схем, таблиц

В больших группах

Упражнение «Пазлы»

Этап применения знаний На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. Приемы: Комментирование чтение. Вопросы к тексту. Лови ошибку. Отсроченная догадка. Пресс-конференция. Презентация. Прием

Этап применения знаний

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием "Снежный ком".
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием "Удивляй".
  • Фиш- боун .
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица "? + !"
Этап проверки знаний На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика. Приемы: Щадящий опрос . Деловые игры. Прием

Этап проверки знаний

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Щадящий опрос .
  • Деловые игры.
  • Прием "Да-нет".
  • Прием "Реставратор" .
  • Найди соответствие.
  • Творческие  тесты .
  • Мини-проекты или мини-исследования.
  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
  • Блиц-контрольные.
Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по QR-коду Средний уровень Средний уровень Достаточный уровень Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы. Достаточный уровень Высокий уровень Исследуйте функцию Высокий уровень Исследуйте функцию  на монотонность и экстремумы. на монотонность и экстремумы.    

Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по QR-коду

Средний уровень

Средний уровень

Достаточный уровень

Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.

Достаточный уровень

Высокий уровень

Исследуйте функцию

Высокий уровень

Исследуйте функцию

на монотонность и экстремумы.

на монотонность и экстремумы.

 

 

Этап рефлексии Этап рефлексии учебной деятельности на уроке На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Приемы: Таблица

Этап рефлексии

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

  • Таблица "+ - ?".
  • Свободный микрофон.
  • Дерево настроение.
  • Лестница успеха.
  • Анкетирование.
  • Цветотехника.
  • Пантомима.
  • Цветные поля .
  • Толстые и тонкие вопросы .
  • Синквейн.
  • Прием "Шкатулка".
Навыки 21 века – 4 «К» Креативность Критическое  мышление Коммуникативность Кооперация

Навыки 21 века – 4 «К»

Креативность

Критическое мышление

Коммуникативность

Кооперация