Применение личностно-ориентированного подхода на уроках математики
«Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличаться от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.»
М. Пришвин
Цель личностно - ориентированного образования – создание условий для развития у обучающихся:
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
- способности к выбору;
- умения рефлексировать, оценивать свою деятельность;
- образа “Я” ;
- ответственности;
- автономности личности;
Организация личностно-ориентированного подхода предполагает включение таких моментов как:
- учёт личностных особенностей учащихся;
- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога, полилога;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по - моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.
Чтобы в процессе обучения умело учитывать личные особенности ученика, нужно в целом понимать, кто такой современный ученик
Учитель – представитель поколения X( до 1979) или Y(с 1981 -1995)
Современный ученик – представитель поколения Z (с 1996) Homelanders (домоседы)
?
Особенности обучения:
- Клиповость мышления - краткое и красочного восприятия окружающего мира;
- Внимание неустойчивое, быстрое переключение внимание, выполнение нескольких дел одновременно;
- Необходимо хорошо структурировать учебный процесс
- Обеспечивать «обратную связь»
- Сделать учебный материал «ярким и зримым»
- Подведение итогов каждого этапа обучения
- Помнить о важности устной коммуникации
- Использовать время эффективно
- Память кратковременная (запоминают не содержание, а место, где найти информацию)
Личностные особенности:
Гиперактивность
Склонность к аутизации
Совершенствование личности ученика через совершенствование личности педагога в личностно-ориентированном учебном процессе
Педагогика XXI века – это личностно-ориентированная педагогика.
Использование личностно-ориентированного подхода на различных этапах урока
Организационный момент .
Критерий: Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;
Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологическая подготовка к общению и предстоящей работе.
Приёмы:
«Улыбнемся друг другу», «Каким будет наш урок», «Цветная рефлексия», «Цвет настроения».
В старших классах использую эпиграфы к уроку, смысл которых соответствует в целом содержанию урока, его целям и задачам.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)
«Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм.)
Чем больше я знаю, тем больше умею.
Числа правят миром. (Пифагор)
Домашнее задание:
В конце урока: этап информирования о домашнем задании
В начале урока или в ходе урока: проверка домашнего задания
Характер домашнего задания:
- Дифференцированное;
- Выходящее за пределы изучаемого материала;
- Творческие задания;
- Изготовление карточек, плакатов по систематизации теоретического материала;
- Разное задание разным группам
Найди ошибку
Продолжи решение
Задай вопрос по заданному решению, когда слова исчезли
Проверка экспертами
Контроль правильности : самопроверка по шаблону; взаимопроверка, перекрёстный опрос, защита домашнего задания в группах
Решить задачу: Два пешехода движутся навстречу друг другу, первый со скоростью 4 км/ч, второй со скоростью 5 км/ч. Через какое время они встретятся, если расстояние между пунктами 18 км?
В решении допущена ошибка. Найди ошибку
Скорость 1 пешехода – 4км/ч
Скорость 2 пешехода – 5 км/ч
Расстояние между пунктами – 18 км
Время встречи - ?
Решение
- 4+5=9 (км/ч) – скорость движения 18:2=9(ч) – время встречи 9∙4=36 (км) – прошел первый пешеход 9∙5=45 (км) – прошел второй пешеход
- 4+5=9 (км/ч) – скорость движения
- 18:2=9(ч) – время встречи
- 9∙4=36 (км) – прошел первый пешеход
- 9∙5=45 (км) – прошел второй пешеход
Ответ: встретились через 9 часов; 36 км - прошел первый; 45 км – прошел второй
Задай вопрос
Какие вопросы вызывает решение?
Скорость 1 пешехода – 4км/ч
Скорость 2 пешехода – 5 км/ч
Расстояние между пунктами – 18 км
Время встречи - ?
Расстояние, которое прошел 1-ый - ?
Расстояние, которое прошел 2-ой?
Решение
1) 4+5=9
2) 18:9=2
3) 4∙2=8
4) 5∙2=10
Ответ: 2; 8;10
Актуализация субъективного опыта обучающихся или создание «ситуации успеха»
Мой подход к проведению этапа:
НЕЗНАЮЩИЕ ПУСТЬ НАУЧАТСЯ, ЗНАЮЩИЕ - ВСПОМНЯТ ЕЩЕ РАЗ».
(Античный афоризм.)
Цель этапа:
1) способствовать восприятию учащимися нового материала;
2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом. «Ситуация успеха» внушает ученику уверенность в собственных силах. У детей появляется желание достигнуть хороших результатов.
Формы проведения :
арифметическая головоломка
занимательные задачи
игра «Интеллектуальный марафон»
арифметический, геометрический, графический диктанты
блиц – турниры
математическое лото
Формы работы обучающихся:
В парах, в четверках, в сменных парах, в малых группах.
Если проводить индивидуальную работу – получаем слабый эффект актуализации знаний, так как незнающие останутся незнающими
Принцип работы пары, группы: научился сам – научи другого
Задание: « 4 вопроса»
3 вопрос
4 вопрос
2 вопрос
2 вопрос
Форма работы обучающихся: сменные пары в микрогруппе по 4 человека
2 ученик
1 ученик
1 вопрос
После выполнения задания обобщают, делают выводы, отвечают на вопросы:
Какие знания понадобились для выполнения задания?
4 ученик
3 ученик
1 вопрос
Подведение к теме урока. Целеполагание
Подведение к теме урока:
- Сообщает учитель – редко
- Создание проблемной ситуации: учебная проблема как тема урока
- Прием «Яркое пятно»
- Установи связь между объектами и определи тему урока
- Вытекает из заданий, используемых на этапе актуализации опорных знаний
- Через исторический материал
Следствие – самостоятельное определение обучающими целей
Цели и задачи могут быть общие (урок изучения нового материала):
Цели у обучающихся могут быть разные (урок повторения, урок обобщения, урок закрепления)
- Закрепить знания, умения, навыки
- Совершенствовать ЗУНы и передать другим
Заполнение таблицы целей
Построение дерева целей и задач
Незаконченные фразы:
«Я узнаю…», «Я научусь…»
Подведение к теме урока через учебную проблему:
Подведение к теме урока через задания, которые невозможно решить:
9 класс. Алгебра
7 класс. Геометрия
Решить уравнения:
Построить треугольник с углами
Какое свойство треугольника мы сегодня изучим? Какова тема урока?
Решают первые три уравнения, после два – затрудняются
Где возникли затруднения? Почему? Каких знаний не хватает?
Какова тема урока? Каковы цели урока?
После изучения нового материала возвращаемся к решению проблемы.
Найди связь между понятиями, изображениями и попробуй определить тему урока.
Понятие в математике, которое дает представление о геометрическом образе функции
Тема урока: построение графиков функций с помощью производной
Цель:
Отметка о достижении цели
Примечание
(заполняется в конце урока)
Укажи, что осталось непонятым, какие возникли затруднения.
Открытие нового знания
Принцип
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
На этом этапе каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.
Формы работы обучающихся:
Организация учебной деятельности:
В парах
Мини-исследовательские задания, посильные для обучающихся;
В малых группах
Работа с учебником: вопросы к тексту, построение алгоритмов, схем, таблиц
В больших группах
Упражнение «Пазлы»
Этап применения знаний
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы:
- Комментирование чтение.
- Вопросы к тексту.
- Лови ошибку.
- Отсроченная догадка.
- Пресс-конференция.
- Презентация.
- Прием "Снежный ком".
- Рассказ-эстафета.
- Прием "Удивляй".
- Аукцион.
- Реклама.
- Таблица "? + !"
Этап проверки знаний
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы:
- Деловые игры.
- Прием "Да-нет".
- Найди соответствие.
- Творческие тесты .
- Мини-проекты или мини-исследования.
- Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
- Блиц-контрольные.
Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по QR-коду
Средний уровень
Средний уровень
Достаточный уровень
Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.
Достаточный уровень
Высокий уровень
Исследуйте функцию
Высокий уровень
Исследуйте функцию
на монотонность и экстремумы.
на монотонность и экстремумы.
Этап рефлексии
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы:
- Таблица "+ - ?".
- Свободный микрофон.
- Дерево настроение.
- Лестница успеха.
- Анкетирование.
- Цветотехника.
- Пантомима.
- Цветные поля .
- Толстые и тонкие вопросы .
- Синквейн.
- Прием "Шкатулка".
Навыки 21 века – 4 «К»
Креативность
Критическое мышление
Коммуникативность
Кооперация